2е Петра 3 глава

2е соборное послание Петра
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Это уже, дорогие, второе письмо пишу вам, в котором пробуждаю напоминанием ваш чистый разум,
2 вспомнить слова проречённые через святых пророков, а от посланников ваших — заповедь Господа и Спасителя;
3 то прежде зная, что придут в последние дни глумливые хулители, ходящие согласно собственным желаниям
4 и говорящие: Где обещание присутствия Его? Ведь [с тех пор, как] отцы умерли, все так и остается от начала творения.
5 Скрыто же от них по собственному их произволу, что издавна небо и земля из воды и посредством воды установлены Божьим Словом,
6 потому тогдашний мир водой потопленный погиб.
7 Нынешние же небо и земля тем же Словом сберегаются к огню, сохраняясь на день суда и погибели нечестивых людей.
8 Одно же то пусть не скроется от вас, дорогие, что у Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день.
9 Не медлит Господь с обещанием, как некоторые промедлением полагают, но долготерпит ради вас, не желая некоторым погибели, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же день Господень как вор, когда небеса с шумом исчезнут, начала же, разгоревшись будут разрушены, и земля и все дела на ней будут открыты.
11 Если так все это разрушается, то как надлежит вам вести святой образ жизни и благочестия,
12 ожидая и торопя наступление Божьего дня, в который небеса, раскалившись, разрушатся и начала, разгоревшись, расплавятся?
13 Новое же небо и землю новую по обетованию Его мы ожидаем, на которых праведность обитает.
14 Посему, дорогие, ожидающие этого, усердствуйте непорочными и безупречными Им быть найденными в этом мире,
15 и Господа нашего долготерпение спасением считайте, как и дорогой наш брат Павел по данной ему мудрости написал вам,
16 как и во всех посланиях говорит об этом, в них есть трудное для понимания, что непросвещенные и нетвердые извращают, как и прочие Писания к собственной своей погибели.
17 Вы же, дорогие, зная [это] наперед, берегитесь, чтобы не увлечься с ними беззаконным обманом и не отойти от собственной твердости,
18 возрастайте же в благодати и в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и вовеки! [Аминь].

Толкования Августина

Стих 6

Глава II.

Погибель небес от потопа означает, что воздух перешел в природу вод.

Воздушные небеса, как читаем мы в одном из тех посланий, которые называются каноническими, некогда погибли от потопа. Конечно, жидкая стихия, которая настолько тогда увеличилась, что поднялась на пятьдесят локтей выше самых высоких гор, не могла достигнуть звезд. Но так как она заполнила всё или почти всё пространство воздуха, в котором летают птицы, то в упомянутом послании и пишется, что тогдашние небеса погибли. Не знаю, как можно понимать это иначе, если не так, что качество более плотного воздуха превратилось в природу вод; в противном случае, небеса тогда не погибли, а только поднялись выше, когда вода заняла их место. Лучше, поэтому, согласно с авторитетом упомянутого послания, думать, что тогдашние небеса погибли и вместо них, с умалением испарений, поставлены, как там пишется, новые, чем так, что они поднялись выше и что им уступила свое место природа верхнего неба.

О книге Бытия буквально, 3

Стих 7

 Теперь посмотрим, что писал об этом суде апостол Петр. «Знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим по-хотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. 5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. 9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2Пет 3:3−13).

   О воскресении мертвых он здесь ничего не говорит, но о разрушении этого мира говорит достаточно. Упоминая при этом о совершившемся прежде потопе, он, по-видимому, определяет некоторым образом тот объем, в каком мы должны представлять себе разрушение этого мира в конце настоящего века. Ибо, по его словам, и в то время погиб бывший тогда мир; не только шар земной, но и небеса, под которыми, конечно, мы понимаем эти воздушные небеса, место и пространство которых покрыла поднимавшаяся в то время вода. Итак, весь или почти весь этот образующий ветры воздух (называет он его небом или небесами, но в смысле, конечно, этих низших, а не тех высших небес, в которых размещены солнце, луна и звезды) был обращен во влагу, и таким образом погиб вместе с землею, первоначальный вид которой был совершенно разрушен потопом. «А нынешние, — говорит, — небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков».

