От Иоанна 3 глава

Евангелие от Иоанна
Новый русский перевод → Синодальный перевод (МП)

 
 

Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей.
 
Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.

Однажды ночью он пришёл к Иисусу и сказал: — Рабби, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может творить таких знамений, какие Ты творишь, если Бог не с ним.
 
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не сможет увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден[20].
 
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

— Как это человек может быть рожден ещё раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!
 
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа[21].
 
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

От плоти рождается плоть, а Дух[22] рождает дух.
 
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал: вы должны быть заново рождены.
 
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Ветер[23] дует, где хочет. Ты слышишь его шум, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа.
 
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

— Как это может быть? — спросил Никодим.
 
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иисус ответил: — Ты — учитель Израиля, и ты этого не понимаешь?
 
Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Говорю тебе истину: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.
 
Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

Если Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, то как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном?
 
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?

Никто не поднимался на небо, кроме Того, Кто сошел с неба, то есть Сына Человеческого[24].
 
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

И как Моисей поднял змея в пустыне[25], так будет поднят[26] и Сын Человеческий,
 
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

чтобы каждый, кто поверит в Него, имел жизнь вечную[27].
 
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
 
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него.
 
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Верующий в Него не будет судим. Кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во имя единственного Сына Бога.
 
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Суд заключается в том, что в мир пришёл Свет, но люди полюбили тьму больше, чем Свет, потому что их дела были злы.
 
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обнаружились его дела.
 
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к Свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.
 
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил.
 
После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься.
 
А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились,

Это было ещё до того, как Иоанна заключили в темницу.
 
ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении.
 
Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

Они пришли к Иоанну и сказали: — Рабби, Тот Человек, Который был с тобой на другой стороне реки Иордан и о Котором ты свидетельствовал, сейчас Сам крестит, и все идут к Нему.
 
И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему дано Небом.
 
Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на себя,] если не будет дано ему с неба.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: «Я не Христос, но я послан, чтобы идти впереди Него».
 
Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

Невеста принадлежит жениху. Друг же жениха стоит рядом, слушает его радостный голос и сам радуется его счастью. В этом и моя радость, и сейчас она исполнилась.[28]
 
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

Ему предстоит возвеличиваться, а мне умаляться.
 
Ему должно расти, а мне умаляться.

Тот, Кто свыше приходит, выше всех. Земной принадлежит земле и говорит по-земному, но Пришедший с небес — превыше всех!
 
Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

Он свидетельствует о том, что Он Сам видел и слышал, но никто не принимает Его свидетельства.
 
и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

Тот же, кто принимает, свидетельствует, что Бог истинен.
 
Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,

Посланный Богом говорит слова Божьи, и Бог дает Ему Своего Духа без всякого ограничения.
 
ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.

Отец любит Сына и всё отдал в Его руки.
 
Отец любит Сына и все дал в руку Его.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, тот же, кто отвергает Сына, не увидит жизни, и его ожидает Божий гнев.
 
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [20]Заново рожден. В оригинале это выражение также имеет значение: рожден свыше (так же в ст. 7).
5 [21] — См. Иез 36:25-27.
6 [22] — Или: дух.
8 [23] — На языке оригинала это слово означает и ветер, и дух.
13 [24] — В некот. древн. рукописях за этими словами следует: сущего на небесах.
14 [25] — См. Чис 21:4-9.
14 [26]Поднят. Предсказание Иисуса о Своем распятии на кресте за наши грехи (см. Ин 19:17-24). Данное греч. слово также означает: превознесен по правую руку Отца.
15 [27] — Или: чтобы каждый, кто поверит, имел жизнь вечную в Нем.
29 [28] — Здесь в аллегорической форме, Иоанн уподобляет Иисуса жениху, себя — Его другу, а всех верующих в Иисуса — невесте.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.