По Матфею 12 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Вскоре после этого, в субботу, Иисус проходил полем, и ученики Его, проголодавшись, стали срывать и есть колосья.
2 Фарисеи увидели это и сказали: «Смотри, Твои ученики нарушают субботу!»
3 Он ответил: «А вы не читали, что сделал Давид, когда он и его люди проголодались?
4 Они вошли в Дом Божий и ели жертвенный хлеб, который можно есть только священникам.
5 И не читали вы в Законе, что по субботам священники в Храме нарушают субботу — и невиновны?
6 А я говорю вам: здесь — больше, чем Храм.
7 Поняли бы вы слова: Милосердия хочу, а не жертвы39, — не осуждали бы невиновных.
8 Сын Человеческий — господин субботы!»
9 Затем Иисус пошёл в их синагогу,
10 где увидел человека с сухой рукою. И тут, чтобы найти повод для обвинения, Иисуса спросили: «Можно ли исцелять в субботу?»
11 Тогда и Он спросил у них: «Если у кого-нибудь из вас единственная овца в субботу упадёт в яму, разве он её не вытащит?
12 А насколько человек дороже овцы! Добро можно делать и в субботу!»
13 И Он сказал тому человеку: «Протяни руку!» Тот протянул руку, и она стала здоровой, как другая его рука.
14 А фарисеи вышли и стали совещаться, как погубить Иисуса.
15 Иисус, узнав это, ушёл оттуда, и за ним последовала большая толпа. Он исцелил всех больных
16 и запретил им об этом рассказывать.
17 Так исполнилось сказанное через пророка Исайю:
18
Вот Слуга Мой — Его Я избрал,
Мой любимец — Он угоден Моей душе.
Пошлю в Него Дух Мой,
и возвестит Он народам суд.
19
Он не будет спорить и кричать,
Его голос на улицах не услышат.
20
Он тростинки надломленной не сломает,
не погасит тлеющего фитиля.
Он приведёт Свой суд к торжеству,
21
на Его имя будут надеяться народы40.
22 Привели к Нему одержимого, который был слеп и нем, и Он его исцелил, так что тот заговорил и прозрел.
23 Все были потрясены и говорили: «Быть может, Он и есть Сын Давида?»
24 Фарисеи, услышав это, сказали: «Он изгоняет демонов силой их властелина Беэл-Зевула».
25 Иисус, узнав про это, сказал: «Царство, где началась распря, будет разорено. Город или дом, где началась распря, не устоит.
26 И если бы Сатана изгонял Сатану, то он вступил бы в распрю сам с собою — и как устояло бы его царство?
27 Если Я изгоняю демонов силой Беэл-Зевула, то чьей силой изгоняют их ваши люди? Они сами же вас и осудят.
28 Но если я изгоняю демонов Божьим Духом, тогда Царство Божье пришло и к вам.
29 Как войти в дом силача и разграбить его добро, если не связать его самого? Только тогда и можно будет ограбить его дом.
30
Кто не со мной, тот против меня.
Не собирающий со мной — расточает.
31 Поэтому, говорю вам, всякий грех и хула простится людям, а хула на Духа не простится.
32 Если кто скажет злое слово про Сына Человеческого — будет прощён, но если про Духа Святого — не простится ему ни в этом Веке, ни в будущем Веке.
33
Либо дерево хорошее и плоды хороши,
либо дерево гнилое — и плоды таковы:
по плоду познаётся и дерево.
34 Змеиное отродье! Разве можете вы, злые люди, говорить доброе? Чем переполнено сердце, то и выходит из уст.
35 Добрый человек из запасов своей доброты выносит доброе, а злой человек из запасов своей злобы выносит злое.
36 Говорю вам, за каждое пустое слово люди ответят в Судный День!
37
За слова ты будешь оправдан
и за слова — осуждён».
38 Некие книжники и фарисеи сказали Ему: «Учитель, нам хотелось бы получить от Тебя знак».
39 Он ответил: «Поколение злое и неверное требует знаков, но не получит — ему будет дан только знак пророка Ионы.
40 Иона пробыл во чреве рыбы три дня и три ночи41 — и Сын Человеческий пробудет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Жители Ниневии встанут на Суде перед этим поколением и осудят его, ибо они покаялись, услышав призыв Ионы, а здесь — больше, чем Иона.
42 Царица Юга предстанет на Суде перед этим поколением и осудит его, ибо она пришла от края земли послушать мудрые речи Соломона, а здесь — больше, чем Соломон.
43 Нечистый дух, выйдя из человека, бродит по пустыням и ищет покоя, а не найдя,
44 говорит себе: “Вернусь-ка я в тот дом, из которого вышел”. Возвратясь, он находит дом пустым, подметённым и прибранным.
45 Тогда он приводит семерых ещё более злых духов, и все они поселяются в человеке, и тому становится ещё хуже, чем прежде. Так будет и с этим злым поколением».
46 Пока Он учил народ, к дому подошли Его мать и братья, чтобы повидаться с Ним.
47 Ему сказали: «Мать и братья Твои стоят снаружи, хотят Тебя видеть».
48 А Он спросил: «Кто Моя мать и кто Мои братья?»
49 И, обведя рукой учеников, сказал: «Вот Моя мать и братья.
50 Всякий, кто исполняет волю Отца моего небесного, тот мне и брат, и сестра, и мать».

