Тут я увидел, как из моря поднимается зверь, у которого десять рогов и семь голов. На рогах его — десять венцов, а на головах написаны кощунственные имена.
— Разве ещё есть кто-то подобный этому зверю? И кто может с ним сразиться?!
От святых требуется стойкость и вера.
1 Четвертый зверь Даниила (Дан 7:26, примеч.). «Десять рогов», согласно объяснению в Дан 7:24 и Откр 17:12, — это десять царей, и все видение относится к последнему периоду языческой мирской власти когда она примет форму союза, десяти держав — своеобразной империи, которая распространится на сферу владений древнего Рима. Сказанное в Откр 13:1−3 относится к этой «десятидержавной» империи; а в стихах 4−10 — к императору, который подчеркнуто именуется «зверем» (Откр 19:20, примеч.).
2 Три зверя — барс, медведь и лев — встречаются в книге Даниила (7:4−6) как образы предшествовавших Риму империй; особенности, присущие этим трем зверям, и — соответственно империям, которые они символизируют, — все объединились в Римской империи: стремительная победоносность македонян, настойчивость персов, жадность вавилонян.
3 Части древней Римской империи так и не перестали существовать в виде отдельных царств. Прекратила свое существование лишь имперская форма правления — одна голова была «как бы смертельно ранена». В Откр 13:3 содержится, однако, пророчества о восстановлении этой формы правления, которая будет осуществляться федерацией из десяти держав (царств); «голова» таким образом «исцелена», то есть восстановлена, и снова есть император — Зверь.
8 Здесь в греч. оригинале космос, то есть мир; под «миром» понимается настоящая мировая система, в своем этически отрицательном смысле слово означает «строй», «распорядок», которые послужили стране для организации неверующего населения на космических началах силы, жадности, эгоизма, амбиций и любви к удовольствиям (Мф 4:8; Ин 12:31; Ин 14:30; Ин 18:36; Еф 2:2; Еф 6:12; 1Ин 2:15−17). Эта мировая системавпечатляюща и могуча, со всеми своими армиями и флотами; внешне она зачастую производит впечатление утонченной, ведь она как будто исповедует религию, развивает науку и культуру. Но, раздираемая национальными и торговыми соперничеством и амбициями, она каждый раз переживает потрясающие ее кризисы, и держится только благодаря своей военной мощи и тому, что руководствуется сатанинскими принципами.
16 Личность Антихриста следует отличать от «многих антихристов» (1Ин 2:18) и от «Духа антихриста» (1Ин 4:3), который присущ всем антихристам (противникам Христа). Их общим отличительным признаком служит отрицание христианской истины о воплощении Логоса, вечного Сына в Иисусе как во Христе, то есть Мессии (Ин 1:1, 14; Мф 1:16, примеч.). «Многие антихристы» предшествуют Антихристу и подготавливают путь ему, который явится как «зверь, выходящий из земли» (Откр 13:11−17) и «лжепророк» (Откр 16:13; Откр 19:20; 20:10). Он — последний духовный глава, как зверь из Откр 13:1−8 является последним гражданским главой. Для успешного осуществления преследований и гонений ему позволено использовать самодержавную власть императора-зверя (Откр 19:20, примеч.).