По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Комментарии Баркли

Открытый перевод

1 Тем временем, при стечении тысяч людей, давивших и толкавших друг друга, Иисус обратился к ученикам со словами:
— Берегитесь закваски фарисеев — лицемерия!
2 Нет тайны, которая бы не вышла наружу, и секрета, который бы не был раскрыт.
3 Все, что вы скажете ночью, прозвучит при свете дня, и все, что вы шептали в спальне, будет провозглашено с крыш.
4 Говорю вам, друзья: бойтесь не тех, кто убивает тело, но больше ничем повредить не может.
5 Я скажу вам, кого нужно бояться: бойтесь того, кто может не только убить вас, но и ввергнуть в ад. Говорю вам, вот его надо бояться!
6 Пять воробьев продаются за два гроша, но ни один из них не забыт у Бога.
7 А у вас даже волосы на голове пересчитаны. Не бойтесь, вы дороже любых воробьев.
8 Говорю вам, того, кто признает Меня пред людьми, того Сын Человеческий признает пред ангелами Божьими,
9 а того, кто отвергнет Меня пред людьми, того Сын Человеческий отвергнет пред ангелами Божьими.
10 Злословящий Сына Человеческого будет прощён, но хула на Духа Святого никому не простится.
11 Когда вас поведут, чтобы вы предстали перед судом синагоги, или правителей, или наместников, не думайте о том, какими словами вам защищаться.
12 Дух Святой подскажет вам, что говорить.
13 Один человек из толпы попросил Его:
— Учитель, вели брату отдать мне мою долю наследства.
14 Иисус сказал:
— Друг, кто поставил Меня судьей, чтобы делить ваше имущество?
15 И, обращаясь ко всем, добавил:
— Смотрите же, избегайте всякой алчности, ибо жизнь человека — не в избытке богатств.
16 И Он рассказал им такую притчу:
— Земля одного богача принесла большой урожай.
17 И тот задумался: «Что же мне делать? Где мне хранить такой урожай?»
18 И решил: «Вот что я сделаю! Снесу-ка я свои прежние амбары и поставлю другие, побольше, чтобы хранить хлеб и прочее добро.
19 И тогда я скажу себе: Добра, запасенного здесь, хватит на многие годы. Отдыхай же, ешь, пей, веселись!»
20 Но Бог сказал ему: «Этой ночью, глупец, ты расстанешься с жизнью. И для кого ты всё это копил?»
21 Так будет с каждым, кто копит для себя, вместо того чтобы богатеть для Бога.
22 Затем Иисус обратился к ученикам:
— Поэтому Я говорю вам: не беспокойтесь о том, как добыть еду, чтобы жить, и одежду, чтобы прикрыть тело.
23 Жизнь важнее еды, тело важнее одежды.
24 Взгляните на воронов: они не сеют, не жнут, нет у них ни амбаров, ни складов, но Бог кормит их. А ведь вы дороже, чем птицы!
25 Кто из вас сможет продлить себе жизнь хоть ненамного, даже если постарается?
26 Если даже такая малость вам не по силам, то стоит ли хлопотать о прочем?
27 Взгляните на то, как растут лилии. Они не трудятся, не прядут, но поверьте, даже Соломон в расцвете своей славы не одевался так, как любая из них.
28 Если Бог так одевает траву, которая сегодня в поле, а завтра будет брошена в печь, то неужели Он не оденет и вас, маловеры?
29 Итак, не ищите еды и питья, не изводите себя напрасной заботой.
