По Иоанну 18 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 После этих слов Иисус с учениками вышел. Пройдя долину Кидрона, они вошли в сад.
2 А это место знал и предавший Его Иуда, так как Иисус там часто встречался с учениками.
3 Поэтому Иуда и пришел туда с римской когортой и стражниками, которых ему дали первосвященники и фарисеи. Они были с факелами, фонарями и при оружии.
4 Иисус, зная всё, что с Ним случится, вышел вперед и спросил:
— Кого вы ищете?
5 Они ответили:
— Иисуса Назарея.
Иисус сказал:
— Это — Я.
С ними стоял и Иуда, который выдал Его.
6 Когда Он сказал «это — Я», они, отступив назад, пали ниц.
7 Иисус опять спросил:
— Кого вы ищете? — а они ответили:
— Иисуса Назарея.
8 Иисус говорит:
— Я сказал вам, что это — Я. Если вы ищете Меня, отпустите остальных.
9 Он сказал это, чтобы исполнилось Его слово: «Тех, кого Ты Мне дал, Я не потерял».
10 Тут Шимон Петр выхватил меч, который носил с собой, ударил слугу первосвященника и отрубил ему правое ухо. Слугу звали Малх.
11 Иисус сказал Петру:
— Вложи меч в ножны. Чашу, которую мне дал Отец, неужели я не выпью?
12 Тогда когорта с трибуном и еврейские стражники схватили Иисуса и, связав Его,
13 отвели сперва к Хана-ну, так как он был тестем Кайафы в тот год первосвященника.
14 Это был тот самый Кайафа, который подал евреям мысль, что было бы благом одному человеку умереть за народ.
15 Шимон Петр и другой ученик пошли вслед за Иисусом. Этот ученик был знакомым первосвященника и смог войти за Иисусом во двор,
16 тогда как Петр остался за воротами. Однако другой ученик, знакомый первосвященника, вернувшись и переговорив с привратницей, провел во двор и Петра.
17 Другая привратница спросила Петра:
— Ты что, тоже из Его учеников?
Петр ответил:
— Нет.
18 Стоявшие там слуги и стражники от холода развели огонь и грелись. Стоял и грелся с ними и Петр.
19 В это время первосвященник расспрашивал Иисуса о Его учениках и учении.
20 Иисус ответил:
— Я обращался к миру открыто, Я учил только в синагоге и в Храме, где собираются все евреи, а тайно не говорил ничего.
21 Что Ты меня расспрашиваешь? Спроси, что Я говорил, у тех, кто слышал: они знают, что Я сказал.
22 Когда Он это сказал, рядом стоявший стражник ударил Его по лицу со словами:
— Так Ты отвечаешь первосвященнику!
23 Иисус ответил:
— Если Я что-то не так сказал, докажи, что Я неправ, а если Я прав, за что Ты меня бьешь?
24 Тогда Ханан отправил Иисуса связанным к Кайафе, первосвященнику.
25 А Шимон Петр стоял и грелся. Его спросили:
— Ты что, тоже из Его учеников?
Тот ответил:
— Нет.
26 Один из слуг первосвященника, родственник того, кому Петр отрубил ухо, спросил:
— Разве не тебя я видел с Ним в саду?
27 Петр опять ответил:
— Нет, — и тотчас запел петух.
28 От Кайафы Иисуса повели в преторий. Было раннее утро и сопровождавшие Иисуса в преторий не вошли, чтобы не соприкоснуться с нечистым и не лишать себя пасхальной трапезы.
29 Тогда Пилат вышел к ним сам и спросил:
— В чем вы Его обвиняете?
30 Они ответили:
— Если бы Он не был преступником, мы бы не передали Его к тебе.
31 Пилат сказал:
— Возьмите Его себе и судите по своему Закону.
Евреи ответили:
— Нам не позволено карать смертной казнью, —
32 чтобы исполнились слова Иисуса, которыми Он сказал, какой смертью умрет.
33 Пилат вернулся в преторий, вызвал Иисуса и спросил:
— Ты царь евреев?
34 В ответ Иисус спросил и его:
— Этот вопрос твой собственный или тебе обо Мне сказали другие?
35 Пилат ответил:
— Разве я еврей? Мне Тебя выдали твой народ и первосвященники. Что Ты сделал?
36 Иисус ответил:
— Моё царство — не от этого мира. Если бы оно было от этого мира, Мои слуги за Меня бы сражались, чтобы не попал Я в руки евреев. Но Моё царство — не отсюда.
37 Пилат спросил:
— Значит, Ты всё-таки царь?
Иисус ответил:
— Ты говоришь, что Я — царь. Я для того родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто причастен к истине, слушает Меня.
38 Пилат сказал:
— Что такое истина? — и после этих слов снова вышел к евреям и сказал:
— Я считаю, что Он ни в чём не виноват.
39 А у вас есть обычай, чтобы я отпускал вам на Пасху одного узника. Хотите отпущу вам «царя евреев»?
40 Но они закричали:
— Нет, не его! Отпусти Бар-Аббу! — А Бар-Абба был разбойник.