Толкования Августина

Стих 26

Говоря так, Он хотел, чтобы из исповедания фарисеев было понятно, что, не веруя в Него, они тем самым выбрали пребывать в царстве дьявола, которое не может устоять против разделения в себе. Поэтому пусть фарисеи выбирают то, что пожелают. Если сатана не может изгнать сатану, то они ничего не смогли найти против Господа. Но если может, то пусть они внимательнее посмотрят на себя и покинут его царство, которое не может устоять против разделения в себе.

Стих 32

Против этого бескорыстного дара1 , против этой милости Божией, говорит нераскаявшееся сердце. Таким образом, сама эта нераскаянность есть хула на Духа2 , которая не проститься ни в сем веке, ни в будущем. Ведь против Духа Святого, Которым они крестятся, (Которым) отпускаются все их грехи и Которого получила Церковь, так что кому она отпустила грехи, тому они отпускаются, (такой человек) говорит весьма дурное и крайне нечестивое слово или в помышлении, или даже своим языком. Тогда как терпение Божие ведет его к покаянию, но по упорству своему и нераскаянному сердцу он сам себе собирает гнев на день гнева и откровение праведное суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:4−6). Итак, это нераскаянность. Так неким одним именем мы можем, так или иначе, назвать и хулу, и слово против Духа Святого, которому нет прощения вовек. Это, говорю я, нераскаянность, против которой выступал и предвестник3 , и Судия4 , призывая: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 3:2); (17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4:17). Против нее Господь отверзал уста в евангельских проповедях и против нее проповедовал, что само Евангелие должно быть проповедано во всем мире. И после того, как воскрес из мертвых, Он сказал ученикам, что так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Лк 24:46−47). И одна лишь нераскаянность не имеет никакого прощения ни в этом веке, ни в будущем, потому что раскаяние получает прощение в этом веке, которое сохраняется и в будущем.

Примечания

  • 1 — Дара Святого Духа: ранее в этой проповеди Августин вел речь о совершенной любви как даре Святого Духа, которым прощаются грехи и которым воедино собирается народ Божий. Нечистые духи противятся этому дару.
  • 2 — Непрощаемым грехом Иисус называет отказ от покаяния. Августин верит в то, что прощается любой грех. А потому единственной ситуацией, в которой грех не может быть прощен, является та, в которой человек, не надеясь на спасение, не приносит раскаяния.
  • 3 — То есть Иоанн Креститель.
  • 4 — То есть Иисус Христос.

Источник: Проповеди.

Стих 33

Когда Он говорит: Признайте дерево хорошим и плод его хорошим, то это не наставление, но спасительная заповедь, которой необходимо следовать. А то, что Он говорит: Признайте дерево худым и плод его худым, то это — не заповедь, чтобы ты так поступал, но напоминание, чтобы ты остерегался. Ведь Он сказал это против тех, кто считал себя, хотя они были худыми, способными на добрые речи или добрые дела. Это, говорит Господь Иисус, невозможно. Ибо прежде должен измениться человек, чтобы изменились [его] дела. Ведь если человек пребывает в том, что есть зло, он не может поступать хорошо; а если пребывает в том, что есть благо, не может поступать плохо.

