По Матфею 27 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Ранним утром все первосвященники и старейшины Израиля вынесли Иисусу смертный приговор
2 и велели связать Его, увести и выдать Пилату94, римскому наместнику.
3 О том, что Иисус приговорён к смерти, узнал Иуда, который выдал Его. Охваченный раскаянием, он отнёс те тридцать серебряных шекелей первосвященникам и старейшинам
4 и сказал: «Я согрешил, выдав на смерть невинного человека». Они ответили: «А нам-то что? Это твоя забота».
5 Тогда Иуда, швырнув деньги в сторону Храма, ушёл и повесился.
6 А первосвященники, подобрав серебро, сказали: «Это — плата за кровь. Положить эти деньги в казну Храма нельзя».
7 Посовещавшись, они купили на них землю у гончара для погребения чужестранцев.
8 Поэтому до сих пор это место называют «Кровавая земля».
9 Так исполнилось пророчество Иеремии95: И взяли они тридцать серебряных шекелей96 — во столько оценили его израильтяне —
10 и купили на них землю у гончара, как велел мне Господь97.
11 А Иисус предстал перед наместником, который спросил Его: «Ты царь евреев?» Иисус ответил: «Ты сам сказал».
12 Но когда первосвященники и старейшины стали Его обвинять, Он хранил молчание.
13 Тогда к нему обратился Пилат: «Ты не слышишь, какие против тебя дают показания?»
14 Но Иисус не проронил ни слова, что сильно удивило наместника.
15 А по праздникам наместник обычно отпускал одного из узников, кого пожелает народ.
16 В то время в тюрьме содержался известный всем Иисус Бар-Абба98.
17 И когда люди собрались, Пилат обратился к ним: «Кого вам отпустить: Иисуса Бар-Аббу99 или Иисуса, именуемого Помазанником?»
18 Ибо он знал, что выдали Его из зависти.
19 Тут Пилату, вершившему суд, передали от жены: «Не тронь этого Праведника. Минувшей ночью во сне я много страдала из-за Него».
20 Между тем первосвященники и старейшины убедили народ просить за Бар-Аббу, а для Иисуса требовать смерти.
21 Поэтому, когда наместник спросил: «Кого из этих двоих отпустить вам?» — люди ответили: «Бар-Аббу».
22 Пилат спросил: «Ну а что же мне делать с Иисусом, которого называют “Помазанник”?» Все отвечали: «Распять».
23 Он спросил: «Но за какое злодеяние?» А они ещё громче кричали: «Распять Его!»
24 Пилат, увидев, что ничего не добился, а возбуждение толпы только возросло, взял воду и, омыв руки на виду у всех, сказал: «В пролитии крови Его100 я невиновен. Берите это на себя».
25 И весь народ воскликнул: «Пусть кровь его будет на нас и наших детях!»
26 Тогда Пилат освободил им Бар-Аббу, а Иисуса, подвергнув бичеванию, послал на распятие.
27 Солдаты наместника увели Иисуса в преторий, где вокруг Него собралась вся когорта.
28 Сорвав с Него одежду, они обернули Его красным плащом,
29 сплели венок из терновника и надели Ему на голову, а в правую руку вложили трость. Затем, глумясь, они падали перед Ним на колени и восклицали: «Приветствуем Тебя, Царь евреев», —
30 и плевали в Него и, взяв из руки Его трость, били Его по голове.
31 Поглумившись над Ним, они сняли с Него плащ и одели в Его собственную одежду. И оттуда повели Его на распятие.
32 По дороге им встретился некто Шимон из Кирены, и они заставили его нести крест.