   Итак, эти небеса и эта земля, т. е. этот мир, восстановленный вместо того мира, который погиб от потопа, из той же воды, в свою очередь, сберегается огню на день суда и погибели нечестивых людей. Не колеблясь говорит он и о будущей погибели людей, хотя природа их сохранится даже в вечных мучениях. Но, может быть, кто-нибудь спросит: «Если по окончании суда этот мир будет объят пламенем, то прежде, чем его заменят новое небо и новая земля, где во время этого пожара будут находиться святые, так как, имея тела, они по необходимости должны быть в каком-нибудь пригодном для тела месте?» На это мы можем ответить, что они будут находиться в высших пространствах, куда так же не достигнет пламя того пожара, как не достигала вода потопа. Ибо у них будут такие тела, что будут находиться там, где пожелают. Впрочем, сделавшись бессмертными и нетленными, они не побоятся и самого огня; смогли же остаться живыми в раскаленной печи тленные и смертные тела трех мужей (24 [//Стихи с 24-го по 91-й переведены с греческого, потому что в еврейском тексте их нет.// И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. Дан 3:24).

О граде Божием. Гл. 18. Что предсказал о последнем суде Божием апостол Петр

Стих 8

Но и промежуток времени длиною в тысячу лет, если бы его окончание было концом мира, мог бы называться последним для всех временем или даже последним днем, ибо сказано в Писании: Пред очами Твоими тысяча лет, как один день1 , так что, что бы в течение этих тысячи лет ни делалось, об этом говорили как о совершаемом в последние времена или в последний день.

Проповеди 199. Cl. 0262, 199.57.6.257.12[*].

Примечания

  • 1 — Цитата представляет собой соединение 5 ст. 89 Псалма: Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний... и 8 ст. 3 гл. 2 Пет.: ...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Стих 9

Не медлит Господь с [исполнением] обетования: еще немного — и мы увидим Его, и тогда уже ни о чем не попросим, ни о чем не станем распрашивать, потому что не останется ничего, к чему следовало бы стремиться, и ничто не будет сокрыто, о чем надлежало бы разузнать.

Трактат на 1-е послание Иоанна. Cl. 0278, 101.6.20[*].

Стих 13

См. 7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 2Пет 3:7

Стих 15

Петр об апостоле Павле

В своем втором послании Петр, когда призывал к святости жизни и нравов и предвозвещал, что этот мир прейдет, небо же ожидается новое и новая земля, на которой, по преданию, надлежит обитать праведникам ... зная, что по причине некоторых не очень понятных суждений апостола Павла иные неправедные пользуются случаем, чтобы не заботиться о праведности своей жизни, так как они уверены в своем спасении, которое заключается в вере, упомянул, что в его посланиях есть нечто неудобовразумительное, что люди обращают к собственной погибели, как и прочие Писания.

О вере и делах 14.22. Cl. 0294, 14.22.62.19[*].***

Беспутные не получат спасения

Итак, если все это и прочее, недвусмысленные упоминания о котором могут быть обнаружены по всем Писаниям, окажется ложным, возможно, истинным окажется это толкование о дереве и сене и соломе (12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — 1Кор 3:12), потому что спасутся из огня (13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 1Кор 3:13−15) те, кто, сохраняя только веру во Христа, отрицали добрые дела. Если же это является истинным и явным, то, без сомнения, этому суждению апостола нужно поискать иное толкование, и оно должно быть рассмотрено с точки зрения слов Петра о том, что в написанном им [Павлом] есть нечто неудобовразумительное, что люди не должны обращать к собственной своей погибели, самых беспутных — вопреки самым очевидным свидетельствам Писаний — делая уверенными в их будущем спасении, хотя те упорнейшим образом предаются бесстыдству и не меняются путем исправления и раскаяния.

Источник: О восьми вопросах Дульсиция 1.5. Cl. 0291, 1.5.119[*].



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.