К Евреям 11 глава

Послание Евреям
Новый русский перевод → Cовременный перевод WBTC

 
 

Вера — это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим.
 
Вера же означает, что мы уверены в том, на что надеемся, она означает, что мы верим в то, что некоторые вещи существуют, хотя мы их и не видим.

Древние жили такой верой и заслужили одобрение.
 
За такую веру Бог возлюбил древних.

Именно верой мы понимаем, что вселенная была создана словом Бога и что всё видимое было создано из невидимого.
 
Благодаря своей вере мы понимаем, что мир был сотворён по велению Божьему, и то, что видимо, создано было из того, что невидимо.

Верой Авель принес Богу жертву лучшую, чем Каин. Верой он заслужил одобрение как праведник, когда Бог похвалил его жертву.[99] И, хотя Авель умер, он, благодаря своей вере,[100] всё ещё говорит.
 
Благодаря своей вере Авель принёс Богу более угодную жертву, чем Каин. Благодаря своей вере он был превознесён как праведник, ибо Бог с одобрением принял дары его. И благодаря своей вере он всё ещё говорит, хотя и мёртв.

Благодаря вере, Енох был взят из этого мира, не увидев смерти. Его нигде не могли найти, потому что Бог взял его. Но до того, как он был взят, он заслужил одобрение как человек, угодивший Богу[101].
 
Благодаря своей вере Енох был вознесён к Богу, чтобы не увидел он смерти, и не могли найти его, потому что Бог взял его к Себе. Ибо прежде своего вознесения получил он свидетельство, что угодил Богу.

Без веры же Богу угодить невозможно, потому что каждый, кто приходит к Нему, должен верить в то, что Он есть и что Он вознаграждает тех, кто Его ищет.
 
А без веры невозможно угодить Богу. Ибо тот, кто предстаёт перед Богом, должен верить в то, что Бог жив и вознаграждает ищущих Его.

Верой Ной, получив предупреждение о том, чего ещё нельзя было видеть, в благоговении построил ковчег для спасения своей семьи. В результате мир был осужден[102], а Ной стал наследником праведности, которая приходит через веру[103].
 
Благодаря своей вере и почтению к Богу, Ной, когда был предупреждён Богом о том, чего сам не мог ещё видеть, внял предупреждению и построил ковчег, чтобы спасти свою семью. Верой своей он осудил мир и стал одним из тех, кого вера делает праведными перед Богом.

Верой Авраам, призванный идти в землю, которую ему было обещано получить в будущем в наследие, подчинился и пошел, хотя он и сам не знал, куда идет[104].
 
Благодаря вере Авраам, будучи призван Богом, повиновался и отправился в ту землю, которую должен был получить, как своё наследие. Он отправился туда, хотя и не знал, куда идёт.

Верой он поселился в обещанной земле как чужеземец, живя в палатках, как и Исаак и Иаков, которые вместе с ним были наследниками согласно тому же обещанию,
 
Благодаря своей вере он жил в земле обетованной, чужестранцем в чужом краю, жил в шатре вместе с Исааком и Иаковом, также получившими обещание от Бога.

потому что он ожидал города, стоящего на прочных основаниях, архитектор и строитель которого Сам Бог[105].
 
И всё это делал он, ибо ожидал создания города с основанием извечным, города, зодчим и строителем которого будет Бог.

Верой Авраам стал отцом, хотя и сама Сарра была бесплодна, и он был уже стар, — ведь он полагался на Того, Кто обещал ему[106].
 
Благодаря своей вере Авраам и Сарра, несмотря на её бесплодие, обрели способность зачать сына, хотя и были уже в преклонных годах, ибо верили Тому, Кто дал обещание.

И таким образом, от одного человека, тело которого состарилось, произошло столько людей, сколько звезд в небе и сколько песчинок на берегу моря[107].
 
И, таким образом, от одного этого человека, такого старого, что он был уже на пороге смерти, произошли потомки, многочисленные, как звёзды в небе, и неисчислимые, как песчинки на берегу морском.

Все эти люди так и умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано. Они лишь издали видели и приветствовали всё это. Они признавали, что на этой земле они всего лишь пришельцы и странники[108].
 
