Евреям 11 глава

Письмо Евреям
Открытый перевод → Толкования Августина

Открытый перевод

1 Вера — это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим.
2 Через нее же получили доброе свидетельство наши предки.
3 Верою мы постигаем, что миры созданы словом Божиим, так что из невидимого возникло видимое.
4 Верой Aвель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Верою он получил подтверждение своей праведности, когда Бог засвидетельствовал принесенную им жертву. Вера эта по-прежнему говорит к нам, хотя его самого уже нет в живых.
5 Благодаря вере Енох был взят из этого мира, не увидев смерти. Его нигде не могли найти, потому что Бог взял его. Но до того, как был взят из этого мира, он получил подтверждение, что смог угодить Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной получил откровение о том, что ещё не было видно, и, благоговея, построил ковчег для спасения дома своего; Своей верой он осудил мир и стал наследником праведности, которая приходит через веру.
8 Верой Авраам, призванный идти туда, где ему было уготовано наследство, подчинился и пошел, сам не зная, куда идет.
9 Верою он поселился пришельцем в обещанной ему земле, как чужой, живя в шатрах, с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания.
10 потому что он ожидал города, стоящего на прочных основаниях, архитектор и строитель которого сам Бог.
11 Верой и сама Сарра, несмотря на то, что была бесплодна, смогла зачать ребенка в столь преклонном возрасте, считая верным Обещавшего ей,
12 И так, от одного человека, тело которого уже почти омертвело, родилось потомство столь же бесчисленное, как звезды в небе и песок на морском берегу.
13 Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного. Но они видели обещанное далеко впереди себя и приветствовали его, признавая себя не более чем чужаками и странниками на этой земле.
14 Те, кто так говорят, показывают тем самым, что ищут свою родину.
15 Если бы они вспоминали лишь ту страну, которую им пришлось покинуть, то у них было время в нее и вернуться.
16 Но на самом деле они стремятся к лучшему, то есть к небесному. Потому Бог не стыдится их, чтобы называть Себя их Богом. Он приготовил для них город.
17 Верой Авраам, когда Бог испытывал его, принес Исаака в жертву. Имея обещание, он готов был принести в жертву своего единственного сына,
18 невзирая на то, что Бог сказал ему:
«Через Исаака будут даны тебе потомки».
19 Он считал, что Бог способен воскрешать даже из мертвых, откуда символически Бог и вернул Исаака.
20 Верой Исаак благословил Иакова и Исава ради будущего.
21 Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, склонившись на свой посох.
22 Верой Иосиф в конце своей жизни говорил о выходе израильтян из Египта и распорядился о своих останках.
23 Верой родители Моисея прятали его три месяца после того, как он родился, поскольку видели, что ребенок прекрасен и не испугались царского приказа.
24 Верою Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона,
25 предпочтя страдать с народом Божиим, нежели иметь временное наслаждение грехом,
26 поношение Христово сочтя большим богатством, чем сокровища Египта, поскольку смотрел на уготованное воздаяние.
27 Верою он покинул Египет, не устрашившись ярости царя, ибо он, видя Невидимого, оставался тверд.
28 Верою он совершил Пасху, окропив дверные косяки кровью, чтобы губитель первенцев не тронул израильтян.
29 Верой народ перешел Красное море, как по суше; когда же египтяне попытались сделать то же самое, они утонули.
30 Верой пали стены Иерихона после того, как израильтяне обходили город семь дней подряд.
31 Верою проститутка Раав, приютившая лазутчиков, не погибла вместе с непокорными.
32 Есть ли нужда говорить больше? Мне не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и пророках,
33 которые верой покоряли царства, восстанавливали справедливость, получали обещанное, закрывали пасти львам,
34 гасили яростное пламя, спасались от острия меча, исцелялись от болезней, становились могучими в бою и обращали в бегство чужеземцев.
35 К женщинам возвращались их умершие близкие, воскрешенные к жизни. Другие были замучены до смерти, отказавшись от предложенной им свободы. Они ожидали воскресения к лучшей жизни.
36 Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки.
37 Их побивали камнями, распиливали на части, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
38 Те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и расселинам,
39 И все они, доказавшие свою веру, не получили обещанного,
40 чтобы вместе с ними достигли совершенства и мы, поскольку и для нас Бог приготовил нечто лучшее.

