По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Тогда, в Царстве Небесном, будет как с десятью девушками, которые, взяв светильники, вышли встречать жениха87.
2 Пять из них были глупыми, а пять — благоразумными.
3 Глупые не взяли с собой масло для светильников,
4 а благоразумные вместе со светильниками захватили и сосуды с маслом.
5 Жених долго не появлялся, и все девушки задремали.
6 В полночь раздался клич: “Идёт жених, выходите его встречать!”
7 Девушки, пробудившись, стали поправлять светильники.
8 И глупые обратились к благоразумным: “Дайте нам масла: наши светильники гаснут”.
9 Но те им отказали: “Нет, нам с вами масла не хватит. Лучше пойдите и купите его у торговцев”.
10 Пока глупые девушки ходили за маслом, пришёл жених. Девушки, стоявшие наготове, вошли вместе с ним на пир, и двери за ними закрылись.
11 Позже подошли девушки, ходившие за маслом, и стали кричать: “Господин, господин наш, открой нам!”
12 А он ответил: “Говорю вам истину: я вас не знаю”.
13 Итак, бодрствуйте, ибо вы не знаете ни дня, ни часа.
14 Или будет как с человеком, который, собираясь на чужбину, позвал рабов и вручил им своё состояние.
15 Одному он дал пять талантов, другому — два, третьему — один: каждому по его дарованиям, и уехал.
16 Обладатель пяти талантов пошёл и, пустив их в дело, получил доход в пять талантов.
17 Точно так же получивший два таланта нажил ещё два.
18 А получивший один талант зарыл хозяйские деньги в землю.
19 И вот, после долгого отсутствия вернулся хозяин и потребовал от рабов отчёта.
20 Раб, получивший от него пять талантов, принёс ему десять и сказал: “Господин мой, ты дал мне пять талантов. Смотри, я заработал ещё пять!”
21 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
22 Пришёл также раб, получивший два таланта, и сказал: “Господин мой, ты дал мне два таланта. Смотри, я заработал ещё два!”
23 Хозяин ответил: “Отлично, мой верный, надёжный слуга! Раз ты был верен в малом, я назначу тебя распорядителем многого. Радуйся вместе со своим господином!”
24 Явился и раб, получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знаю, что ты — человек жестокий: пожинаешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал.
25 Из страха перед тобой я зарыл талант твой в землю. Вот, возьми своё!”
26 Хозяин ответил: “Негодный, ленивый раб! Ты ведь знал, что я люблю пожинать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал.
27 Ты должен был пустить мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, я получил на них прибыль.
28 Заберите у него талант и отдайте обладателю десяти!
29 Ибо кто имеет, тот получит ещё больше и будет иметь в избытке, а у неимущего отнимут и то, что он имеет.
30 А никчемного раба пусть выбросят вон, во тьму: там будут рыдать и скрежетать зубами”.
31 Когда Сын Человеческий придёт со славой в окружении всех ангелов, Он воссядет на царском престоле
32 и к Нему будут собраны все народы. И Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов,
33 и поставит овец по правую руку от себя, а козлов — по левую.
34 И скажет Царь стоящим справа: “Идите ко Мне! Вас благословил мой Отец. Владейте царством, приготовленным для вас при сотворении мира.
35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть, страдал от жажды, и вы дали Мне пить, был чужестранцем, и вы дали Мне кров,
36 был нагим, и вы дали Мне одежду, был больным, и вы обо Мне позаботились, был узником, и вы Меня навестили”.
37 Тогда спросят праведные: “Господин наш, когда мы видели Тебя голодным — и накормили, страдающим от жажды — и напоили?
38 Когда мы видели Тебя чужестранцем — и приютили, нагим — и одели?
39 Когда мы видели Тебя больным или узником — и навестили?”
40 А Царь им скажет: “Говорю вам истину: всё, что вы сделали для одного из этих братьев Моих наименьших, вы сделали для Меня”.
41 Потом Он скажет стоящим слева: “Прочь от меня! Вы прокляты. Ступайте в вечный огонь, приготовленный для Дьявола и ангелов его.
42 Ибо Я был голоден, а вы не дали Мне есть, страдал от жажды, а вы не дали Мне пить,
43 был чужестранцем, а вы не приютили Меня, был нагим, а вы не дали Мне одежды, был больным и узником, а вы Меня не навестили”.
44 Тогда спросят и они: “Господин наш, когда же мы видели Тебя голодным или страдающим от жажды, чужестранцем или нагим, больным или узником — и не позаботились о Тебе?”
45 А Он им на это скажет: “Говорю вам истину: чего вы не сделали для одного из этих наименьших, того вы не сделали для Меня”.
46 И пойдут они в муку на века, а праведные — в жизнь на века».