30 Все иноверцы поглощены погоней за этим, но Отец ваш знает о ваших нуждах.
31 Ищите Царства Его, а остальное будет дано вам в придачу.
32 Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш решил даровать вам Царство.
33 Продайте всё, что имеете, и раздайте эти деньги бедным. Приобретите суму, которая не ветшает, небесное хранилище, которое не скудеет, где вор не похитит и моль не подточит.
34 Где сокровище ваше, там и будет ваше сердце.
35 Подпояшьтесь и держите светильники ваши зажженными,
36 как слуги, поджидающие хозяина с пира, чтобы по стуку в дверь сразу открыть ему.
37 Счастливы слуги, которых хозяин, вернувшись, застанет готовыми. Говорю вам истину, тогда он сам, подпоясавшись, пригласит их к столу, чтобы им прислуживать.
38 Счастливы они, если он застанет их готовыми, даже если придет во вторую или в третью ночную стражу.
39 Знайте, если бы владельцу дома было известно, в котором часу явится вор, он не дал бы вору пробраться в дом.
40 Так и вы должны быть готовы, ибо Сын Человеческий придет внезапно.
41 Петр спросил:
— Господин наш, эта притча — только для нас или и для других тоже?
42 Господь ответил:
— Представьте себе разумного и честного домоправителя, которого хозяин поставил над слугами, чтобы выдавать им пищу в срок.
43 Счастлив он, если хозяин, вернувшись, застанет его выполняющим поручение.
44 Говорю вам истину, тогда хозяин вверит ему все свое достояние.
45 Но если этот человек подумает: «Хозяин вернется не скоро», — и начнет избивать слуг и служанок, объедаться и допьяна напиваться,
46 то хозяин его вернется в тот день и час, когда он меньше всего этого ожидает. Тогда хозяин разрубит его пополам, осудив его на участь неверных.
47 Тот слуга, который, зная волю господина, не станет с готовностью исполнять ее, будет наказан плетьми сполна,
48 а тот, кто нарушит её по незнанию, будет тоже высечен, но слабее. Кому много дано, с того много и взыщется; кому доверено много, с того спросят еще больше.
49 Я пришел низвести на землю огонь, и как же Я хочу, чтобы он разгорелся!
50 Мне ещё предстоит омовение, и как хочу Я, чтобы оно скорее свершилось!
51 Вы думаете, Я принес на землю мир? Нет, говорю вам, не мир, а вражду!
52 Отныне в семье из пяти человек трое будут враждовать с двумя, а двое будут против троих:
53 отец против сына, сын против отца, мать против дочери, дочь против матери, свекровь против невестки, невестка против свекрови.
54 Иисус сказал толпе:
— Видя, как с запада приближается туча, вы говорите: «Быть ливню», — и начинается дождь.
55 Когда ветер дует с юга, вы говорите: «Быть зною», — и наступает зной.
56 Лицемеры, приметы погоды вы знаете, а какое время ныне пришло, понять не хотите?
57 Неужели вы сами не знаете, в чём справедливость?
58 Отправляясь с противником на суд, ещё по дороге старайся помириться с ним. Иначе он притащит тебя к судье, судья передаст тебя исполнителю, а тот бросит тебя в тюрьму.
59 Говорю тебе, ты не выйдешь оттуда, пока не вернешь всё до полушки.