Толкования Августина

Стих 1

Ведь есть, как говорит он, вера — сущность упования, и она никак не есть само то, чем надеемся обладать в будущем, но сама вера замещает предмет упования. Имеющий веру не есть лишенный всего и не есть неимущий, исполненный веры. Поэтому велик дар веры, коль скоро человек не видит и верит. Ведь когда бы видел, то в чем же тогда дар и награда? Но вера не убывает и не спотыкается, поскольку опорой ей надежда. Убери надежду, и упадет вера. Как же возможно в пути к цели сделать шаг, если пропала уже и надежда когда-либо достичь ее. И если у каждой из них, то есть у веры и надежды отнять любовь, что пользы кому от веры, и что доброго от надежды, если нет и нет любви? Воистину, нелюбящему надежда неведома. Ведь любовь производит надежду, надежда излучает любовь. Но если мы придем к тому невидимому, на что, веруя в невидимое, уповали, то тогда восхвалится ли вера в него? Если вера есть убежденность в вещах, которые невидимы, когда мы увидим их, уже не назовем это верой. Ибо тогда уже увидишь, а не поверишь.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 359А. Сl. 0284, 359А.PLS 2.760.17−45.

***

Если невидимое не видимо, то как же убеждаются в его существовании?

И откуда же происходит всё то, что ты видишь, как не от Того, Кого ты не видишь? Как в случае, если смотришь и видишь нечто, чтобы во что-то поверить, и веришь на основе того, что ты видишь, в то, чего и не видишь.

Не будь неблагодарен Тому, Кто дал тебе дар видеть. Благодаря Ему ты можешь верить и тому, чего еще не можешь видеть. Дал тебе Господь глаза телесные и разумность в сердце. Пробуди помышление сердца, подними внутреннего обитателя твоих внутренних взоров, да подойдет он к окнам своим, изучит творение Божие.

Августин Иппонский, Проповеди 126. Cl. 0284, 126.RB69.183.20.

Стих 11

Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя «Сара» в переводе — «госпожа моя», а имя Сарра — «сила». Поэтому и написано в Послании к Евреям: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени.

Оба они, как свидетельствует Писание, были стариками; но она, сверх того, была и неплодна; и месячные очищения у нее уже прекратились, так что она не могла бы уже рождать, если бы даже и не была неплодной. Далее, если женщина преклонного возраста находится в таком состоянии, что обычное женское у нее еще продолжается, то от юноши она родить может, а от старика — нет; хотя тот же самый старик еще мог бы родить, но только от молодой девицы, как Авраам, по кончине Сарры, смог родить от Хеттуры, так как взял ее еще в пылком возрасте.

В этом-то апостол и видит чудесную сторону, это он имеет в виду, когда говорит, что тело у Авраама уже омертвело (19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; Рим 4:19); потому что не от всякой женщины, которая доживала последние дни периода плодородия, он мог еще родить, будучи сам в таком возрасте. Омертвелость плоти мы здесь должны разуметь только относительно чего-либо одного, а не всего. Если бы относительно всего, то это был бы уже труп, а не дряхлое тело живого. Решают, впрочем, этот вопрос и в том смысле, что Авраам был в состоянии родить потом от Хеттуры потому, что дар рождения, полученный им от Господа, остался у него и по кончине жены. Но мне кажется, что предлагаемое нами решение лучше. Ибо, хотя всякий столетний старик нашего времени не может уже родить ни от какой женщины, но в то время, когда жили еще так долго, сто лет еще не делали человека дряхлым стариком.

Августин Иппонский, О граде Божьем 16.28. Cl. 0313, SL48.16.28.17.

Стих 17

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Евр 11:17−19). В чем смысл этой притчи, как не в том, о чем говорит тот же апостол: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Рим 8:32)? Поэтому-то, как Господь нес Свой крест, так и Исаак сам нес для себя на место жертвоприношения дрова, на которые должен был быть возложен. Наконец, поскольку Исааку не надлежало быть убитым после того, как отцу его запрещено было поднимать на него руку, — кто был тот овен, закланием которого закончилось знаменательное кровавое жертвоприношение? Когда Авраам увидел его, он стоял, запутавшись рогами в кустах. Кого таким образом представлял он собою, как не Иисуса, увенчанного перед Своим закланием иудейским тернием?

Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 16.32. Cl. 0313, SL48.16.3232.

Стих 40

И в том не будет никакой похвальной веры, и, как я уже сказал, это даже будет никакая не вера совершенно, если люди уверуют из преследования одного только видимого вознаграждения, то есть так, как если бы бессмертие давалось верующим в награду в этом дольнем мире.

Августин Иппонский, О достоинствах грешников 2.31. Cl. 0342, 2.31.50.121.18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.