33 Придя на место, называемое Голгота, то есть «Череп»,
34 они дали Иисусу вина, смешанного с желчью. Но Он, попробовав, отказался пить.
35 Распяв Его, они стали делить между собой Его одежду, бросая жребий101,
36 а затем сели и стали Его стеречь.
37 Над головой Его они прикрепили надпись, где говорилось, в чём Его обвиняют:
«Вот Иисус, царь евреев».
38 Рядом с Ним распяли двух преступников, справа и слева.
39 Прохожие оскорбляли Его, они качали головой
40 и говорили: «Ты собирался разрушить Храм и за три дня восстановить его? Спаси Себя, если Ты Божий Сын! Сойди с креста!»
41 Так же насмехались над Ним и первосвященники с книжниками и старейшинами:
42 «Других Он спасал, а Себя не может спасти! Царь Израиля! Пусть теперь Он сойдёт с креста, и мы поверим Ему.
43 Он положился на Бога! Пусть Бог теперь Его и избавит, если Он угоден Ему102! Называл же Он себя Сыном Божьим!»
44 И даже преступники, распятые с Ним, оскорбляли Его.
45 В полдень настала тьма на земле и продолжалась до трёх часов пополудни.
46 Около трёх часов Иисус громко воззвал:
«Эли эли лема шевактани»,
что значит: Боже мой, Боже мой, почему Ты покинул Меня103?
47 Некоторые из стоявших там, услышав это, сказали: «Он зовёт Илию».
48 Тут же один из них побежал, взял губку, намочил её в уксусе и, нацепив на палку, дал Ему пить.
49 А прочие говорили: «Посмотрим, придёт ли Илия спасти Его?»104
50 Иисус, опять громко вскрикнув, испустил дух.
51 В этот миг завеса в Храме105 разорвалась пополам сверху донизу и началось землетрясение, так что разламывались скалы
52 и открывались гробницы. Многие усопшие святые воскресли
53 и, выйдя из гробниц, после Иисусова воскресения вошли в святой город и явились многим.
54 А центурион и солдаты, сторожившие тело Иисуса, видели землетрясение и всё происходящее и ужасались, говоря: «Он и в самом деле Сын Божий!»
55 Было там и много женщин, глядевших издали. Они сопровождали Иисуса от самой Галилеи и прислуживали Ему.
56 Среди них была Мария из Магдалы, Мария — мать Иакова и Иосифа, а также мать сыновей Завдая.
57 А вечером пришёл богатый человек по имени Иосиф, происходивший из Ариматеи и ставший учеником Иисуса.
58 Он пошёл к Пилату и просил его выдать тело Иисуса. Пилат распорядился отдать ему тело.
59 А Иосиф завернул его в чистое льняное полотно
60 и положил в гробницу, которую недавно вырубил для себя в скале. Привалив ко входу тяжёлый камень, он ушёл.
61 А Мария из Магдалы и другая Мария сидели напротив гробницы.
62 На следующее утро после дня приготовления106 первосвященники и фарисеи, собравшись вместе, пришли к Пилату
63 и сказали: «Господин наш, мы вспомнили, что этот обманщик, когда был ещё жив, говорил: “Воскресну на третий день после смерти”.
64 Поэтому прикажи охранять гробницу до третьего дня, чтобы ученики Его не выкрали тело107 и затем не объявили народу, что Он воскрес из мёртвых. Ибо этот последний обман будет хуже прежнего».
65 Пилат сказал им: «Возьмите стражу и охраняйте гробницу, как считаете нужным».
66 Тогда они отправились к гробнице и, опечатав камень при входе, оставили там стражу.

