2е Коринфянам 11 глава

2е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Я хотел бы, чтобы вы проявили снисходительность ко мне в небольшой неразумности; но вы и действительно снисходительны ко мне.
2 Ведь я ревную о вас Божьей ревностью; ибо я обручил вас одному мужу, чтобы я мог представить вас Христу как деву непорочную.
3 Но я боюсь, чтобы, как змей обманул Еву хитростью своей, так и ваши умы не отвратились в заблуждении от простоты и чистоты в посвященности Христу.
4 Ведь если кто-то приходит и проповедует другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если вы получаете иного духа, которого вы не получили, или Евангелие иное, которого вы не приняли, — то вы великолепно это переносите.
5 Ибо я считаю себя ни в малейшей степени не ниже самых выдающихся апостолов.
6 И даже если я и неискусен в слове, однако я не таков в познании; на самом деле мы всячески показали это вам во всём.
7 Или грех я совершил, унижая себя, чтобы вы были возвышены, потому что я проповедовал Евангелие Божье вам безвозмездно?
8 Я отнимал у других церквей, получая содержание от них для служения вам;
9 и когда я находился у вас и испытывал нужду, я не был бременем ни для кого, ибо когда собратья пришли из Македонии, они полностью обеспечили мою нужду; да и во всём я старался не обременять вас и буду так делать и дальше.
10 По истине Христовой во мне скажу: эта похвала моя не прекратится в странах Ахаии.
11 Почему? Потому ли, что я не люблю вас? Бог знает, что люблю!
12 Но то, что я делаю, я и дальше буду делать, чтобы я мог лишить возможности тех, кто жаждет удобного случая оказаться такими же, как и мы, в том, чем они хвалятся.
13 Ибо такие люди — лжеапостолы, коварные работники, маскирующиеся под апостолов Христовых.
14 Теперь в этом нет ничего необычного: ведь даже сам сатана принимает вид ангела света.
15 Поэтому нет не стоит удивляться, если и служители его принимают вид служителей праведности, конец которых будет согласно их делам.
16 И вновь я говорю: пусть никто не считает меня глупцом; но если посчитаете, то примите меня даже как глупца, чтобы и я мог немного похвалиться.
17 То, что я говорю, я не говорю как по Господу, но как бы по глупости, при такой уверенности на похвалу.
18 Поскольку многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ведь вы, будучи такими мудрыми, охотно терпите глупцов.
20 Ибо вы терпите, если кто вас порабощает, если кто пожирает вас, если кто пользуется вами, если кто превозносится, если кто бьет вас в лицо.
21 Но чем бы кто не осмелился хвалиться — я говорю это, как глупец — я тоже имею смелость похвалиться этим.
22 Они — евреи? И я тоже. Они — израильтяне? И я тоже. Они — семя Авраамово? И я тоже.
23 Они — служители Христовы? — я говорю, как если бы в безумии — так я больше; гораздо больше в трудах, гораздо больше в тюрьмах, битый без числа, часто в смертельной опасности.
24 Пять раз я получал от иудеев по тридцати девяти ударов плетью.
25 Три раза меня били палками, однажды я был побит камнями, трижды я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в морской пучине.
26 Я часто был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от своих соотечественников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратьями;
27 я бывал в труде и в изнурении, часто в бессонных ночах, в голоде и жажде, часто без пищи, на холоде и в наготе.
28 Кроме подобных внешних обстоятельств, на мне ежедневное бремя по части заботы обо всех церквах.
29 Кто слаб, с кем бы и я не был слабым? Кто вводится в грех, за кого бы я глубоко не переживал?
30 Если я должен хвалиться, то я буду хвалиться тем, что имеет отношение к моей слабости.
31 Бог и Отец Господа Иисуса, Он, благословенный вовеки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске наместник царя Ареты стерег город дамаскийцев, чтобы схватить меня,
33 и я в корзине был спущен через окно в стене и так избежал его рук.

Толкования Августина

Стих 2

О чем еще говорит Павел, называя всех этих разных людей чистою девою, как не об их вере, надежде и любви?

Проповеди 1887,PL 38:1005.

Иное толкование

Церковь, тем самым, обладает, подобно Марии, нетронутой, чистой и непорочной плодовитостью. То, что Мария заслужила во плоти, Церковь хранит духовно, с той лишь разницей, что Мария родила Одного, а Церковь рождает многих, которым предстоит объединиться в одно целое через Одного.

Проповеди 195.2, PL 38:1018.

