Открытый перевод
1 Итак, имея такие обетования, возлюбленные, давайте очистим себя от всякого осквернения плоти и духа, совершенствуя святость в страхе Божьем.
2 Освободите место для нас в ваших сердцах; мы никому не причинили зла, мы никого не разорили, мы ни от кого не искали выгоды.
3 Я не в осуждение вам говорю, ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы и умереть вместе, и жить вместе.
4 Велика моя уверенность в вас, велика и моя гордость за вас. Я наполнен утешением; я преизобилую радостью при всей нашей скорби.
5 Ибо, даже когда мы пришли в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были угнетаемы отовсюду: извне — конфликты, внутри — страхи.
6 Но Бог, Который утешает угнетенных, утешил нас прибытием Тита,
7 и не только прибытием его, но также и утешением, которым он утешался относительно вас, когда он рассказывал нам о вашем сильном желании, о вашем плаче, о вашем рвении по мне, так что я еще более обрадовался.
8 И хотя я огорчил вас своим посланием, я не жалею об этом, хотя и пожалел было — ибо я вижу, что то послание опечалило вас, впрочем, на время, —
9 теперь я радуюсь, не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ведь вы были опечалены по воле Бога, чтобы вам не понести никакого ущерба от нас.
10 Ибо печаль по воле Бога производит покаяние, без разочарования, ведущее к спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ведь вот что именно это усердие, эта благочестивая печаль, произвело в вас: какое оправдание самих вас, какое негодование, какой страх, какую жажду, какое рвение, какое отмщение за зло! Во всём вы показали себя невинными в этом деле.
12 Итак, хотя я и написал вам, то было не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы ваше усердие о нас было явлено вам перед Богом.
13 А кроме нашего собственного утешения мы обрадовались даже еще больше для радости Тита, что дух его успокоен всеми вами.
14 Ведь, если в чем-нибудь я похвалился ему о вас, я не был посрамлен; но как вам мы говорили всё в истине, так и похвала наша перед Титом оказалась истиной.
15 Его любовь возрастает всё больше по отношению к вам, когда он вспоминает о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Я радуюсь, что во всём могу положиться на вас.
Толкования Августина
Стих 9
Сама печаль, в замену которой в душе мудрого стоики ничего не могли придумать, употребляется в добрую сторону, особенно у наших писателей. Апостол, например, хвалит коринфян за то, что они опечалились ради Бога.Но может некто сказать, что апостол доволен ими за то, что печалью они выражали свое раскаяние, а такого рода печалью может быть только печаль согрешивших.
О граде Божием 14.8, CCSL 48:425.
Стих 10
Тот, кто печалится ради Бога, печалится от раскаяния в своих грехах. Печаль о собственной несправедливости производит справедливость. Во-первых, пусть не нравится тебе то, что ты из себя представляешь, чтобы стать тебе таким, каким ты не являешься. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. Покаяние ко спасению, говорит он. Но какому спасению? Тому, в котором не раскаиваются. А что это означает? То, что ты не будешь уже раскаиваться. Ибо мы вели жизнь, в которой нам нужно было раскаиваться: мы вели жизнь, заставлявшую нас раскаиваться. И мы не способны перейти в ту жизнь, в которой нет раскаяния, иначе, как через раскаяние за неправедную жизнь. Неужели, братья, вы найдете навоз в просеянной пшенице? Между тем такого блеска, такого вида, такого великолепия пшеница достигает с помощью навоза — такая мерзость стала путем к великолепию... Итак, братья мои, как я сказал, подходящее место для навоза приносит плод, неподходящее ведет к нечистоте... Навоз в нужном месте, он здесь не напрасно, он несет плоды. Это действительно время плодотворной печали: мы можем оплакивать нашу смертность, обилие искушений, зломышления грешников, коварство страстей, борьбу вожделений с добрыми помыслами. Давайте печалиться, давайте об этом грустить!
Проповеди 254.2−4, RB 79:64−65.