Комментарии Баркли

КРЕДО МУЖЕСТВА И ДОВЕРИЯ (Лк 12:1−12)

Читая это, мы можем знакомиться и с методикой иудейского проповедования — с харазом, что означает «нанизывание жемчужин», этот отрывок представляет собой набор нанизанных жемчужин хотя не так тесно связанных между собой как этого требует современная методика проповедования. Но в этом тексте можно выделить самые важные мысли.

1. В нем говорится о запретном грехе, то есть о лицемерии. Первоначально слово лицемер, означало человека, который отвечает; и лицемерить означало отвечать. Сперва эти слова употреблялись для обозначения обычного обмена вопросами и ответами в ходе любого разговора или диалога; позже эти слова стали применяться к диалогу в пьесе, а еще позже они применялись к действующему лицу. Лицемер никогда не действует искренне; он всегда играет роль. В основе лицемерия лежит неискренность. Бог предпочел бы честного открытого грешника перед тем, кто только рядится в тогу честности.

2. В нем говорится также о правильном отношении к жизни, которое характеризуется бесстрашием. Обсудим две причины бесстрашия.

а) Власть человека над человеком граничит убиением. Он может лишить другого человека жизни, но не его души. Во время Первой мировой войны 1914−1918 г. в английском журнале «Панч» была помещена удалая карикатура германского императора, говорившего бельгийскому королю Альберту: «Ну вот, вы потеряли все», на что Альберт ответил: «Но не мою душу». Сила же Божия может уничтожить и душу любого человека. Поэтому логично, что надо бояться Бога больше, чем всякого человека.

Когда хоронили Джона Нокса, кто-то сказал о нем так: «Он столь боялся Бога, что не боялся никакого человека».

б) Бог самым тщательным образом заботится о каждом отдельном человеке. Для него мы никогда не потеряны в толпе. Матфей говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий?» (Мф 10:29). А Лука говорит в этом отрывке: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария?» Если человек был готов истратить два ассария, то он получал не четыре, а пять малых птиц, одну он получал в придачу, как будто она вовсе ничего не стоила. Но и малая птица, которую люди оценивали меньше, чем в половину ассария, не забыта Богом. А у человека сочтены даже волосы. Было подсчитано, что у блондинов в среднем 145 тысяч волос, у брюнетов — 120 тысяч, а у рыжих — 90 тысяч волос! Иудеи были настолько уверены в том, что Бог проявляет обо всем величайшую заботу, что они даже считали, что у каждой травинки есть свой ангел-хранитель. Никто из нас не должен бояться, потому что каждый может сказать: «Бог заботится обо мне».

3. В нем также говорится о непростительном грехе, о богохульстве против Святого Духа. И у Матфея и у Марка Иисус говорил об этом непосредственно после того, как книжники и фарисеи объяснили Его исцеления результатом Его союза с князем бесов, а не силою Божией (Мф 12:31, 32; Мк 3:28, 29). Они могли непосредственно видеть милосердие и силу Божию, но называли это делом рук дьявола. Чтобы понять случившееся, мы должны помнить, что Иисус говорил о Святом Духе так, как иудеи понимали Его, а не чисто в христианском смысле; о котором Его слушатели в тот момент не имели ни малейшего представления.

В представлении иудея Дух Божий выполнял две важные функции: через Дух Свой Бог, во-первых, влиял на дух и сердце человека, и, во-вторых, посредством Его человек узнавал Божественную истину. Но если человек в течение времени не будет пользоваться какими-либо способностями, он утратит их. Если мы в течение длительного времени не будем пользоваться каким-то членом своего тела, то он атрофируется. Чарльз Дарвин рассказывает, что в юности он любил музыку и поэзию, но потом настолько посвятил себя биологии, что совершенно забросил их. Поэтому поэзия в дальнейшем потеряла для него всякое значение, а музыку он воспринимал лишь как шум; и он говорил, что если бы ему пришлось прожить жизнь сначала, он позаботился бы о том, чтобы у него было время читать поэзию и слушать музыку, дабы не утерять способности наслаждаться ими.

Точно так же и мы можем утерять способность узнавать Бога. Снова и снова отказываясь от Слова Божьего, снова и снова выбирая свой путь, снова и снова закрывая глаза и уши для Бога, отказываясь видеть Его и слышать Его — мы, наконец, забудем Его настолько, что не узнаем Его даже тогда, когда увидим Его. И тогда зло будет для нас добром, а добро станет злом. Ведь это случилось с книжниками и фарисеями: они ослепили себя настолько, что когда Бог явился им, они говорили, что «бес в Тебе».

Почему этот грех непростителен? Потому что в таком состоянии человек неспособен к раскаянию. Если человек даже не сознает что он грешит, если благодать Божья не взывает к нему, он не может раскаяться. Нет, это не Бог исключил его из Своего сердца, это он сам, своими неоднократными отказами внимать Богу, исключил себя. Это значит, что именно тот человек, который боится, что он совершил непростительный грех, не совершал его, ибо, если человек совершил его, он становится настолько глух к Богу, что ему уже не свойственно чувство вины.