Хотите ли знать, почему Церковь — дева? Слушайте апостола Павла, слушайте дружка Жениха, ревнующего не о себе, а о Женихе: я обручил вас единому мужу. Он говорил это Церкви, но которой? — Любой, до которой могло дойти его послание. Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, говорит он, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву (3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. 2Кор 11:3)... А разве змий тот физически совратил Еву? Тем не менее он разрушил целомудренность ее сердца. Потому Павел продолжает: Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Итак, Церковь — дева; она — дева, и пусть будет девой: пусть оберегается соблазнителя, дабы не стал он развратником. Церковь — дева. Ты, может быть, спросишь меня: «Если Церковь — дева, то как же она рождает чад? Или, если она не рождает детей, то как мы отдали свои имена, чтобы нам быть рожденными ею?» Отвечаю: она — дева, и она рождает детей своих. Она имитирует Марию, родившую Господа. Разве Пресвятая Дева не родила Младенца, оставшись девой? Так же и Церковь рождает детей и остается девой. А если ты поразмыслишь, то она рождает и Христа: принимающие крещение становятся Его членами.

Проповеди 213.7, Сl. 0284, 213.MiAg 1.447.18.

Стих 14

Эти видения — дело того, кто, желая уловить несчастные души ложными обрядами многих и ложных богов и отвратить их от почитания истинного Бога, Которым они единственно очищаются и спасаются, подобно тому как говорится о Протее («В различных является видах»1 ): то преследует как враг, то лживо приходит на помощь, но вред причиняет и там, и здесь.

Примечания

  • 1 — См. Виргилий, Георгики IV.

О граде Божием 10.10, CCSL 47:283−84.

Иное толкование

Ангелы не вступают с нами в такие тесные связи, как люди (что также относится к тягостям этой жизни), а иногда и сатана, как читаем, преобразуется в ангела света, чтобы искушать тех, кого нужно таким образом научить или кого справедливо обольстить. Поэтому необходимо особое милосердие Божие, чтобы кто-либо, полагая в числе друзей своих ангелов добрых, не имел на самом деле в качестве мнимых друзей злых демонов и терпел в лице их врагов тем более вредных, чем они хитрее и коварнее.

О граде Божием 19.9, CCSL 48:673.

Сила добра и нравственной чистоты такова, что всякая или почти всякая человеческая природа относится к ней с уважением и не доходит до такой степени нравственной испорченности, чтобы потерять всякое чувство благопристойности. Поэтому коварство демонов успевает в обмане не иначе, как преобразуясь в том или ином случае в ангелов света, как мы знаем об этом из своих Писаний.

Источник: О граде Божием 2.26, CCSL 47:61.

***

Что есть власть тьмы, как не власть диавола и ангелов его, которые, когда были ангелами света, не воспользовались своей свободой воли, дабы устоять в истине, но, пав, стали тьмою? Я не учу тебя этому, я пытаюсь напомнить то, что ты знаешь. Итак, род человеческий подчинился власти тьмы через падение первочеловека, которого эта сила совратила на грех, а через него и все мы пали.

Послания 217, CSEL 57:409.

Стих 26

Как сокрушается апостол Павел о лжебратьях! Однако его не испортило физическое соприсутствие с ними, поскольку от них его отделяла чистота сердца.

Источник: Послания 108, CSEL 34.2:620.

***

Итак, есть такие люди, которые занимают пастырские кафедры, чтобы опекать стадо Христово; есть и другие, которые восседают на них, чтобы услаждать себя преходящими почестями и мирскими удобствами. Таковы два рода пастырей — одни умирают, другие рождаются, и так должно продолжаться в самой кафолической Церкви до скончания мира и суда Господнего. Если такие люди были в апостольские времена (апостол жаловался на лжебратьев, говоря об опасностях между лжебратиями, однако не отстранял их высокомерно, но пребывал с ними в трудах и изнурении), то сколь вероятнее наличие таких людей в наши времена.

Послания 208, CSEL 57:343.

Стих 29

Павел не хочет сказать, что он делал вид, будто воспринимает на себя их немощи, скорее, он говорит о сочувствии их немощам.

Послания 40, CSEL 34.2:77.

Стих 32

Когда апостол Павел был спущен в корзине из окна, чтобы враг не схватил его и он избежал рук врага, разве не лишил он церковь, бывшую там, должного служения и разве не исполнили эти обязанности другие братья, призванные для такой цели? Разумеется, апостол поступил так согласно их желанию, чтобы спасти себя для церкви, ибо он был единственным, кого преследовал гонитель. Потому пусть слуги Христовы, служители слова и таинства Его, делают то, что им предписано и позволено.

Пусть любым способом бегут из города в город, когда кто-либо из них разыскивается гонителями, покуда церковь не лишится других, которые не так преследуются и которые могут окормлять собратьев, зная, что иначе жить не могут. Но когда опасность исходит для всех, то есть для епископов, клириков и мирян, то те, которые зависят от других, не должны оставлять тех, кто от них зависит. Итак, либо все должны отправиться в место убежища, либо, если у кого-либо возникает необходимость остаться, нужно позаботиться, чтобы не лишить уходящих возможности получать духовное окормление; так все в равной степени могут жить и претерпевать все, что посылает им Отец семейства.

Послания 228, CSEL 57:485.

« 10 глава 2Кор2е Коринфянам 11 глава OTNTОткрытый AICАвгустин 12 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.