1е Тимофею 5 глава

1е письмо Тимофею
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Человека старше тебя не поучай грубо, а почтительно проси, как отца. С младшими обращайся, как с братьями.
2 С женщиной старше тебя веди себя, как с матерью, с младшими — целомудренно, как с сестрами.
3 Вдовам помогай деньгами — я имею в виду истинных вдов.
4 Если же у вдовы есть дети или внуки, пусть она прежде научится хранить в благочестии собственный дом и платить долг памяти предкам — ведь именно это угодно Богу.
5 Вдова истинная, оставшаяся одинокой, возлагает все надежды на Бога, день и ночь воссылая Ему свои прошения и молитвы.
6 Падкая же до излишеств — заживо умерла!
7 Всё это ты должен внушать им, чтобы они были безупречны.
8 Если же вдова пренебрегает своими близкими, и прежде всего — своей семьей, она отреклась от веры и стала хуже неверной.
9 Ко вдовам можно причислить женщину не моложе шестидесяти лет, имевшую одного мужа,
10 известную добрыми делами — то есть если она вырастила детей, всегда была гостеприимна, омывала ноги святым, помогала людям в несчастье, иными словами, творила всякого рода добрые дела.
11 Вдов же более молодого возраста за вдов не считай, потому что со временем они начинают больше думать о замужестве, нежели о Помазаннике,
12 и оказываются тогда повинными в нарушении обета, данного Ему прежде.
13 Кроме того, живя праздно, они привыкают слоняться из дома в дом. Они не только праздны — они болтливы и любопытны: несут всякий неподобающий вздор.
14 Поэтому я хочу, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей, вели хозяйство, не оставляя никакой зацепки для нареканий недоброжелателя.
15 Ведь иные уже оказались в лагере сатаны!
16 Если какая-нибудь благочестивая женщина имеет на своем попечении вдов, пусть заботится о них, не обременяя Церковь, чтобы последняя могла заботиться об истинных вдовах.
17 Старейшины, хорошо руководящие жизнью общины, заслуживают двойной платы, и прежде всего — те, кто все силы отдают проповеди учения.
18 Ибо Писание гласит: не надевай намордник волу во время молотьбы и: работающий достоин платы за свою работу.
19 Обвинение против старейшины рассматривай только в том случае, если его подтверждают два или три свидетеля.
20 Провинившихся призывай к ответу перед лицом всех — в назидание остальным.
21 Я заклинаю тебя перед лицом Бога и Помазанника Иисуса и избранных ангелов: исполняй это без предвзятости, ничего не делай из предубеждения.
22 Не возлагай ни на кого руки поспешно — не бери на себя чужую вину, храни себя незапятнанным.
23 Впредь не пей одну только воду, употребляй немного и вина — это полезно для желудка и поможет тебе в твоих частых недомоганиях.
24 Грехи одних всем видны и идут в суд впереди грешников, грехи же других людей следуют за ними.
25 То же и с добрыми делами — они видны всем, а если это и не так, все равно они не могут не открыться.

Толкования Августина

Стих 5

Господь, когда увещевает нас всегда молиться и не унывать (1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, Лк 18:1), упоминает вдову, которая судью, пусть неправедного, и нечестивого, и презирающего как Бога, так и людей, принудила выслушать свое дело, непрестанно ему докучая (См. 2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. Лк 18:2−5). Таким образом, отсюда достаточно легко можно понять, насколько вдовы, по сравнению с прочими, должны посвящать себя молитвам (См. 5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 1Тим 5:5), поскольку о вдовах идет речь в приведенном убедительном примере, предложенном всем для стяжания молитвенного рвения. Однако в деле такого рода что во вдовах является исключительным, если не свойственная им опустошенность и покинутость? Вот почему, если всякая душа ощущает себя настолько опустошенной и покинутой в веке сем, насколько она удалена от Господа (Ср. 6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — 2Кор 5:6), свое, в некотором смысле, вдовство она, конечно, препоручает Богу, своему Защитнику, в непрестанном и усерднейшем прошении.

Августин Иппонский, Послания 130. Cl. 0262, 130.44.15.74.20−75.8.

Стих 6

Апостол осуждает такого рода смерть, говоря о вдове, что сластолюбивая заживо умерла. Поэтому душа, которая была нечестива, но стала благочестивой, как говорят, воскресла из мертвых и благодаря оправданию верой вновь живет. О теле же говорится (по словам апостола в одном месте Писания), что оно не только умрет из-за предстоящего отделения души от тела, но также и то, что оно уже умерло из-за великой немощи плоти и крови: Тело мертво для греха, но дух жив для праведности (10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Рим 8:10).

