Бытие 3 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии Скоуфилда

Новый русский перевод

1 Из всех диких зверей, которых создал Господь Бог, самым хитрым был змей. Он спросил женщину:
— Правда ли Бог сказал: «Не ешьте ни с какого дерева в саду»?
2 Женщина ответила змею:
— Мы можем есть плоды с деревьев сада,
3 но Бог сказал: «Не ешьте плодов с дерева, которое посередине сада, и не трогайте их, иначе вы умрете».
4 — Нет, вы не умрете, — сказал змей женщине. —
5 Просто Бог знает, что, когда вы съедите их, ваши глаза откроются, и вы станете как Бог,[14] познав добро и зло.
6 Тогда женщина увидела, что плод дерева был хорош в пищу и приятен на вид и что дерево было желанно как источник мудрости; и она взяла один из плодов и съела. Она дала плод и мужу, который был с ней, и он ел его.
7 Их глаза открылись, и они поняли, что наги; тогда они сшили себе повязки из листьев инжира.
8 Подул ветерок,[15] [16] и они услышали, как Господь Бог ходит[17] по саду. Адам и его жена спрятались от Господа Бога среди деревьев сада,
9 но Господь Бог воззвал к Адаму:
— Где ты?
10 Адам ответил:
— Я услышал Тебя[18] в саду и испугался, потому что я наг, вот я и спрятался.
11 Он спросил:
— Кто сказал тебе, что ты наг? Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам ответил:
— Женщина, которую Ты дал мне, чтобы она была со мной, — это она дала мне плод с того дерева, и я съел его.
13 Тогда Господь Бог сказал женщине:
— Что же ты сделала?
Женщина ответила:
— Змей обманул меня, вот я и ела.
14 Тогда Господь Бог сказал змею:
«За то, что ты сделал это, проклят ты больше любого скота и всех диких зверей! Ты будешь ползать на брюхе, ты будешь есть прах во все дни твоей жизни.
15 Я положу вражду между тобой и женщиной и между твоим потомком и её потомком[19]: он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».[20]
16 А женщине Он сказал:
«Я мучительной сделаю беременность твою: в страдании ты будешь рожать детей. Ты будешь желать мужа, и он будет властвовать над тобою».
17 Адаму же Он сказал:
«Так как ты послушался жены и съел плод с дерева, о котором Я велел тебе: „Не ешь от него“, проклята из-за тебя земля: в тяжком труде ты будешь питаться от неё во все дни твоей жизни.
18 Она произрастит тебе колючки и сорняки, ты будешь питаться полевыми злаками.
19 В поте лица своего ты будешь есть свой хлеб, пока не вернешься в землю, из которой был взят; потому что ты прах, и в прах ты вернешься».
20 Адам[21] назвал свою жену Евой[22], потому что она стала матерью всех живущих.
21 Господь Бог сделал одежды из кожи и одел в них Адама и его жену.
22 Потом Господь Бог сказал: «Познав добро и зло, человек стал теперь как один из Нас. Нельзя, чтобы он протянул руку, и, сорвав плод также и с дерева жизни, съел его и стал жить вечно».
23 И Господь Бог изгнал его из сада Эдем, чтобы он трудился на земле, из которой был взят.
24 Изгнав человека, Он поставил к востоку от сада[23] Эдем херувимов[24] и вращающийся пламенный меч, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Комментарии Скоуфилда

1 Змея, в его Едемском виде, не следует рассматривать как пресмыкающееся животное. Тварь, которую использовал сатана, вполне могла быть не только хитрой, но и прекрасной. Признаки этой красоты остались доныне,несмотря на проклятие наложенное Богом (Быт 3:14): движения змеи грациозны,многие породы змей имеют великолепную расцветку. В змее сатана впервые явился,как «ангел света» (2Кор 11:14).

14 Завет с Адамом обуславливает жизнь павшего человека.Эти условия остаются до периода Царства, когда «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21). В состав Адамова завета входят следующие условия:

1) Змей, орудие сатаны, проклят (ст. 14), и из самой прекрасной и хитрой твари превратился в отвратительную рептилию. Змей при этом становится наглядным примером последствий греха. Глубочайшая тайна искупления подразумевается здесь. Христос, не знавший греха, был сделан «жертвою загрех». Он понёс на Себе наши грехи. Акт этот символизируется образом медного змея (Чис 21:5−9; Ин 3:14−15; 2Кор 5:21). Медь — символ суда:медный жертвенник говорит о Божием суде, медный умывальник — о самоосуждении.