Толкования Августина

Стих 1

Когда Иоанн рассказывает о Господе, что Он вместе с учениками вошел в сад, то это было не сразу по окончании молитвы Иисуса, о которой упоминается в словах: Сказав сие. Некоторые события происходили в промежутке, однако они опущены этим евангелистом, хотя сообщаются другими, равно как у этого евангелиста есть многое, о чем другие умалчивают в своих повествованиях. Любой, кто желает знать, как все они согласуются между собой (а истина в том, что сообщаемое одним никогда не противоречит другому), может обратиться не к этим изложениям, а к более тщательно разработанным трактатам1. И пусть делает это не стоя и слушая, а лучше сидя и читая, или самым внимательным образом относясь к тому, кто так поступает. И пусть верит прежде (чем знает, способен ли он прийти к такому знанию в этой жизни, либо не способен в силу каких-то препятствий), что нет ничего, что написано одним из евангелистов (из числа признанных Церковыо канонических авторитетов) и что противоречило бы его собственному или чужому, столь же правдивому, изложению.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.1. Cl. 0278, 112.1.10.

Примечания

  • 1 — Августин отсылает к своему труду О согласии евангелистов

***

Подав нам вместообразные таинства Своего честного тела и крови, когда Иуды уже небыло с ними, Иисус вышел на Масличную гору близ потока Кедрон, где был сад. Апостольские постановления 5.3.14.2

Матфей в своем повествовании говорит: Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания (36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. Мф 26:36). То же говорит и Марк3. И Лука об этом упоминает, хотя и не дает названия этого места4. ‹…› Там, как мы понимаем, и был сад, который упоминает Иоанн в своем рассказе.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов 3.4.10. Cl. 0273, 3.4.10.281.3.

Примечания

  • 2 — TLG 2894.001, 5.14.34−37.
  • 3 — См. 32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. 35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. 37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. 41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. Мк 14:32−42
  • 4 — См. 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лк 22:40

Стих 2

И вот волк в овечьей шкуре, которому высочайшим судом Отца семейства позволено ходить среди овец, узнал, каким образом рассеять стройное стадо и уловить Пастыря1.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.2. Cl. 0278, 112.2.4.

Примечания

  • 1 — Ср. 31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; Мф 26:31; 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Ин 10:10.

Стих 3

Это был отряд не иудеев, а воинов, и им правителем была дана власть взять якобы преступника, сломив любое возможное сопротивление.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.2. Cl. 0278, 112.2.9.

Стих 5

Разве не один лишь голос Говорящего: Это Я, без всякого оружия поразил, поверг, бросил наземь такое скопище людей со всей их жестокой ненавистью и устрашающим вооружением? Бог покоился под покровом человеческой плоти, вечность дня столь затемнена была человеческими членами, что Его разыскивали с фонарями и светильниками, чтобы убить в темноте. Это Я, — говорит Он и повергает нечестивцев на землю. Чтоже сделает Он, придя судить, когда делает такое, отдавая Себя на суд? Какой же властью будет обладать, царствуя, если такой обладал, идя на смерть? И ныне через Евангелие Христос тоже говорит: Это Я. Люди же отступают и падают, ибо оставляют небесное и устремляются к земному. Так почему же они не восприняли, но отошли и пали на землю, если только так не пожелал Тот, Кто мог все, чего хотел? Действительно, если бы Он не позволил им взять Себя, они бы и не исполнили то, ради чего пришли; но и Он не исполнил бы то, ради чего пришел. Теперь Он показал им власть Свою, когда они хотели взять Его, но не смогли. И вот позволяет им Себя схватить, чтобы невольно сделать их исполнителями Своей воли.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.3. Cl. 0278, 112.3.8.

Стих 9

Дерзнет ли кто-либо утверждать, что Бог не знал заранее, кому Он даст веру? Или что Он не знал заранее тех, кого даст Своему Сыну и из кого Сын никого не погубит? И конечно же, если Он предведал все такое, то столь же верно Он предведал и милости Свои, которые ниспосылает на нас. Это — предопределение святых, не что иное.

Августин Иппонский, О даре терпения 14.35. Cl. 0355, 1014.3.

***

Разве не собирались умереть позже и ученики? Ведь если бы теперь умерли, как бы Он потерял их, если только не потому, что они все еще не верили в Него так, как веруют те, кто не погибает?1

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.4. Cl. 0278, 112.4.8.

Примечания

  • 1 — См. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин 3:16.

Стих 10

Только этот евангелист сообщил нам имя этого раба, равно как только Лука рассказал, что Господь коснулся его уха и исцелил его1. Малх истолковывается как «тот, кому предстоит царствовать». И что же означает ухо, которое отсечено было ради Господа и Господом исцелено, как не обновленное слышание, лишившееся своей ветхости, чтобы с того момента служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Рим 7:6)? Кто усомнится, что тот, для кого Христом сделано такое, с Христом и царствовать будет?2 Так же то, что он оказывается рабом, указывает на ту самую ветхость, которая рождает в рабство, которое есть Агарь (24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, Гал 4:24). Тем же, что восстановлено и здоровье [раба], обозначена также свобода.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.5. Cl. 0278, 112.5.4.

Примечания

  • 1 — См. 51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Лк 22:51
  • 2 — Ср. 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 2Тим 2:12



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.