Стих 40

Сам Спаситель показал, что пророк Иона, брошенный в море, попавший во чрево чудовища морского и извергнутый оттуда на третий день живым, послужил прообразом Спасителя, Который пострадал и на третий день воскрес. Он упрекает иудейский народ, сравнивая его с ниневитянами, поскольку ниневитяне, для обличения которых был послан пророк Иона, покаянием усмирили гнев Божий и заслужили милость. И вот здесь больше Ионы (41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Мф 12:41; 32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Лк 11:32), говорит Господь Христос, имея ввиду Самого Себя. Те слышали слугу и исправили свои пути; эти же слышали Господа и не только не исправились, но, вдобавок, убили Его.

Проповеди 72А.1. Cl. 0284,72А. MiAg 1.155.15; PL 38:467.

Стих 42

Для Христа не важно было быть больше, чем Иона, и быть больше, чем Соломон: ведь Он — Господь, а они были слуги. Но кто же те, которые презрели Самого Господа, тогда как чужеземцы послушали Его слуг?

Стих 45

Когда в таинствах происходит отпущение грехов, дом очищается. Но в нем непременно должен обитать Святой Дух. Однако Дух Святой обитает только в тех, кто кроток сердцем. Ведь Бог говорит: Где место покоя Моего? И отвечает на этот вопрос: На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим (Ис.66:1−2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания. Но та страсть, из-за которой ты стал дурным, изгнанная из человека, то есть из твоего ума, когда были отпущены твои грехи, ходит по безводным местам, ища покоя (Мф.12:43), и, не найдя покоя, эта страсть возвращается домой и, придя, находит его вычищенным, берет с собою семь других духов, злейших себя, и бывает для человека того последнее хуже первого. Берет с собою семь других. Что означает семь других? Сам ли нечистый дух состоит из семи? Что это значит? Числом семь обозначается совокупность. Целиком [дух] вышел, целиком вошел, и если бы вошел один! А что значит берет с собою семь других? Их не было, когда [человек] был зол, но будет иметь этих других, если ложно добр.

Внимайте, и я, если смогу, объясню, насколько мне удастся, свои слова. Святой Дух сообщается нам семикратным действием, чтобы в нас был дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страх Господний (Ис.11:2−3). Этому семикратному добру противопоставь семикратное зло: дух глупости и заблуждения, дух безрассудства и малодушия, дух невежества и нечестия и дух гордыни против страха Божия. Эти семь духов — злые. Какие же семь других еще злейших? Другие семь злейших основаны на лицемерии: один — злой дух глупости, другой худший — лицемерная мудрость; злой дух — дух заблуждения, другой худший — лицемерная истина; злой дух — дух безрассудства, другой худший — лицемерное благоразумие; злой дух — дух малодушия, другой худший — лицемерная храбрость; злой дух — дух невежества, другой худший — лицемерное знание; злой дух — дух нечестия, другой худший — лицемерное благочестие; злой дух — дух высокомерия, другой худший — лицемерный страх. Первые семь были невыносимы: кто же вынесет четырнадцать? Поэтому, когда к порочности была прибавлена лицемерная истина, то эти новейшие духи неизбежно хуже для человека, чем были прежние.

Стих 49

Вот матерь Моя и братья Мои

Разве не исполнила волю Отца Дева Мария, которая положилась на веру и в вере зачала, была избрана, чтобы нам от Нее родилось спасение среди людей, сотворена Христом прежде, чем Христос творится в Ней? Исполнила, поистине исполнила волю Отца Святая Мария: и потому для Марии важнее и блаженнее было быть ученицей Христа, чем Матерью Христа. Потому Мария была блаженна, что, прежде чем повиновалась, носила в утробе Учителя. Святая Мария, блаженная Мария, но Церковь лучше, чем Дева Мария. Почему? Потому что Мария — это часть Церкви, святая часть, необыкновенная часть, великая часть, но всего лишь часть целого тела. А если [часть] целого тела, то, конечно, тело важнее, чем его часть. Глава — Господь, и весь Христос — глава и тело. Что мне сказать? Мы имеем Божественную главу, мы имеем главой Бога.

Примечания:

 
Открытый перевод
[39] Ос 6:6.
[40] Ис 42:1—4.
[41] Ион 2:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.