И все эти люди продолжали жить с этой верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему. И они признавали открыто, что они чужие и всего лишь странники на этой земле.

Те, кто считает себя таковыми, показывают тем самым, что они ищут свою истинную родину.
 
Люди, говорящие такое, показывают, что они ищут свою страну.

Если бы они думали лишь о той стране, которую им пришлось покинуть, они могли бы в неё и возвратиться.
 
Если бы они думали о той стране, которую покинули, то у них была бы возможность возвратиться.

Но на самом деле они стремятся к лучшей стране — к небесной. Поэтому Бог не стыдится называться их Богом, ведь Он приготовил для них город.
 
Они томились по лучшей стране, небесной. И потому Бог не стыдится называться их Богом, ибо Он приготовил для них город.

Верой Авраам, когда Бог испытывал его, принес Исаака в жертву. Ему было дано обещание, и он готов был принести в жертву своего единственного[109] сына,
 
С верой Авраам, испытываемый Богом, предложил в жертву Исаака. Да, он, получивший обещание, был готов принести в жертву единственного сына.

и это невзирая на то, что Бог сказал ему: «Через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал».[110]
 
И Бог уже сказал ему: "Придут потомки твои через Исаака".

Авраам считал, что Бог может даже воскрешать из мертвых, и, образно говоря, Исаак был действительно возвращен ему из мертвых.
 
С верой Авраам был готов принести в жертву своего единственного сына. Он верил, что Бог может воскресить человека из мёртвых и, в самом деле, Авраам получил Исаака обратно от смерти.

Верой Исаак благословил будущее Иакова и Исава[111].
 
С верой Исаак благословил будущее Иакова и Исава.

Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, оперевшись на свой посох[112].
 
Верою своею Иаков, умирая, благословил обоих сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на свой посох.

Верой Иосиф в конце своей жизни говорил о выходе израильтян из Египта и сделал распоряжение о своих собственных останках[113].
 
С верой Иосиф в конце жизни говорил об исходе народа Израиля из Египта и наказал, что сделать с его телом.

Верой родители Моисея прятали его три месяца после того, как он родился, потому что они видели, что он был прекрасным ребенком, и их не напугал царский указ[114].
 
С верой, когда родился Моисей, родители три месяца прятали его, и видя, как красив ребёнок, не побоялись ослушаться царского приказа.

Верой Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона.
 
С верой Моисей, когда вырос, отказался называться сыном дочери фараона.

Он предпочел лучше быть притесняемым вместе с народом Божьим, чем наслаждаться кратковременными греховными удовольствиями.
 
Он предпочёл лучше терпеть преследования вместе с людьми Божьими, чем короткое время наслаждаться греховными удовольствиями.

Он видел, какая награда ждет его впереди, и поэтому унижение ради Христа для него было ценнее богатств Египта.
 
Он считал, что немилость, в которую впадёт ради Христа, драгоценнее, чем египетские сокровища, ибо он ожидал награды.

Верой он вышел из Египта, не боясь гнева царя. Он вытерпел всё, как человек, который видел бы перед собой Невидимого[115].
 
С верой он покинул Египет, не страшась царского гнева. Он вытерпел всё, как будто видел Бога, Кто невидим.

Верой он совершил Пасху с окроплением дверных косяков кровью, чтобы губитель первенцев не прикоснулся к семьям[116] израильтян.
 
С верой он совершил пасху и окропил всё кровью, чтобы погубитель младенцев не смог тронуть никого из израильских первенцев.

Верой народ перешел Красное море[117], как по суше; когда же египтяне попытались сделать то же самое, они утонули[118].
 
С верой пересекли израильтяне Красное Море, словно сушу; когда же египтяне попробовали сделать то же, но утонули.

Верой упали стены Иерихона после того, как семь дней подряд израильтяне обходили город[119].
 
Благодаря вере людей Божьих, рухнули стены Иерихона после того, как их обходили семь дней кряду.

Верой блудница Раав, с миром приняв израильских лазутчиков, не была убита вместе с неверующими[120].
 
Благодаря своей вере блудница Раав не была убита вместе со всеми ослушниками, ибо приняла лазутчиков с миром.

