По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
2 Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
3 а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:

«Вышел сеятель в поле,

4 и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
5 Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
6 Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
7 Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
8 А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
9 Пусть имеющий уши услышит!»
10 Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
11 Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
12
Кто имеет, тому будет дано,
чтобы он имел в избытке.
Кто не имеет, у того будет отнято
и то, что у него есть.
13 Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
14 Так исполняется пророчество Исайи:
Будете слушать, но не поймёте,
будете смотреть, но не увидите.
15
Очерствело сердце этого народа,
они еле слышат и закрыли глаза.
Не хотят они видеть и слышать,
не хотят ничего понимать,
а не то вернулись бы ко Мне
и Я бы их исцелил
42.
16 Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
17 Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
18 Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
19 Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
20 Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
21 но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
22 Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
23 А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
24 Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
25 а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
26 Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
27 Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
28 Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
29 Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
30 Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
31 Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
32 Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
33 Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
34 Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
35 чтобы исполнилось сказанное через пророка:
Буду говорить притчами,
поведаю то, что скрыто
от сотворения мира
44.
36 Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
37 Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
38 поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
39 тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
40 И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
41 Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
42 и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
43 А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
44 Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
45 И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
46 вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
47 И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
48 Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
49 Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
50 и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
51 Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
52 И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
53 Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
54 Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
55 Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
56 И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
57 И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал:
«Пророка чтят повсюду,
но не в его городе
и не в его доме».
58 Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.

Толкования Августина

Стих 8

Тем не менее, однако же, помилование, которое достигается собственными ли то молитвами каждого, или же ходатайством святых, состоит в том, что не всякий будет отослан в вечный огонь, а не в том, что отосланный уже в этот огонь будет освобожден от него по истечении того или иного времени. Ведь и те, по мнению которых слова Писания, что добрая земля приносит обильный плод — одна в тридцать, другая в шестьдесят, а иная во сто крат, должны пониматься в том смысле, что святые, смотря по различию своих заслуг, одни милуют тридцать, другие шестьдесят, а иные и сто человек, — обыкновенно предполагают, что это будет в день суда, а не после. Говорят, некто, встретив людей, обещающих себе безнаказанность на том основании, что в таком смысле помилованию могут, по-видимому, подлежать все, ответил им следующим превосходным образом, что-де надобно, напротив, жить добродетельно, дабы каждый оказался в числе тех, которые будут ходатайствовать за других, иначе таковых может оказаться так мало, что после того, как каждый из них дойдет до своего числа тридцать, шестьдесят или сто, останется много таких, которые уже не могут быть освобождены от мучений по их ходатайству, и в числе их окажутся люди, по тщетному неразумию рассчитывающие на чужие плоды. Ограничусь этим ответом тем, которые авторитета священных Писаний, общих всем нам, не отвергают, но, неправильно понимая эти Писания, полагают, что будет не то, о чем говорят Писания, а то, чего желают они сами. Дав этот ответ, закончим, как и обещали, настоящую книгу.

Стих 27

Таким образом, Господь объяснил нам то, что изложил ранее. Смотрите, чем мы выбираем быть на Его поле, смотрите, какими Он нас обретет во время жатвы. Ведь поле — это мир, по которому распространилась Церковь. Тот, кто является пшеницей, пусть стоит до самой жатвы, а кто — плевелами, пусть обратится в пшеницу. Ибо все это находится среди людей: и настоящие колосья, и настоящие плевелы; поскольку те, кто был колосьями в поле, колосьями и остаются, а кто был плевелами, остаются плевелами. Однако на поле Господа, то есть в Церкви, то, что было зерном, иногда превращается в плевелы; а что было плевелами, иногда обращается в зерно: и никто не знает, что будет завтра.

Стих 28

См. ст. 29

Стих 29

Работники негодовали на домовладыку, потому что хотели пойти выбрать плевелы, а он не пустил их. Они хотели их выбрать, но он не позволил им отделить плевелы. Они сделали то, на что были способны, и отделение [плевел] оставили ангелам. И хотя они не хотели оставлять ангелам отделение плевел, домовладыка, который знал всех и знал, что следует быть отделению, повелел им смириться с плевелами и не отделять их. Когда сказали ему: Хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Что же, Господи, и плевелы будут вместе с нами в житнице? Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их (30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф 13:30); оставьте в поле то, что не будет с вами в житнице.

Стих 52

Все божественное Писание делится на две части сообразно с тем, как это обозначил Господь, говоря, что книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое; части эти называются двумя Заветами.

Источник: О книге Бытия буквально, 1.1

***

Таким образом, голос Христа обращается к иудеям через голос Ветхого Завета: они слышат голос того Завета, но не видят лица Говорящего. Хотят ли они, чтобы завеса была снята? Пусть придут к Господу. Ведь тогда старое не уничтожается, но заключается в сокровищницу, чтобы уже быть книжником, наученным Царству Небесному, который выносит из своей сокровищницы не одно только новое, и не одно старое. Ведь если бы он вынес только новое или только старое, то не был книжником, наученным Царству Небесному, выносящим из сокровищницы своей новое и старое (52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Мф 13:52). Если он говорит это, но не делает, то выносит с кафедры, а не из сокровищницы своего сердца. И верно мы говорим вашей святости: что выносится из Ветхого [Завета], то озаряется Новым. Поэтому приходят к Господу, чтобы завеса была снята.

Источник: Проповеди 74.5. Сl. 0284, 74.PL 38.474.35.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.