4. В этом отрывке говорится о награде за верность. Награда — вовсе не материальная вещь. Эта награда состоит в том, что когда мы войдем в рай, Иисус скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость господина твоего» (Мф 25:21).

5. В нем говорится также о помощи Святого Духа. В четвертом Евангелии любимое название Святому Духу — Параклет. Параклетос обозначает того, кто стоит рядом, готовый оказать помощь. Он может выступать свидетелем или нашим защитником в суде; в трудный день не нужно бояться, ибо рядом с нами Дух Святой, готовый помочь нам.

ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (Лк 12:13−34)

В Палестине жители часто приходили со своими нерешенными спорами и тяжбами к уважаемому раввину. Хотя Иисус не хотел вмешиваться в спор из-за денег, эта просьба послужила Ему поводом поведать Своим последователям, как им относиться к материальным ценностям. Иисус обращался при этом как к богатым, имевшим материальные ценности в изобилии, так и к тем, кто не имел их.

1. Для богатых Иисус рассказал притчу о безумном богаче. По отношению к нему следует отметить два момента.

а) Он думал только о себе. Ни в одной другой притче нет столько местоимений мой и мне. Однажды школьник на вопрос, к какой части речи относятся мой, моя, мое, ответил: «Это агрессивные местоимения». Безумный богач был агрессивно-эгоцентрическим человеком. Об одной молодой эгоцентрической женщине говорили: «Юдифь живет в мирке, ограниченном с севера, юга, востока и запада Юдифью». О другом таком же человеке говорили: «В его вселенной слишком много личных я». Когда богача обдало изобилие, он даже не подумал поделиться излишками с другими людьми. Его отношение было вовсе противоположно нормам христианской жизни. Вместо самоотречения он жадно стремился к самоутверждению; вместо счастья делиться с людьми, он пытался сохранить и удержать то, что у него было в изобилии.

Джон Уэсли положил за правило своей жизни спасать всех, кого может и отдавать все, что может. Когда он учился в Оксфордском университете; он получал 30 фунтов стерлингов в год, из которых 2 фунта давал другим. По мере того, как его доход увеличивался до 60, 90 и 120 фунтов стерлингов, он ограничил свои расходы на 28 фунтов стерлингов, а остальное раздавал. Когда главный бухгалтер управления по столовому серебру потребовал у него отчет, он ответил: «У меня две серебряные чайные ложки в Лондоне, и две в Бристоле. Это все мое столовое серебро, и я не куплю больше, когда стольким людям вокруг меня не хватает хлеба».

У римлян была поговорка: «деньги — морская вода», то есть чем больше человек пьет, тем больше жажда мучает его. И доколе человек будет относиться к материальным ценностям как безумный богач, он будет стремиться иметь все больше и больше. А ведь это прямо противоположно желаниям христианина.

б) Он думал лишь о настоящей жизни. Все его планы были ограничены одной жизнью на земле. Как-то разговорился молодой человек с пожилым человеком. «У меня будет хорошая профессия», — сказал честолюбец. «Ну а потом что?» — спросил его пожилой. «Я заведу собственное предприятие», — ответил молодой. «А дальше что?» — спросил пожилой. «Я накоплю много денег», — ответил молодой. «А затем?» — спросил пожилой. «Ну, когда я постарею, я, наверное, оставлю его, пойду в отставку и буду жить на заработанные деньги». «А потом что?» — спросил его пожилой. «Ну, должно быть, когда-то я умру». «А после того что?» — услышал он последний сверлящий душу вопрос.

Человек, который уклоняется от вопроса о жизни после смерти, однажды подвергнется самому страшному шоку.