Толкования Августина

Стих 2

Давайте поймем, возлюбленные, что притча эта ко всем нам, то есть всей Церкви, относится, а не только к духовенству, о котором говорили вчера, и не только к мирянам, но ко всем нам. А почему дев по пять? Эти пять и еще пять дев — это все души христиан. Но мы должны сказать, как чувствуем это по вдохновению Божьему, что это не любые души, но такие, которые имеют веру кафолическую и обнаруживают дела добрые в Церкви Божией. И даже о таких сказано: пять было мудрых и пять неразумных.

Проповеди 93.5Cl. 0284, 93.PL38.574.18

Стих 3

Что значит: не взяли с собою масла в сосудах своих? Что значит в сосудах своих? — В своих сердцах. Потому и говорит апостол: Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей (12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. 2Кор 1:12). Там и есть масло, ценнейшее масло: оно — от дара Божьего. Люди могут налить масло в светильники, но создать оливу люди не могут. Вот, у меня есть масло: разве ты создал его? Нет, оно от дара Божьего. Есть у тебя масло, так носи его с собой. Что значит: носи с собой? Имей его в себе, как это угодно Богу. Заметь, что неразумные девы, которые не взяли с собою масла, искали угождения людям своей воздержанностью, за которую они и зовутся девами, и добрыми делами, когда несли светильники. А если они хотят угодить людям и потому делают все то, что похвально для людей, то они и не несут масла с собой.

Проповеди 93.7−8

С1. 0284, 93.PL38.575.35.

Стих 4

Нечто великое означает масло, слишком великое. Не думаешь ли, что это любовь? Если мы пойдем этим путем, то вреда высказыванию не принесем. Я скажу вам, почему мне кажется, что масло означает любовь. Апостол говорит: Я покажу вам путь еще превосходнейший (31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. 1Кор 12:31). А также: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. 1Кор 13:1). Итак, вот он — превосходнейший путь, то есть любовь, по праву названный маслом. Ведь масло держится поверх любых других жидкостей. Налей воды, влей туда масло — и масло останется сверху. Налей масла, влей в него воды — и масло снова останется сверху. Если сохранишь обычный порядок, масло будет сверху; если изменишь порядок [следования], оно опять будет сверху. Любовь никогда не перестает (8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 1Кор 13:8).

Проповеди 93.4С1. 0284, 93.PL38.574.37.

Стих 5

Жених замедлил. Тогда задремали все и уснули. Что значит все? Мудрые и неразумные — все задремали и уснули. Подумаем, хорош ли сон этот? Что сон этот означает? Может ли это означать, что во время задержки жениха по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; Мф 24:12)? Не так ли нам следует понимать этот сон? Мне не нравится такое объяснение, и скажу, почему. Потому что среди них и мудрые. А когда Господь говорил: по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, то к этому Он прямо добавил: претерпевший же до конца спасется (13 претерпевший же до конца спасется. Мф 24:13). Где же эти мудрые? Разве нет их среди тех, которые претерпят до конца? Но они и не были бы допущены туда, если бы не претерпели до конца. Никакого охлаждения любви в них не произошло, любовь в них не охладела — она в них пылает до самого конца. А поскольку она пылает в них до конца, то для них открыты ворота жениха, то им сказано, чтобы входили, как тому превосходному рабу1 сказано было: войди в радость господина твоего (21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Мф 25:21, 23). Итак, что же значит: все уснули ? Есть и другой сон, которого никому не избежать. Не помните ли, как апостол сказал: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 1Фес 4:13). Почему же они названы усопшими2 , вместо того чтобы назвать их умершими каждого в свое время? Они бы и не были названы так, если бы не предстояло им восстать. Потому сказано, что они уснули. Ты думаешь, если она мудра, то ей не придется умереть? Неразумна дева, или мудра — всех ожидает сон смерти.