Августин Иппонский, О Троице 4.3. Cl. 0329, SL 50.4.3.35−39.

Стих 8

Поскольку Наставник Бог учит двум главным заповедям, то есть любви к Богу и любви к ближнему (Ср. 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Мф 22:37−40; 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Мк 12:29−31; 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Лк 10:27) в двух же этих заповедях человек находит три предмета для любви своей: Бога, себя самого и ближнего, и тот, кто любит Бога, не заблуждается в любви к самому себе, — то само собою следует, что он заботится, чтобы и ближний любил Бога, — ближний, которого повелевается ему любить, как самого себя. И такого же рода забота его о жене, детях, о домашних, обо всех людях. И такого же рода заботы о себе самом желает он от других, если встречает в таких заботах нужду.

Таким путем он будет в примирении, насколько это от него зависит, со всяким человеком, то есть в упорядоченном согласии. Порядок же этот заключается, во-первых, в том, чтобы никому не вредить, а во-вторых, в том, чтобы приносить пользу, кому возможно. Итак, прежде всего ему предстоят заботы о своих домашних: они ближе и доступнее других его советам и попечениям в силу порядка природы, в силу порядка самого общения человеческого.

Августин Иппонский, О граде Божием 19.14. Cl. 0313, SL 48.19.14.31−42.

Стих 11

И когда в другом месте [апостол] говорит: Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом, — он с апостольской мудростью и авторитетом обращает внимание на то благо, которое присуще браку, но не вменяет в обязанность рождение детей, по крайней мере, тем, которые выбирают благо воздержания, словно в качестве законной уступки. Наконец, становится ясным, почему он так сказал, когда он добавляет: и не подавали противнику никакого повода к злоречию: ибо некоторые уже совратились вслед сатаны (14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. 1Тим 5:14−15). Из этих его слов мы поняли, что тем, кому он желал вступить в брак, лучше бы было воздерживаться, но вступить в брак лучше, чем идти вслед сатаны, то есть сделав этот превосходный выбор чистоты девства или вдовства, пасть и погибнуть, оглядываясь на предшествовавшее.

Августин Иппонский, О добре вдовства 8.11. Cl. 0301, 8.11.316.15−20.

Стих 14

Брак является благом с точки зрения всех тех вещей, которые являются неотъемлемой его частью. Таковых же суть три: упорядочение рождения детей, соблюдение целомудрия, таинство брака. По поводу упорядочения рождения детей в Писании сказано: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом; по поводу соблюдения целомудрия: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 1Кор 7:4); по поводу таинства брака: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мф 19:6).

Августин Иппонский, О благодати Христа и первородном грехе 2.34.39. Cl. 0349, 2.34.39.197.14−16.

Стих 20

Что же, если часто происходит так, что, когда кого-то наказываешь, он погибает, а когда оставляешь без наказания, погибает другой? Я признаюсь, что ежедневно совершаю подобного рода прегрешения.

Источник: Августин Иппонский, Послания 95. Cl. 0262, 95.34.2.3.508.17−19.

***

Кто такой наемник? Кто видит приходящего волка и бежит (12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. Ин 10:12). Кто ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. Флп 2:21). Кто согрешающего не осмеливается обличать открыто. Вот, например, кто-то совершил грех, и грех тяжкий; его нужно осудить, его нужно отлучить; но, будучи отлучен, он станет врагом, начнет строить козни, начнет вредить, чем сможет. И вот тот, кто ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу, чтобы не потерять того, к чему он стремится — блага человеческого дружелюбия, и не подвергаться тяготам человеческой враждебности, молчит, не выступает с обвинениями. Вот волк хватает овцу за горло — диавол побуждает верного к прелюбодеянию — а ты молчишь, не осуждаешь. О, наемник! Ты увидел волка приходящего и убежал.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 46.8. Cl. 0278, 46.8.1−8.

Стих 23

Многие не едят мясного, хотя и не придерживаются суеверного мнения, что оно нечисто. И так те же, что воздерживаются, когда здоровы, без всякой боязни употребляют его в пищу, будучи больны, если того требуют соображения здоровья. Многие не пьют вина и, тем не менее, не считают, что оно их осквернило бы: ибо они и для некоторых ослабленных, и вообще для всех, кто без него не может поддерживать телесное здоровье, человеколюбивейшим и кротчайшим образом делают его дозволенным.

Августин Иппонский, О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев 1.33. Cl. 0261, 1.1341.17−20.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.