2. Но Иисус хотел поведать нечто и бедным. Через весь этот отрывок красной нитью проходит мысль, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами. Иисус никогда не учил людей вести ленивый, расточительный и легкомысленный образ жизни, но Он учил их делать все от них зависящее, а в остальном уповать на Бога. В связи с этим Иисус говорит в стихе 27 о лилии; при этом он имел в виду алый анемон, цветами которого после летнего дождя покрыты склоны гор; склоны становятся алыми, анемоны цветут день и увядают. В Палестине было мало леса и дров, и печи топили сухой травой и дикими цветами. Если же, — говорит Иисус, — Бог заботится о птицах и цветах, то сколь больше Он будет заботиться о вас.

Иисус говорил им: «Наипаче ищите Царствие Божие». Как мы видели, под Царствием Божием Иисус подразумевает такую жизнь на земле, когда человек также исполнял волю Божию, как и на небе. Итак, Иисус говорит следующее: «Живите так, чтобы повиноваться воле Божией и исполнять ее, и будьте довольны этим. Ведь столько людей прикладывают столько усилия лишь для того, чтобы накапливать ветшающие сокровища. Трудитесь же, чтобы приобрести вечные сокровища, которых вам не придется оставлять, а приложатся вам, когда войдете в жизнь вечную».

В Палестине богатство человека часто состояло в дорогих одеяниях, которые моль могла настолько испортить, что он оказывался вдруг разоренным. Но если человек оденет душу свою в ризы непорочности, милости и благости, то ничто на земле не может причинить им вреда. Если он ищет сокровищ небесных, сердце его будет всегда устремлено к небесам, но если он добывает сокровища земные, то и сердце его приковано к земле. Но в один роковой день ему придется оставить все эти сокровища, потому что, как гласит мрачная испанская поговорка: «У савана нет кармана».

БУДЬТЕ ГОТОВЫ (Лк 12:35−48)

Этот отрывок имеет двойной смысл. В более узком смысле в нем говорится о Втором пришествии Христа; в более широком смысле о том времени, когда Бог призовет человека на суд Свой, приготавливая его ко встрече с Богом.

В нем возглашается хвала слуге, готовому встретить своего господина. Длинные, ниспадавшие широкими складками одежды на востоке являлись помехой в работе, поэтому человек, готовясь к работе, собирал свою одежду под пояс, чтобы было удобней работать. Светильник на востоке состоял из хлопкового фитиля, плававшего в сосуде с маслом. Фитиль нужно было часто поправлять, а лампу наполнять маслом, чтобы свет не гас.

Никто не знает дня, когда вечность вторгнется, и когда наступит судный День. Какими бы мы хотели предстать тогда пред Богом?

1. Мы хотели бы, чтобы Он нашел нас с завершенной работой. Жизнь многих из нас наполнена незаконченными делами. Есть дела незавершенные, есть дела выполненные наполовину или отложенные до лучших времен, или вовсе не начатые. Великие люди знают, что у них есть задание, которое нужно выполнить. Так английский поэт Джон Ките писал:

Когда мне страшно, что в едином миге
Сгорит вся жизнь — и прахом отойду
И книги не наполнятся, как риги
Богатой жатвой...

А другой английский поэт Луис Стивенсон писал:
Отзыв утренней трубы
Мне звучит еще в ушах;
Капли утренней росы
Еще блещут на травах.
Вдруг я замер при работе —
Слышу многократный звон,
И тревожусь об одном:
Не окончена работа...
Скоро уж вечерний звон.

Иисус сам сказал: «Я... совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин 17:4). Человек не должен бросать незаконченную работу перед наступлением ночи.

2. Мы хотели бы, чтобы Бог нашел нас живущими в мире и согласии с нашими собратьями. Ведь ужасно переходить в мир иной, будучи в раздоре со своими собратьями. Человек должен примириться со своими собратьями и усмирить свой гнев еще до захода солнца: Ведь никто никогда не знает, который же заход солнца будет последним. Апостол Павел обращался к Ефесянам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26).

