Иакова 2 глава

Послание Иакова
Новый русский перевод → Синодальный перевод (МП)

 
 

Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.
 
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Допустим, что на ваше собрание[6] придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.
 
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног»,
 
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —

то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?
 
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?
 
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам?
 
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»[7], то поступаете правильно.
 
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.

Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников.
 
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.
 
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность»,[8] сказал и: «Не убивай».[9] Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.
 
Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу.
 
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!
 
Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Братья мои, какая польза, если человек говорит, что имеет веру, но дел не имеет? Может ли такая вера спасти его?
 
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

Если брат или сестра без одежды и без пищи,
 
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,

то какая польза будет в том, что кто-то из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и ешьте», не дав им того, в чем они нуждаются?
 
а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

Так же и вера, если не имеет дел, сама по себе мертва.
 
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Может, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня есть дела — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах».
 
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веришь, что Бог — един[10], и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.
 
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна[11]?
 
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Не в результате ли дел наш праотец Авраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?
 
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила совершенство.
 
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

Так исполнились слова Писания: «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность»,[12] и Авраам был назван другом Божьим[13].
 
И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.
 
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приютила лазутчиков и послала их другим путем?[14]
 
Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
 
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [6] — Букв.: синагога. Здесь, вероятно, собрание верующих в Иисуса иудеев.
8 [7]Лев 19:18; см. также Мф 22:39; Мк 12:31; Гал 5:14.
11 [8]Исх 20:14; Втор 5:18.
11 [9]Исх 20:13; Втор 5:17.
19 [10] — См. Втор 6:4.
20 [11] — В некот. ранних рукописях: мертва.
23 [12]Быт 15:6.
23 [13] — См. 2Пар 20:7; Ис 41:8.
25 [14] — См. Нав 2:1−24; Нав 6:22-25.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.