От Иоанна 5 глава

Евангелие от Иоанна
Новый русский перевод → Синодальный перевод (МП)

 
 

Немного позже Иисус пошел на иудейский праздник в Иерусалим.
 
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

В Иерусалиме, недалеко от Овечьих ворот, есть пруд, называемый по-еврейски Вифезда[36], окруженный пятью крытыми колоннадами.
 
Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

Там лежало много инвалидов, слепых, хромых и парализованных. Они ожидали движения воды.
 
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

Иногда ангел Господа сходил и возмущал воду, и тогда первый, кто входил в пруд, исцелялся от любой болезни.[37]
 
ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Среди них был человек, больной уже тридцать восемь лет.
 
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Когда Иисус увидел его лежащим там и узнал, что тот уже давно в таком состоянии, Он спросил его: — Ты хочешь выздороветь?
 
Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

Больной ответил: — Господин, да ведь нет никого, кто бы помог мне войти в воду, когда она бурлит. А когда я стараюсь сам дойти до воды, кто-нибудь меня уже опережает.
 
Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Тогда Иисус сказал ему: — Встань! Возьми свою циновку и иди.
 
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

И этот человек в тот же миг стал здоров. Он взял свою циновку и пошел. Это произошло в субботу.
 
И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

Иудеи поэтому сказали исцеленному: — Сегодня суббота, и тебе нельзя нести циновку.
 
Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

Но он ответил: — Тот, Кто исцелил меня, Тот и сказал мне: «Возьми свою циновку и иди».
 
Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

Они спросили: — Кто Он такой, Тот, Кто сказал тебе взять циновку и идти?
 
Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

Исцеленный и сам не знал, кто Это был, потому что Иисус скрылся в толпе, которая была там.
 
Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Позже Иисус нашел его в храме и сказал: — Ну вот ты и здоров. Не греши больше, чтобы не случилось с тобой ещё худшего.
 
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Человек этот тогда пошел и сказал иудеям, что его исцелил Иисус.
 
Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Иудеи стали преследовать Иисуса, потому что Он делал такие дела в субботу.
 
И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.

Иисус же сказал им: — Мой Отец совершает работу всегда, и Я тоже это делаю.
 
Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

Тогда иудеи ещё более усердно стали искать возможности убить Иисуса, ведь Он не только нарушал субботу, но к тому же называл Бога Своим Отцом, тем самым приравнивая Себя к Богу.
 
И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

На это Иисус ответил им так: — Говорю вам истину: Сын ничего не может делать Сам от Себя, пока не увидит Отца делающим. То, что делает Отец, делает и Сын.
 
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

Ведь Отец любит Сына и показывает Ему всё, что делает Сам, и вы удивитесь, потому что Он покажет Ему более великие дела.
 
Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

Точно так, как Отец воскрешает мертвых и дает им жизнь, так и Сын дает жизнь тем, кому хочет.
 
Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Более того, Отец никого не судит, Он доверил весь суд Сыну,
 
Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

чтобы все почитали Сына, как чтят Отца. Тот, кто не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшего Сына.
 
дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

Говорю вам истину: всякий, кто слышит Мое слово и верит Пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и ему не придется приходить на суд, он уже перешел из смерти в жизнь.
 
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Говорю вам истину: наступает время, и уже наступило, когда мертвые услышат голос Сына Божьего, и те, кто услышит, оживут.
 
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

Потому что, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так Он дал иметь жизнь в Самом Себе и Сыну.
 
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

Он дал Ему власть судить, потому что Он — Сын Человеческий.
 
И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

Не удивляйтесь этому, потому что настанет время, когда все, кто находится в могилах, услышат Его голос
 
Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

и выйдут из могил. Те, кто делал добро, воскреснут, чтобы жить, а те, кто делал зло, чтобы получить осуждение.
 
и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

Я не могу ничего делать Сам от Себя. Я сужу так, как Мне сказано, и Мой суд справедлив, потому что Я стремлюсь исполнить не Свою волю, а волю Пославшего Меня.
 
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Если бы Я свидетельствовал Сам о Себе, то свидетельство Мое было бы недействительно[38],
 
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.

но обо Мне свидетельствует ещё один свидетель, и Я знаю, что Его свидетельство обо Мне истинно.
 
Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.

Вы посылали к Иоанну, и он свидетельствовал об истине.
 
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.

Я не нуждаюсь в свидетельстве людей, но говорю об этом, чтобы вы были спасены.
 
Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.

Иоанн был горящим и сияющим светильником, и вы хотели хоть некоторое время порадоваться при его свете.
 
Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Но у Меня есть свидетельство сильнее Иоаннова. Дела, которые Отец поручил Мне совершить и которые Я совершаю, свидетельствуют о том, что Отец послал Меня.
 
Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.

Обо Мне свидетельствует и Сам Отец, пославший Меня. Вы никогда не слышали Его голоса и не видели Его облика.
 
И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;

Его слово не живет в вас, потому что вы не верите Тому, Кого Он послал.
 
и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.

Вы старательно исследуете Писания, надеясь через них получить жизнь вечную. А ведь эти Писания свидетельствуют обо Мне.
 
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Однако вы отказываетесь прийти ко Мне, чтобы получить жизнь.
 
Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Мне не нужна слава от людей,
 
Не принимаю славы от человеков,

но Я знаю вас: в ваших сердцах нет любви к Богу.
 
но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Я пришёл во имя Моего Отца, и вы Меня не принимаете, но когда кто-либо другой придет во имя самого себя — его вы примете.
 
Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

Как вы можете поверить, когда вы ищете похвалы друг от друга, но не прилагаете никаких усилий, чтобы получить похвалу от единого Бога?
 
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Не думайте, однако, что Я буду обвинять вас перед Отцом. Ваш обвинитель — Моисей, на которого вы возлагаете ваши надежды.
 
Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

Если бы вы верили Моисею, то верили бы и Мне, потому что Моисей писал обо Мне[39].
 
Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.

Но если вы не верите тому, что он написал, то как вы можете поверить Моим словам?
 
Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [36] — В некоторых рукописях: Бетзата Бетсаида. Это название переводится как: Дом изливания; или: Дом милости.
3 [37] — Отрывок: « Они ожидали… болезни» — отсутствует в ранних рукописях ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА.
31 [38] — По Закону требовалось свидетельство 2-3-х человек (см. Втор 19:15). Здесь же 5 свидетельств об Иисусе: Иоанн (ст. 33), дела Иисуса (ст. 36), Отец Небесный (ст. 37), Писание (ст. 39) и Моисей (ст. 46).
46 [39] — Во всех частях Закона Моисей пророчески писал о Христе. Напр.: Быт 49:10; Исх 12:21; Лев 17:11; Чис 24:17; Втор 18:15.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.