Примечания

  • 1 — В притче о талантах.
  • 2 — В латинском тексте на месте русского «об умерших» стоит слово "dormientes", буквально означающее "спящие».

Проповеди 93.5С1. 0284, 93.PL38.575.57.

Стих 6

Почему же в полночь? Потому что в это время не надеются, в это время не верят: ночь — это время незнания. Некто исчислит для себя: вот, от Адама прошло так много дней, и шесть тысяч лет совершилось 1 теперь наступает, как подсчитали некоторые толкователи, день суда. Но подобные расчеты приходят и уходят, а пришествие жениха все откладывается. Вот и девы, вышедшие навстречу ему, теперь спят. Но как раз когда не надеются, когда говорят: Его ожидали шесть тысяч лет, и они прошли; как нам знать, когда Он придет? — он и придет в полночь. Что значит в полночь? Значит, придет, когда ты не будешь знать.

Примечания

  • 1 — Представление о том, что род человеческий завершится через шесть тысяч лет, было широко распространено среди ранних христиан: тысячелетие соответствовало каждому из шести дней творения, к ним прибавляется седьмое тысячелетие как эсхатологический день покоя. Августин отвергает подобные хронологические исчисления и предостерегает своих слушателей от того, чтобы возлагать на них надежды и ожидания.

Проповеди 93.7С1. 0284, 93.PL38.576.46.

Стих 8

Светильники их стали угасать, и тогда неразумные девы обратились к девам разумным: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Они просили того, к чему привыкли, — светить от чужого масла, искать чужой похвалы.

Проповеди 93.8

С1. 0284, 93.PL38.577.40.

Стих 9

А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Это ответ не дающих совет, а упрекающих. Почему они рассержены? Потому что были мудрыми, потому что мудрость была в них. Они не своей мудростью были мудры, но была в них та мудрость, о которой написано в некоем Писании, что мудрость скажет отвергшим ее, когда они впадут в зло, о котором она их предупреждала: За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; Притч 1:26). Пойдите лучше к продающим и купите себе — вы, никогда не желавшие жить добропорядочно, но лишь ради похвалы от людей, продававших вам масло. Кто они — продававшие масло? Это те, кто продает похвалы. А кто же их продает, как не льстецы? Сколь же лучше было бы для вас не соглашаться молчаливо с льстецами, а носить масло внутри себя и ради доброй совести вершить дела добра. Что же, идите к продающим, вы так привыкли поступать. Мы же масла не дадим. Почему? Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. Что значит: не случилось недостатка? Это сказано не с отчаянием, но в трезвом и благочестивом смирении. Ведь хотя человек добрый имеет чистую совесть, но как ему знать, что рассудит о нем Тот, Кого невозможно обмануть? Он имеет чистую совесть; не прельщают его зародившиеся в сердце греховные помыслы. Но пусть и чиста его совесть, по причине повседневных грехов человеческой жизни он каждый день просит Бога: Прости нам долги наши, предполагая, что уже сделал то, что за этим следует: как и мы прощаем должникам нашим (12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; Мф 6:12). Он разламывал хлеб для алчущего от сердца, он одевал нагого от сердца, из того масла внутри себя он творил дела добра — однако на том суде содрогнется даже его добрая совесть.

Проповеди 93.8−9С1. 0284, 93.PL38.578.4.

Стих 10

Не стоит удивляться, что именно когда они пошли покупать, когда искали похвалы, [тогда] и не находи-ли; когда искали утешения и не находили — вот тогда двери затворились, пришел жених, и невеста, Церковь, прославлена была со Христом, собрав всех членов своих воедино.

Проповеди 93.9

С1. 0284, 93.PL38.579.24.

Примечания:

 
Открытый перевод
[87] В некоторых рукописях: жениха и невесту.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.