Толкования Августина

Стих 9

29. Некоторых смущает то обстоятельство, что этого свидетельства нет в книге пророка Иеремии. Однако, есть такие евангельские списки, в которых не указывается имя пророка, и, пожалуй, нам следует скорее доверять именно этим спискам. Действительно, эти слова были сказаны не Иеремиею, а Захариею. А почему в большинстве списков мы встречаем имя Иеремии — объяснить трудно, тем более, что в древнейших свитках было просто написано: «Сбылось реченное чрез пророка», и хотя имя пророка не указано вовсе, но понятно, что речь идет о пророке Захарии.

30. Или, возможно, имя Иеремии появилось по таинственному действию промысла Божия, которым управлялись умы евангелистов? Ведь могло же быть так, что уму Матфея, составлявшего Евангелие, представился вместо Захарии Иеремия, как это часто бывает, и он безо всякого сомнения вставил это имя. Однако, поскольку воспоминания евангелистов направлялись Духом Святым, то имя этого пророка могло появиться только в том случае, если Господь повелел так написать. Объяснить же это можно только тем, что все святые пророки известны удивительным согласием между собою, ибо все, что написано ими, через них сказал Дух Святой, а, значит, у них все общее, и сказанное Захарией настолько же Захарьино, насколько и Иеремиино, и наоборот. Отсюда понятно, что книги их всех — это как бы одна книга одного, и те доказательства, которые пытаются выдвинуть люди неверующие или просто неопытные, — для подтверждения якобы несогласия святых евангелистов, — эти же доказательства люди верующие и ученые принимают как свидетельства единства всех святых и пророков.

31. Есть и еще одна причина, о которой нельзя не упомянуть. Дело в том, что Захария говорит о тридцати сребрениках, но ничего не говорит о покупке поля. У Иеремии же есть известие, что он купил поле у сына брата своего и задолжал ему деньги. Таким образом, читатель, находя у Иеремии слова о покупке поля, а у Захарии — о тридцати сребрениках, связывает два пророчества в одно и постигает их общий смысл. Что же касается слов, присоединенных Матфеем к этому пророчеству, которых нет ни у Захарии, ни у Иеремии: «Которого оценили сыны Израиля, и дали их на землю горшечника, как сказал мне Господь», то из этого должно заключить, что евангелист, включив эти слова, по откровению от Господа указал, что пророчество это относится к обстоятельству, связанному с оценкой Иисуса. Далее, запись на купленное поле бросали в глиняный сосуд, из чего и выходит поле горшечника. Что же до места погребения странников, то Господь сказал Иеремии, что покупка им поля значила то, что оно будет местопребыванием освобожденных в той земле. Я высказал все эти мысли не с тем, чтобы окончательно прояснить столь сложный вопрос, но чтобы показать, что следует со всею тщательностью разобраться в этих пророческих свидетельствах, сведенных воедино в одном евангельском рассказе.

Источник: О согласии Евангелистов, кн. 3, гл. 7

Стих 28

Понятно, что слова Матфея и Марка об одежде обозначают, что глумящиеся воины облачили Иисуса не в царский пурпур, а в одежду, окрашенную в красный цвет соком растения, называемого coccum; есть также и красный пурпур (т.е. красное сукно), по цвету похожее на соссum. Поэтому, возможно, Марк и упомянул о пурпуре, хотя речь шла о красильной ягоде.

О согласии Евангелистов, 3.10

Стих 46

Ведь не только в псалме, но также и на кресте для нашего внутреннего человека были сказаны в таинстве слова, чтобы обозначить смерть нашей души: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?.

Источник: О Троице, книга 4, 6

Примечания:

 
Открытый перевод
[94] В ряде рукописей: Понтию Пилату.
[95] Иер 32:7—9.
[96] Зах 11:13 греч.
[97] Исх 9:12 греч.
[98] Во многих рукописях: Бар-Абба (вместо Иисус Бар-Абба).
[99] Во многих рукописях: Бар-Аббу (вместо Иисуса Бар-Аббу).
[100] По другому чтению: этого Праведника.
[101] Пс 21:19.
[102] Пс 21:9.
[103] Пс 21:2.
[104] Часть рукописной традиции добавляет: Один солдат воткнул ему в бок копье и оттуда вытекли вода и кровь (ср. Ин 19:34).
[105] Завеса в Храме отделяет Святое Святых от святилища (см. Исх 26:31 слл и проч.).
[106] День приготовления — канун субботы или другого праздника, во время которого предписывалось ограничить работу и прочие занятия. В день приготовления необходимо было совершить все действия, обеспечивающие покой в день праздника, например, купить и приготовить еду и проч.
[107] В некоторых рукописях: ночью не выкрали тело.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.