— Правда ли Бог сказал: «Не ешьте ни с какого дерева в саду»?
— Мы можем есть плоды с деревьев сада,
— Где ты?
— Я услышал Тебя[18] в саду и испугался, потому что я наг, вот я и спрятался.
— Кто сказал тебе, что ты наг? Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть?
— Женщина, которую Ты дал мне, чтобы она была со мной, — это она дала мне плод с того дерева, и я съел его.
— Что же ты сделала?
Женщина ответила:
— Змей обманул меня, вот я и ела.
«За то, что ты сделал это, проклят ты больше любого скота и всех диких зверей! Ты будешь ползать на брюхе, ты будешь есть прах во все дни твоей жизни.
«Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей. Ты будешь желать мужа, и он будет властвовать над тобою».
«Так как ты послушался жены и съел плод с дерева, о котором Я велел тебе: „Не ешь от него“, проклята из-за тебя земля: в тяжком труде ты будешь питаться от неё во все дни твоей жизни.
1 Змея, в его Едемском виде, не следует рассматривать как пресмыкающееся животное. Тварь, которую использовал сатана, вполне могла быть не только хитрой, но и прекрасной. Признаки этой красоты остались доныне,несмотря на проклятие наложенное Богом (Быт 3:14): движения змеи грациозны,многие породы змей имеют великолепную расцветку. В змее сатана впервые явился,как «ангел света» (2Кор 11:14).
14 Завет с Адамом обуславливает жизнь павшего человека.Эти условия остаются до периода Царства, когда «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21). В состав Адамова завета входят следующие условия:
1) Змей, орудие сатаны, проклят (ст. 14), и из самой прекрасной и хитрой твари превратился в отвратительную рептилию. Змей при этом становится наглядным примером последствий греха. Глубочайшая тайна искупления подразумевается здесь. Христос, не знавший греха, был сделан «жертвою загрех». Он понёс на Себе наши грехи. Акт этот символизируется образом медного змея (Чис 21:5−9; Ин 3:14−15; 2Кор 5:21). Медь — символ суда:медный жертвенник говорит о Божием суде, медный умывальник — о самоосуждении.
2) Первое обещание Искупителя (ст. 15).Отсюда берет свое начало «дорога Семени», Авель, Сиф, Ной (Быт 6:8−10), Сим (Быт 9:26−27), Авраам (Быт 12:1−4), Исаак (Быт 17:19−21), Иаков (Быт 28:10−14), Иyда (Быт 49:10), Давид (2Цар 7:5−17), Еммануил-Христос (Ис 7:9−14; Мф 1:1, 20−23; 1Ин 3:8; Ин 12:31).
3) Перемены в судьбе женщины (ст. 16):
а) умножение страданий в период беременности;
б) болезненные роды;
в) господство мужа над нею (ср. Быт 1:26−27). Главенство мужчины оказалось необходимым из-за вторжения греха, создавшего беспорядок (1Тим 2:11−14; Еф 5:22−25; 1Кор 11:7−9).
4) Земля оказалась проклятой (ст. 17) из-за человека. Павшему человеку, который в Едемскому саду жил без труда, теперь пришлось одолевать неохотно подающуюся возделыванию неплодородную землю.
5) Жизнь стала скорбной (ст. 17−19).
6) Неизбежной стала физическая смерть (ст. 19; Рим 5:12−21). См. «Смерть (духовная)» (Быт 2:17; Еф 2:5, примеч.).
Смотрите другие заветы: Едемский (Быт 1:28); Ноев (Быт 4:1); Авраамов (Быт 15:18); Моисеев (Ис 19:25); Палестинский (Втор 30:3); Давидов (2Цар 7:16); Новый (Евр 8:8).
15 Цепь ссылок, берущая своё начало отсюда, включает обетования и пророчества о Христе, нашедшие своё исполнение в Его рождении и делах во время Его первого пришествия. См. цепь ещё не исполнившихся пророчеств: Второе пришествие Христа» (Втор 30:3; Деян 1:9. примеч.); «Царство» (Быт 1:26−28; Зах 12:8); «Царство» (Н. З.) (Лк 1:31; 1Кор 15:28); «День Господень» (Ис 2:10; Откр 19:11).
21 Кожаные одежды: прообраз Христа, одевающего нас Своей праведностью. Бог дал одежду, чтобы первые грешники могли устоять в Его присутствии. См. Праведность, одежда (Быт 3:21; Откр 19:8).
23 Второй период в домостроительстве Божием: возникновение человеческой совести. Через непослушание человек пришёл к личному пониманию добра и зла-добра, как послушания, и зла, как непослушания открывшейся ему воли Бога. В результате этого знания пробудилась совесть. Изгнанные из рая и вступившие в Адамов завет люди должны были творить добро, воздерживаться от всего того, что известно им как зло, а к Богу обращаться только посредством жертвоприношения. Принесение жертв и совершение Богослужений после изгнания из рая происходило уже вне Едемского сада, у входа в который Бог поставил «херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (ст 24). Последствия этого второго испытания человека описаны в Быт 6:5. Этот второй период окончился потопом. Смотрите другие шесть периодов: Невинность (Быт 1:28); Человеческое управление (Быт 8:20); Обетование (Быт 12:1); Закон (Ис 19:8); Благодать (Ин 1:17); Царство (Еф 4:10).