3. При пришествии Бога мы хотели бы быть в мире с Ним. В момент нашей встречи с Богом самым важным будет наше отношение к Нему: будем ли мы чувствовать, что идем к незнакомому или врагу, или же мы приготовимся заснуть у Него на руках.

Во второй части этого отрывка Иисус нарисовал образы Мудрого и глупого домоправителя. На востоке домоправитель имел почти неограниченную власть. Хотя он сам тоже был рабом, он был уполномочен распоряжаться рабами. Доверенный домоправитель вел все домашнее хозяйство своего господина и управлял его имением. Глупый домоправитель совершил две ошибки.

1. Он сказал себе: «Пока нет хозяина, буду делать, что захочу». Он забыл, что настанет день, когда придется давать отчет о содеянном. Многие из нас делят жизнь на отдельные эпизоды. То мы помним, что есть Бог, то не думаем о Нем. Мы стремимся отделять священное от мирского, но если мы правильно понимаем дух Христианства, то знаем, что без Бога нет и части жизни. Мы все время работаем и живем в Его присутствии.

2. Он говорил себе: «Времени у меня много привести все в порядок до пришествия моего Господина». Нет более опасного предположения того, что еще много времени впереди. Иисус сказал: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин 9:4). Один старый человек никогда не назначал встречу и не приглашал к себе людей на какую-нибудь отдаленную дату. «Сегодня же!» — говорил он. Как только человек открывает для себя слово «завтра», жизнь его становится опасной.

Отрывок заканчивается предупреждением о том, что знание и привилегии всегда связаны с ответственностью. Вдвойне грешно грешить тому, кто хорошо знает грех и еще двойное осуждение тому, у кого были все возможности на благочестивые дела.

НЕ С МИРОМ Я ПРИШЕЛ, А С МЕЧОМ (Лк 12:49−53)

На тех людях, которые начинали видеть в Иисусе Мессию, Помазанника Божия, эти слова должны были подействовать как холодный душ. Они видели в Мессии победителя и царя, а век Мессии, думали они, будет золотым веком.

1. В иудейском мышлении огонь почти всегда символизирует суд. Поэтому Иисус видел в приходе Своего Царствия наступление дня суда. Иудеи были твердо убеждены в том, что Бог будет судить все прочие нации одним мерилом, а их другим; и что уже одна принадлежность к иудеям достаточна, чтобы ему были отпущены все грехи. Как бы мы ни старались исключить из благовествования Иисуса элемент суда, Он неизменно и неумолимо остается в нем.

2. Стих 50 в русском переводе Библии звучит так: «Крещением должен Я креститься». Греческое слово баптизейн означает погружать. В страдательном залоге оно означает быть погруженным. Часто оно употребляется метафорически. Так, например, это слово употребляется по отношению к судну, затонувшему в волнах. Оно может быть употреблено по отношению к человеку, погруженному в пьянство, и, поэтому, мертвецки пьяному. Оно может быть также употреблено по отношению к ученику, погруженному под воду вопросами экзаменатора. Но чаще всего это слово употребляется по отношению к человеку, который охвачен мрачным и ужасным переживанием, но который еще может сказать: «Я прошел сквозь огонь и воду».

В этом смысле Иисус говорит: «Меня ждет ужасное переживание, через которое Я должен пройти; и до тех пор, пока Я не пройду через него и не выйду из него победителем, жизнь Моя полна напряжения». Он всегда видел перед собой крест Свой. Сколь отличным было Его предназначение от заветной идеи иудеев о царе, Помазаннике Божием! Иисус пришел не с мстительными армиями и не с развернутыми знаменами, а с намерением предать душу Свою на смерть и понести на Себе грех многих.

Жил Рыцарь Вифлеемский,
Гонимый, всех любил;
Его воинами были агнцы.
Трубачами — воробьи.
Его оружием был крест,
На нем Он был распят.
Венец терновый Его шлем,
Пролил Он кровь за нас.