2) Первое обещание Искупителя (ст. 15).Отсюда берет свое начало «дорога Семени», Авель, Сиф, Ной (Быт 6:8−10), Сим (Быт 9:26−27), Авраам (Быт 12:1−4), Исаак (Быт 17:19−21), Иаков (Быт 28:10−14), Иyда (Быт 49:10), Давид (2Цар 7:5−17), Еммануил-Христос (Ис 7:9−14; Мф 1:1, 20−23; 1Ин 3:8; Ин 12:31).

3) Перемены в судьбе женщины (ст. 16):
а) умножение страданий в период беременности;
б) болезненные роды;
в) господство мужа над нею (ср. Быт 1:26−27). Главенство мужчины оказалось необходимым из-за вторжения греха, создавшего беспорядок (1Тим 2:11−14; Еф 5:22−25; 1Кор 11:7−9).

4) Земля оказалась проклятой (ст. 17) из-за человека. Павшему человеку, который в Едемскому саду жил без труда, теперь пришлось одолевать неохотно подающуюся возделыванию неплодородную землю.

5) Жизнь стала скорбной (ст. 17−19).

6) Неизбежной стала физическая смерть (ст. 19; Рим 5:12−21). См. «Смерть (духовная)» (Быт 2:17; Еф 2:5, примеч.).

Смотрите другие заветы: Едемский (Быт 1:28); Ноев (Быт 4:1); Авраамов (Быт 15:18); Моисеев (Ис 19:25); Палестинский (Втор 30:3); Давидов (2Цар 7:16); Новый (Евр 8:8).

15 Цепь ссылок, берущая своё начало отсюда, включает обетования и пророчества о Христе, нашедшие своё исполнение в Его рождении и делах во время Его первого пришествия. См. цепь ещё не исполнившихся пророчеств: Второе пришествие Христа» (Втор 30:3; Деян 1:9. примеч.); «Царство» (Быт 1:26−28; Зах 12:8); «Царство» (Н. З.) (Лк 1:31; 1Кор 15:28); «День Господень» (Ис 2:10; Откр 19:11).

21 Кожаные одежды: прообраз Христа, одевающего нас Своей праведностью. Бог дал одежду, чтобы первые грешники могли устоять в Его присутствии. См. Праведность, одежда (Быт 3:21; Откр 19:8).

23 Второй период в домостроительстве Божием: возникновение человеческой совести. Через непослушание человек пришёл к личному пониманию добра и зла-добра, как послушания, и зла, как непослушания открывшейся ему воли Бога. В результате этого знания пробудилась совесть. Изгнанные из рая и вступившие в Адамов завет люди должны были творить добро, воздерживаться от всего того, что известно им как зло, а к Богу обращаться только посредством жертвоприношения. Принесение жертв и совершение Богослужений после изгнания из рая происходило уже вне Едемского сада, у входа в который Бог поставил «херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (ст 24). Последствия этого второго испытания человека описаны в Быт 6:5. Этот второй период окончился потопом. Смотрите другие шесть периодов: Невинность (Быт 1:28); Человеческое управление (Быт 8:20); Обетование (Быт 12:1); Закон (Ис 19:8); Благодать (Ин 1:17); Царство (Еф 4:10).

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [14] — Или: как боги.
8 [15] — Букв.: « В ветре дня…». Это выражение указывает на вечернюю прохладу. Однако слово, стоящее в тексте оригинала, переводится и как ветер, и как дух, и потому оно здесь также говорит о приближении Бога.
8 [16] — Букв.: « В ветре дня…». В оригинале это слово означает и ветер, и дух, поэтому оно здесь также говорит о приближении Бога.
8 [17] — Или: они услышали голос Господа Бога, ходящего.
10 [18] — Или: « Я услышал Твой голос…»
15 [19]Потомок. Букв.: семя.
15 [20] — Эти слова служат пророчеством об Иисусе Христе (см. Гал 4:4; 1Ин 3:8).
20 [21] — Или: мужчина.
20 [22] — Возможное значение этого имени (евр. Хавва́): жизнь.
24 [23] — Или: перед садом.
24 [24]Херувим. Один из высших ангельских чинов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.