Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста
Новый русский перевод → Синодальный перевод (МП)

 
 

Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения.
 
Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения.

Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира, потому что смерть — участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом.
 
Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит [это] к своему сердцу.

Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу.
 
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья.
 
Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.

Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов,
 
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;

потому что смех глупцов — словно треск горящего хвороста под котлом. И это тоже суета.
 
потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!

Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце.
 
Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости.
 
Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов.
 
Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» — не от мудрости задают такие вопросы.
 
Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

Мудрость — хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце.
 
Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:

Мудрость защищает так же, как и деньги. Преимущество же знания в том, что мудрость сохраняет жизнь её владельцу.
 
потому что под сенью ее [то же, что] под сенью серебра; но превосходство знания в [том, что] мудрость дает жизнь владеющему ею.

Посмотри на дела Божии: кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?
 
Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него.
 
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

В моей суетной жизни я видел всякое: праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своем беззаконии.
 
Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?
 
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени?
 
Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?

Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго — боящийся Бога избежит всех бед.[11]
 
Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.

Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города.
 
Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил.
 
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

Не обращай внимания на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.
 
поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

Ты знаешь в сердце своем, что часто и сам злословил других.
 
ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

Всё это испытал я мудростью и сказал: «Я твердо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня!
 
Все это испытал я мудростью; я сказал: «буду я мудрым»; но мудрость далека от меня.

Далека она и глубока, глубока — кто может постичь её?
 
Далеко то, что было, и глубоко — глубоко: кто постигнет его?

И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение, и убедиться, что быть нечестивым — глупо и быть нерассудительным — безумно.
 
Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —

И нашел я, что горше смерти та женщина, что подобна сети, чье сердце — ловушка и чьи руки — оковы. Человек, угодный Богу, избежит её, а грешник будет ею пойман.
 
и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.

— Вот что я нашел, — сказал Екклесиаст, — слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:
 
Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

я всё искал, но не находил. Я нашел лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины.[12] [13]
 
Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел.

Вот что удалось мне найти: Бог сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы.
 
Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [11] — Или: боящийся Бога следует им обоим.
28 [12] — Соломон женился или имел в качестве наложниц тысячу женщин, которые отвернули его сердце от Бога. Этот стих, возможно, ссылается на ту печаль, которая появилась из-за этого в его жизни (см. 3Цар 11:3).
28 [13] — См. 3Цар 11:3.
 
Синодальный перевод (МП)
3 сетовать — роптать, жаловаться.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.