3. Его приход неизбежно должен был вызвать раскол, и Он вызвал его. Именно это и было одной из главных причин, почему римляне ненавидели христианство — оно разделяло семьи. Человек не раз должен был решать кого же он любит больше — своих близких и родных, или Христа.

Сущность христианства заключается в том, что верность Христу стоит превыше всех, даже самых дорогих привязанностей на этой земле. Человек должен быть всегда готов пожертвовать всем, почитать тщетно все ради превосходства познания Христа Иисуса (Флп 3:8).

ВРЕМЯ УЖЕ ПОЗДНЕЕ (Лк 12:54−59)

Палестинские иудеи умели предсказывать погоду. Когда они видели облака, идущие с запада, от Средиземного моря, они знали, что приближается дождь. Когда же дул южный ветер из пустынь, они знали: приближается сирокко палящий ветер, иссушающий все. Но эти мудрые, знающие знамения неба, не могли, или не хотели, изучать знамения времени. Если бы они прилежно изучали его, они узнали бы, что грядет Царствие Божие.

Иисус привел очень живописную иллюстрацию, советуя: тебе угрожают судом, то постарайся прийти к соглашению со своим противником еще до того, как дело попадет в суд, потому что в противном случае тебе грозит заключение в темницу и уплата штрафа». Иисус здесь заранее предполагает, что факты будут не в пользу ответчика, кем бы этот человек ни был, и поэтому, если он мудр, он помирится с Богом, пока у него еще есть на это время.

Иисуса и Его подвижников всегда преследовала мысль о том, что у них очень мало времени, что Царствие Божие, и, следовательно, судный День, не за горами. Эндрю Марвелл, современник Мильтона, говорил о том, что он неугомонно слышит шум «приближающейся колесницы времени». Ведь нельзя отложить на завтра срочные дела, прежде всего — достижение мира с Богом.

В последнем стихе мы читаем об уплате последней полушки. Мы уже и раньше встречали упоминания о деньгах, и поэтому было бы хорошо как-то систематизировать сведения о монетной системе иудеев во время Христа. В обращении имелись следующие монеты в порядке возрастания. Мы приводим их в соотношении к динарию самой распространенной в то время монеты: Лепта — (лептон), означает тонкая монета. Это была самая мелкая монета, составляла она 1/2 кодранта или 1/4 копейки. Эта и была та самая упомянутая в Мк 12:42 вдовья лепта, эта же монета имеется в виду вышеприведенном отрывке. Кодрант равнялся двум лептам и, соответственно, составлял 1/64 динария, или 1/2 копейки. Он упоминается у Мф 5:26. Ассарий равнялся 11/2 коп. Упоминается он у Мф 10:29 и Лк 12:6.

Динарий соответствовал приблизительно 31 копейке серебром. Динарий составлял поденную зарплату работника (Мф 20:2) или дневная плата наемному Солдату во времена Тиверия; именно эти монеты оставил Милосердный Самарянин содержателю гостиницы (Лк 10:35).

Драхма серебряная греческая монета, равнялась римскому динарию.

Дидрахма, или полсикля, равнялась соответственно, двум динариям. Таким был налог, который платил каждый иудей в храме. А за 30 дидрахм (серебряников) Иуда предал Христа.

Сикль, серебряный сикль — греческий статир, равнялся 4 драхмам, или, соответственно, 4 динариям. Именно эта монета была найдена во рту у рыбы(Мф 17:27).

Мина — это монета, упоминаемая в притче о десяти минах (Лк 19:11−27). Она равнялась 100 драхмам или 100 динариям, то есть 31 рублю серебром.

Талант — это, правда, была не монета, а мера веса серебра, и составляла 69 мин, или 6000 динариев. Талант упоминается у Мф 18:24 и в притче о талантах (Мф 25:14−30).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.