Есть ли нужда говорить больше? Время не позволяет мне рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и пророках.
 
Что же ещё сказать мне? Мне не хватит времени, чтобы рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и о пророках.

Они верой покоряли царства, восстанавливали праведность, получали обещанное, закрывали пасти львам[121],
 
Эти люди, благодаря вере своей, победили царства, установили справедливость и получили обещания от Бога. Они заставили умолкнуть львов, погасили яростный огонь

гасили яростное пламя, спасались от острия меча. Их слабость становилась силой, они были крепкими в битве и обращали в бегство чужеземные армии.
 
и избежали смерти от меча. В слабости обретали они силу, стали могучими в битве, обратили в бегство чужеземные войска.

К женщинам возвращались их умершие[122] близкие, воскрешенные к жизни. Другие были замучены до смерти, отказавшись от предложенной им свободы. Они ожидали воскресения к лучшей жизни.
 
Женщины получали своих умерших воскресшими. Других пытали, но они отвергали свободу, чтобы обрести воскресение к лучшей жизни.

Иные терпели насмешки и побои, а также цепи и темницу.
 
Некоторым пришлось вытерпеть насмешки и битьё кнутом, другие же были закованы в цепи и брошены в тюрьмы.

Их побивали камнями, распиливали надвое, убивали мечом, им приходилось скитаться в овечьих и козьих шкурах, они были в нужде, их преследовали и над ними издевались.
 
Их забрасывали камнями, распиливали надвое, убивали мечами. Они облекались в овечьи и козьи шкуры, были бедны, преследуемы и притесняемы.

Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням, горам, пещерам и ущельям.
 
Мир не достоин был этих великих людей. Они скитались в горах и в пустынях, жили в пещерах и в земляных норах.

Все они получили одобрение Бога за свою веру, но ни один из них при жизни не получил того, что было обещано,
 
Эти люди были всем известны благодаря своей вере, но они не получили того, что было обещано Богом.

потому что и для нас Бог предусмотрел нечто лучшее, чтобы только вместе с нами они достигли совершенства.
 
Бог задумал нечто лучшее для нас, чтобы эти люди достигли совершенства, но только с нами вместе.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [99] — См. Быт 4:2-5.
4 [100] — Букв.: он, благодаря ей.
5 [101]Быт 5:18-24.
7 [102] — Букв.: ею он осудил мир.
7 [103] — См. Быт 6:9-22.
8 [104] — См. Быт 12:1-4; Деян 7:2-4.
10 [105] — См. Евр 12:22; Откр 21.
11 [106] — Или: « Верой и сама Сарра, несмотря на то, что была бесплодна, смогла зачать ребенка в столь преклонном возрасте, — ведь она полагалась на Того, Кто обещал ей». См. Быт 21:1-2.
12 [107] — См. Быт 15:5-6; Быт 22:17; Быт 32:12; Ис 51:2.
13 [108] — См. Быт 23:4; 1Пар 29:15; Пс 38:13; 1Пет 2:11.
17 [109] — На языке оригинала это слово можно перевести и как «уникальный», и как «единственный». В данном контексте его нужно понимать как уникальный, в том смысле, что Исаак был обещан Аврааму Богом.
18 [110]Быт 21:12.
20 [111] — См. Быт 27.
21 [112] — См. Быт 47:31; Быт 48:1-20.
22 [113] — См. Быт 50:24-25.
23 [114] — См. Исх 1:22; Исх 2:2; Деян 7:20.
27 [115] — См. Исх. 2-3; Деян 7:23-29.
28 [116] — Букв.: к ним. См. Исх 12:21-23.
29 [117] — Местоположение Красного моря указано в таких отрывках как 3Цар 9:26 (Элат на побережье Красного моря), Чис 14:25 (Акабский залив к югу от Кадеш-Барнеа).
29 [118] — См. Исх 14:10-28; Иуд 5.
30 [119] — См. Нав 6.
31 [120] — См. Нав 2; Нав 6:22-25; Иак 2:25.
33 [121] — См. Дан 6:16-23.
35 [122] — См. напр., 3Цар 17:17-24; 4Цар 4:8-36.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.