Деяния 7 глава

Деяния Апостолов
Новый русский перевод → Синодальный перевод

 
 

Затем первосвященник спросил Стефана: — Это так?
 
Тогда сказал первосвященник: так ли это?

Стефан ответил: — Братья и отцы! Выслушайте меня. Бог славы явился нашему праотцу Аврааму, когда тот жил ещё в Месопотамии — до того, как он поселился в Харране.
 
Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,

«Оставь свою страну и своих родственников, — сказал Он ему, — и иди в землю, которую Я тебе укажу».[40]
 
и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе».

Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харране. Оттуда, после смерти его отца, Бог переселил Авраама в страну, в которой вы сейчас живете[41].
 
Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живёте.

Он не дал ему здесь никакого наследия, не дал земли даже на ширину ступни[42]. Но Бог обещал дать эту землю во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама не было ребенка.
 
И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать её во владение ему и потомству его по нём, когда ещё был он бездетен.

Бог говорил ему: «Твои потомки будут странниками в чужой земле, они будут обращены в рабство и будут терпеть зло четыреста лет.
 
И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.

Но Я накажу народ, поработивший их, — сказал Бог, — и тогда они выйдут оттуда и будут служить Мне на этом месте»[43].
 
«Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сём месте».

Затем Он дал Аврааму завет обрезания[44]. Авраам стал отцом Исаака и обрезал его на восьмой день после рождения, Исаак же стал отцом Иакова, а Иаков — двенадцати патриархов[45].
 
И дал ему завет обрезания. По сём родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.

Патриархи из зависти к Иосифу продали его в Египет. Но Бог был с ним
 
Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,

и избавил его от всех бед. Он дал Иосифу мудрость и помог ему заслужить расположение фараона, царя Египта. Тот сделал Иосифа правителем всего Египта и всего своего дома.
 
и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим.

Затем во всем Египте и в Ханаане начался голод и великое бедствие, и наши праотцы не могли найти пищи.
 
И пришёл голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания.

Иаков услышал о том, что в Египте есть зерно, и послал туда наших праотцев в первый раз.
 
Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз.

Когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараон узнал о родственниках Иосифа.
 
А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов.

После этого Иосиф послал за своим отцом Иаковом и за всеми своими родственниками, которых насчитывалось 75 человек.
 
Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и всё родство своё, душ семьдесят пять.

Иаков пришёл в Египет, где умерли и он, и наши праотцы.
 
Иаков перешёл в Египет, и скончался сам и отцы наши;

Тела их были перенесены в Шехем и положены в гробницу, которую Авраам купил за серебро у сыновей Хамора в Шехеме[46].
 
и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.

По мере того как приближалось время исполнения обещаний, данных Богом Аврааму, возрастала численность нашего народа в Египте.
 
А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте,

Так продолжалось, пока в Египте не пришёл к власти другой царь, который не знал про Иосифа.
 
до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа.

Он притеснял наших предков, действуя с коварством против нашего народа: он заставлял их выбрасывать новорожденных младенцев, чтобы те умирали.
 
Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых.

В это время родился Моисей, прекрасный перед Богом. Три месяца его вскармливали в отцовском доме,
 
В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего.

а когда вынуждены были расстаться с ним, его подобрала дочь фараона и воспитала, как своего собственного сына.
 
А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына.

Моисей был научен всей египетской мудрости; он был силен и в слове, и в деле[47].
 
И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силён в словах и делах.

Когда ему было сорок лет, он решил навестить своих братьев-израильтян.
 
Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.

Увидев, что одного из них обижает египтянин, он вступился и отомстил, убив обидчика.
 
И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорблённого, поразив Египтянина.

Моисей думал, его братья поймут, что Бог через него дает им избавление, но они не поняли.
 
Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его даёт им спасение; но они не поняли.

На следующий день Моисей увидел, как двое израильтян дерутся. Он попытался помирить их. «Вы же братья, — говорил он, — зачем вы обижаете друг друга?»
 
На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: «вы братья; зачем обижаете друг друга?»

Тогда обидчик оттолкнул Моисея и сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?
 
Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьёю над нами?

Или ты хочешь убить и меня, как вчера убил египтянина?»
 
Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?»

Услышав такие слова, Моисей бежал и поселился в мадианской земле как чужеземец. Там у него родились два сына[48].
 
От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.

Через сорок лет Моисею явился Ангел в пламени горящего тернового куста в пустыне горы Синай.
 
По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста.

Моисей был поражен, когда это увидел. Он подошел ближе, чтобы лучше рассмотреть, и услышал голос Господа:
 
Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень:

«Я — Бог твоих отцов, Бог Авраама, Исаака и Иакова».[49] Моисей дрожал от страха и не решался поднять глаз.
 
«Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть.

Господь сказал ему: «Сними свою обувь, потому что место, на котором ты стоишь, — святая земля[50].
 
И сказал ему Господь: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

Я увидел угнетение Моего народа в Египте и услышал их стоны. Я сошел, чтобы освободить их. А теперь иди, Я посылаю тебя в Египет».[51]
 
Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшёл избавить его: итак, пойди, Я пошлю тебя в Египет».

Того самого Моисея, которого они отвергли и о котором говорили: «Кто поставил тебя начальником и судьей?»[52] — Бог посылал теперь как вождя и избавителя через Ангела, Который явился ему в терновом кусте.
 
Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьёю?», сего Бог через Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.

Моисей вывел их из Египта, совершая чудеса и знамения в Египте, у Красного моря и в пустыне на протяжении сорока лет.
 
Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.

Этот же самый Моисей сказал израильтянам: «Из ваших же братьев Бог поставит вам Пророка подобного мне».[53]
 
Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте».

Он, Моисей, — тот самый человек, который был с народом Израиля, собранным в пустыне; он был там с Ангелом, Который говорил с ним на горе Синай, и с нашими отцами. Он принял живые слова, чтобы передать их нам.
 
Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,

Наши отцы, однако, отказались повиноваться ему, но отвергли его и захотели вернуться в Египет.
 
которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,

Они сказали Аарону: «Сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Моисеем, выведшим нас из Египта».[54]
 
сказав Аарону: «сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось».

В те дни они сделали золотого тельца, принесли этому идолу жертву и радовались делу своих рук.
 
И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.

Бог же отвернулся от них и оставил их поклоняться небесному воинству, как об этом написано в книге пророков: «Приносили ли вы Мне заклания и жертвы в течение сорока лет в пустыне, дом Израиля?
 
Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?

Вы взяли с собой шатер Молоха[55], звезду вашего бога Рефана и изображения, которые вы сделали для поклонения. Поэтому Я пошлю вас в плен дальше Вавилона»[56].
 
Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона».

У наших отцов в пустыне была скиния свидетельства, сделанная согласно указаниям, которые Бог дал Моисею, и по образцу, который увидел Моисей.
 
Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать её по образцу, им виденному.

Получив эту скинию, наши отцы, под предводительством Иисуса Навина, внесли её во владения народов, которых Бог изгнал перед ними. И так было до времен царствования Давида,
 
Отцы наши с Иисусом, взяв её, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.

который обрел благодать перед Богом и просил у Него позволения найти жилище для Бога Иакова[57].
 
Сей обрёл благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова.

Однако дом Ему построил Соломон.
 
Соломон же построил Ему дом.

Но Всевышний не живет в домах, построенных людьми. Пророк говорит об этом:
 
Но Всевышний не в рукотворённых храмах живёт, как говорит пророк:

«Небеса — престол Мой, и земля — подножие для ног Моих! Какой вы можете построить Мне дом? — говорит Господь. — Где может быть место отдыха для Меня?
 
«Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?

Разве не Моей рукой всё это сотворено?»[58]
 
Не Моя ли рука сотворила всё сие?»

Вы — упрямый народ с необрезанными сердцами и ушами![59] Вы всегда противитесь Святому Духу, как и ваши отцы!
 
Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

Кого из пророков ваши отцы не преследовали? Они убили тех, кто предсказывал пришествие Праведного, предателями и убийцами Которого стали теперь вы!
 
Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, —

Приняв Закон, переданный вам через ангелов, вы не соблюли его.
 
вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

Услышав это, они пришли в ярость и начали скрежетать зубами от злости на Стефана.
 
Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.

Стефан же, исполненный Святого Духа, поднял глаза к небу и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога[60].
 
Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,

— Смотрите, — сказал он, — я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога!
 
и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

Тогда они все вместе, заткнув уши, с громким криком бросились на него.
 
Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,

Они выволокли Стефана за пределы города и стали бросать в него камни. Свидетели обвинения оставили свои плащи у ног молодого человека по имени Савл.
 
и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,

Когда они бросали в Стефана камни, тот молился: «Господь Иисус, прими дух мой!»
 
и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.

Потом он пал на колени и громко воскликнул: — Господи, не наказывай их за этот грех! — С этими словами он умер.
 
И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [40]Быт 12:1. Возможно, это повеление Бог дал Авраму еще в Уре Халдейском, а позже повторил его уже в Харране.
4 [41] — См. Быт 11:31−32; Быт 12:4-5.
5 [42] — См. Втор 2:5.
6 [43]Быт 15:13-14; см. также Исх 3:12. Эти слова Бога исполнились, когда Моисей вывел свой народ из Египта (Исх 14; Деян 7:17-36).
8 [44] — См. Быт 17:9-14.
8 [45] — Или: Исаак же обрезал Иакова, а Иаков — двенадцать патриархов.
9 [46] — История жизни Иосифа записана в Быт 37; 39-50.
18 [47] — См. Исх 1:1 — 2:10.
23 [48] — См. Исх 2:11−25; Исх 18:2-4.
32 [49]Исх 3:6.
33 [50] — Это согласуется с древним обычаем, до сих пор распространенным во многих странах Востока, где перед молитвой к Создателю принято разуваться.
30 [51] — См. Исх 3:1-10.
35 [52] — См. Исх 2:14.
37 [53]Втор 18:15.
40 [54]Исх 32:1, 23.
43 [55]Молох. Аммонитский бог, в жертвы которому приносились дети. См. Лев 18:21; Лев 20:2-5.
42 [56]Ам 5:25-27.
46 [57] — В некот. древн. рукописях: для дома Иакова.
49 [58]Ис 66:1-2.
51 [59] — Метафора, обозначающая людей непокорных Богу.
55 [60] — См. Пс 109:1.
 
Синодальный перевод
36 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
51 жестоковыйные — непослушные, непокорные, своевольные; буквально: с жестокой шеей.
55, 56 одесную — по правую руку, справа.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.