Римлянам 11 глава

Письмо Римлянам
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Итак, говорю: неужели Бог отверг народ Свой? Никоим образом! Ведь и я израильтянин, от семени Авраама, племени Вениамина.
2 Не отверг Бог народ Свой, который предузнал. Или не знаете, что говорит Писание о Илии? Как жалуется он Богу на Израиль, говоря:
3 «Господи, Твоих пророков убили, Твои жертвенники разрушили, остался я один и мою душу ищут».
4 Но что говорит ему Божий ответ? «Я сохранил Себе семь тысяч человек, которые не склонили колени перед Баалом».
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Если же благодатью, то не от дел, потому что благодать уже не была бы благодатью.
7 Итак, что же? Израиль не достиг того, что искал; избранные же достигли, а оставшиеся ожесточились,
8 как написано: «Дал им Бог дух оцепенения,
глаза не видящие и уши не слышащие,
доныне».
9 И Давид говорит:
«Пусть их трапеза станет западней и ловушкой,
соблазном и возмездием им;
10 пусть потемнеет у них в глазах, и спины их согни навеки».
11 Итак говорю: они споткнулись, чтобы упасть? Никоим образом! Но в их заблуждении спасение иноверцам, чтобы пробудить их рвение.
12 Если же их заблуждение — богатство миру, и оскудение их — богатство иноверцев, то тем более — их полнота.
13 Вам говорю, иноверцам. Как посланник иноверцев, я прославляю моё служение, —
14 не подстегну ли рвение моих соплеменников и не спасу ли некоторых из них?
15 Ведь если потеря их — примирение человечества, то обретение — разве не жизнь для мертвых?
16 Если первый сбор семян свят, то и тесто, и если корень свят, то и побеги.
17 Если же некоторые побеги были отломаны, а ты, дикая олива, была привита на их место и стала сопричастна корню и соку оливы,
18 не хвастайся перед ветвями. Если же хвастаешься, — не ты корень держишь, а корень тебя.
19 Скажешь: «ветви были отломаны, чтобы я был привит».
20 Хорошо. Они были отломаны неверием, ты же прикреплен верой. Не возносись в мыслях, но бойся.
21 Ведь если Бог природных побегов не пощадил, не пощадит и тебя.
22 Итак, узнай доброту и строгость Бога: строгость к падшим, доброту — к тебе, если будешь твердо держаться в доброте, иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не будут упорствовать в неверности, будут привиты, потому что Бог силен снова привить их.
24 Ведь если ты был отсечен от дикой по природе оливы и вопреки природе был привит к хорошей оливе, то тем более эти, природные, будут привиты к своей оливе.
25 Ведь я не хочу братья, чтобы вы были в неведении об этой тайне, чтобы не быть вам мудрыми сами по себе, что ожесточение постигло Израиль отчасти, пока не войдет полнота иноверцев,
26 и так весь Израиль будет спасен, как написано: «Придет Избавитель от Сиона,
отвратит поругание от Иакова.
27 и это обещание от Меня им,
когда устраню их грехи».
28 Согласно благовестию, они ненавидимые из-за нас, а согласно избранию — возлюбленные из-за отцов,
29 ведь неизменны дары и призвание Бога.
30 Как и вы были непокорны Богу, а ныне помилованы, их непокорностью,
31 так и они теперь не покорились вашей милости, чтобы и они же были помилованы.
32 Ведь Бог всех заключил в непокорность, чтобы всех помиловать.
33 О, глубина богатства,
и мудрости и знания Божьего!
Как непостижимы Его суды
и неисповедимы Его пути!
34 Ведь кто познал умом Господа?
Или кто был Ему советником?
35 Или кто Ему занял,
и потом получил обратно?
36 Потому что всё от Него, и чрез Него, и к Нему.
Ему слава во веки, амен.

Толкования Августина

Стих 1

Эти слова относятся к тому, что апостол сказал выше: Не то, чтобы слово Божие не сбылось; ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. Рим 9:6−9, дабы из иудеев те считались семенем его, которые поверили в Господа.

Толкование на Послание к Римлянам. CSEL 84:42.

Стих 2

Иногда предназначение обозначается через предзнание, как здесь, когда апостол говорит: Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Слова «наперед знал» могут означать только «предопределил», что показывает и контекст.

О даре терпения. Cl. 0355,1022.21.

Стих 5

В апостольские времена многие иудеи поверили во Христа, и теперь обращаются, пусть и немногие.

О граде Божием. С1. 0313, SL48.17.5.116 [CCSL 48:565].

***

Избрание это, конечно, по благодати, а не по заслугам.

О предопределении святых. С1. 0354, 969.15.

Стих 6

Благодать дается не за наши добрые дела, но чтобы мы могли их творить, то есть не потому, что мы исполнили закон, но чтобы мы закон могли исполнить.

О духе и букве. Cl. 0343, 10.16.168.19.

Стих 10

Милосердие и суд; милосердие к тому, кто последовал за праведностью Бога, суд — другим, кто ослеплен. Однако те, кто захотел, поверили; другие же не поверили, потому что не захотели. Так что и милосердие, и суд родились внутри самой воли.

О предопрелелении святых. Cl. 0354, 969.9.

Стих 11

От их падения спасение язычникам. Итак, Павел не говорит, что иудеи не преткнулись, но что падение их не было бессмысленным, ибо привело к спасению язычников. Они, следовательно, не так согрешили, чтобы падение стало их наказанием, но так, чтобы оно послужило ко спасению язычников (См. 11 И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Зах 2:11). Далее он даже начинает восхвалять народ иудейский за это падение в безверие, дабы не возгордились язычники, видя, что падение иудеев было столь ценным для их спасения. Напротив, язычникам следует еще больше остерегаться того, чтобы, возгордившись, не пасть похожим образом.

Толкование на Послание к Римлянам. С1. 0280, 62.43.7

Стих 26

Павел сказал, что ожесточение произошло отчасти, потому что не все ожесточились: и среди них были признавшие Христа. Полнота же язычников составится из тех, кто призван согласно замыслу. И так спасется весь Израиль — из иудеев и язычников, ибо все они — самый истинный Израиль.

Послания. Cl. 0262, 149.44.2.365.9.

Стих 29

Для Бога устроить будущие дела в Его предведении, которое ни обмануть нельзя, ни изменить, есть не что иное, как окончательно предопределить. Тот, о ком Бог предзнал, что он будет благочестив, ведет себя благочестиво — пусть даже ему и не ясно [это о Боге]. И тот, кому Бог предназначил быть благочестивым, пусть даже ему и неизвестно [это о Боге], когда слышит, что по дару Божию он станет таким, каким станет, — любовь его торжествует, и он не делается спесив, будто и не получал этого дара. И не только нет такому человеку препятствий в трудах любви через проповедь предопределения, но, напротив, ему приходит помощь, ибо, когда он хвалится, он может хвалиться в Господе (См. 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом. 1Кор 1:31).

О ларе терпения. Cl. 0355, 1019.4.

Стих 32

Слова апостола «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» не потому сказаны, что Бог никого не осудит. Смысл их проясняется выше. Апостол говорил об иудеях, которые однажды поверят, и обращался к уже верующим язычникам в послании: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.

О граде Божием. Cl. 0313, SL48.21.24.163.

Стих 36

Здесь обозначается сама Троица — когда апостол говорит: Ибо все из Него, Им и к Нему.

О вере и символе веры. С1. 0293, 9.16.18.17.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.