По Матфею 3 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 В те дни в Иудейскую пустыню пришёл Иоанн Омывающий и возвестил:
2 «Обратитесь к Богу, ибо Царство Небесное близко».
3 Это о нём говорил пророк Исайя:
Голос взывает в пустыне:
Приготовьте Господу путь,
проторите тропы Ему
9.
4 Иоанн носил верблюжью власяницу и кожаный пояс, а питался саранчой и диким мёдом.
5 К нему приходили люди из Иерусалима, со всей Иудеи и с берегов Иордана
6 и, признаваясь в грехах, принимали от него омовение в реке Иордан.
7 Видя, что к нему идут принять омовение многие фарисеи и саддукеи, Иоанн воскликнул: «Отродье змеиное! Кто вам сказал, что вы спасётесь от грядущего гнева?
8 Нет, вы совершите дела, которые вернут вас к Богу!
9 И не обольщайтесь тем, что вы потомки Авраама. Говорю вам, что даже из этих камней Бог может создать Аврааму потомство.
10 Уже топор лежит у корней: всякое дерево, что не приносит хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.
11 Я омываю вас водой, чтобы вы вернулись к Богу, но за мной придёт Тот, Кто сильнее меня, — я недостоин даже носить за Ним обувь. Он будет омывать вас Духом Святым и огнём.
12 В руке у Него лопата — Он расчистит Своё гумно и соберёт зерно в закрома, а мякину сожжёт неугасимым огнём».
13 В то время к Иоанну на Иордан пришёл Иисус из Галилеи, чтобы принять омовение.
14 Иоанн стал Его отговаривать: «Это я должен принять омовение от Тебя, а Ты пришёл ко мне?»
15 Иисус ответил: «Не спорь, ибо мы должны исполнить всё, что требует от нас правота». Иоанн согласился.
16 Омывшись, Иисус сразу вышел из воды, и перед Ним10 раскрылись небеса, и Он увидел Божьего Духа, который сошёл на Него, как голубь.
17 И с неба раздался голос: «Вот Сын Мой любимый, Он угоден Мне!»

Толкования Августина

Стих 17

Итак, [здесь] мы отчетливо видим Троицу: в голосе — Отца, в человеке — Сына, в голубе — Духа Святого. Именно в такой последовательности следовало упомянуть [об этом], поскольку так легче всего воспринимать. Ведь [явление] Троицы передается здесь столь очевидно, что не остается ни малейшего места для сомнения. Когда Сам Господь Христос в образе раба приходит к Иоанну, это, несомненно, Сын: ведь нельзя сказать, что это — Отец или Святой Дух. Когда сказано: Приходит Иисус, — это, несомненно, Сын Божий. И о голубе кто усомнится? Или кто скажет, что такое голубь, когда само Евангелие самым очевидным образом свидетельствует: И Дух Святой нисшел на Него в виде голубя (22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22)? Также и о гласе не может быть никакого сомнения, что это — Отец, когда сказано: Ты Сын Мой Возлюбленный. [Таким образом] мы отчетливо видим Троицу. И если бы мы рассматривали отдельные места, то я осмелюсь сказать (какой бы страх я ни испытывал, говоря это, однако дерзну), что мы видели Троицу словно бы разделенную. Когда Иисус пришел на реку, из одного места в другое, голубь сошел с неба на землю, из одного места в другое; [наконец] сам голос Отца, который звучал и не с земли, и не от воды, но с небес: все Трое как бы различаются местами, различаются служениями, различаются действиями. Кто-нибудь скажет мне: покажи нераздельность Троицы. Помни, что ты должен отвечать, как православный. Ибо так учит наша вера, то есть ваша вера, правильная вера, православная вера, опирающаяся не на мнение предположений, но на свидетельство Писаний, не колеблемая еретическим безрассудством, но основанная на апостольской истине. Так мы знаем, так верим, даже если не видим этого ни глазами, ни сердцем, до тех пор, пока не очистимся верой. Однако благодаря этой самой вере мы самым непреклонным и твердым образом знаем, что Отец, Сын, Дух Святой есть нераздельная Троица, Единый Бог, а не три Бога. Но таким образом Единый Бог, что Сын не есть Отец, Отец не есть Сын, Дух Святой не есть ни Отец, ни Сын, но Дух Отца и Сына. Эту невыразимую Божественность, сохраняющуюся в Самой Себе, все возрождающую, творящую, обновляющую, направляющую, возвращающую, судящую, освобождающую, эту Троицу мы знаем одновременно как невыразимую и нераздельную.

Проповеди.

Примечания:

 
Открытый перевод
[9] Ис 40:3 греч.
[10] В некоторых рукописях слова «перед Ним» отсутствуют.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.