По Луке 17 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Комментарии Баркли

Открытый перевод

1 Иисус сказал ученикам:
— Человеку выпадают случаи оступиться, но горе тому, кто толкает человека на это!
2 Лучше быть ему брошенным в море с камнем на шее, чем склонить одного из этих меньших к греху.
3 Так что остерегайтесь!

Если брат твой грешит, упрекни его, и если он раскается, его надо простить.

4 Даже если он обидит тебя семь раз за день и семь раз вернётся со словами «прости меня», — прости ему.
5 Апостолы попросили Господа:
— Прибавь нам веры!
6 Он ответил:
— Будь у вас веры с горчичное зернышко, вы могли бы приказать этой шелковице прямо с корнями перенестись в море и она бы исполнила ваш приказ.
7 Кто из вас, имея раба, который пашет или пасет овец, скажет ему, когда тот вернется с поля: «Скорее садись есть!»
8 Наоборот, хозяин скажет ему: «Приготовь мне поесть, подпояшься и прислуживай мне, а после можешь поесть сам».
9 Едва ли хозяин будет благодарить раба за то, что тот выполнил его приказ.
10 Так и вы, исполнив то, что вам было приказано, скажите: «Мы недостойные рабы. Мы лишь выполнили то, что были обязаны выполнить».
11 Направляясь в Иерусалим, Он проходил по Самарии и Галилее.
12 В какой-то деревне встретились ему десять прокаженных. Стоя на должном расстоянии,
13 они закричали:
— Иисус, учитель, смилуйся над нами!
14 Взглянув на них, Он сказал:
— Идите, пусть вас осмотрят священники.
И по дороге они вдруг очистились от проказы.
15 Один из них, увидев, что исцелён, пошел обратно, громко вознося хвалу Богу.
16 Со словами благодарности он пал в ноги Иисусу; это был самаритянин.
17 Иисус спросил:
— Разве не все десять больных исцелились? Где же остальные девять?
18 Неужели кроме этого инородца никто не вернулся, чтобы воздать хвалу Богу?
19 А самаритянину Он сказал:
— Вставай и иди. Вера спасла тебя.
20 На вопрос фарисеев, когда придет Царство Божье, Он ответил:
— Царство Божье придёт незаметно.
21 Про него не скажут «оно здесь» или «оно там». Царство Божье — внутри вас.
22 Он сказал ученикам:
— Придет время, когда вы захотите увидеть хотя бы один из дней Сына Человеческого, но не увидите.
23 Вам будут говорить «Он там» или «Он здесь», но не спешите туда бежать.
24 Ибо как молния, что, сверкнув, озаряет все небо от края до края, таким будет Сын Человеческий в день Его прихода.
25 Но сначала Ему предстоит много страдать и быть отвергнутым этим поколением.
26 Что было при Ное, то будет и при Сыне Человеческом.
27 Тогда все ели, пили, женились и выходили замуж, пока Ной не вошел в ковчег и не настал потоп, их всех истребивший.
28 Так было и при Лоте: люди ели и пили, покупали и продавали, сажали и строили,
29 но когда Лот покинул Содом, их истребил огонь с серой, излившийся с неба.
30 Так будет и в день, когда явится Сын Человеческий.
31 В тот день находящийся на крыше своего дома пусть не спускается вниз за вещами, находящийся в поле пусть не возвращается назад.
32 Помните о жене Лота!
33 Кто хочет сохранить свою жизнь, тот потеряет её, а кто потеряет её, тот будет жив.
34 Говорю вам, в ту ночь из двоих, спящих в одной постели, один будет взят, а другой оставлен.
35 Из двух женщин, вместе мелющих зерно, одну возьмут, а другую оставят.
36 *
37 Ученики спросили:
— Где это будет, Господин наш?
Он ответил:
— Где труп, там и стервятники соберутся.

Комментарии Баркли

ЗАКОНЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ (Лк 17:1−10)

Этот отрывок распадается на четыре отдельные части.

1. В стихах 1 и 2 Иисус осуждает людей, приучающих других к греху. В русском переводе Библии говорится о соблазнах, которое соответствует греческому слову скандалон и русскому скандал. Оно имеет два значения:

а) Первоначально оно означало приманку в капкане.

б) Позже оно стало обозначать любое препятствие на пути человека, чтобы завлечь его. Иисус говорит, что было бы невозможно устроить мир так, чтобы в нем не было никаких соблазнов, но горе человеку, который учит другого грешить, или лишит его невинности.

Каждый человек встречается с соблазном, никто не избежит побуждения ко злу. Кеннеди Уильямсон рассказывает об одном умирающем старике. Что-то мучило его и он, наконец, сообщил ему: «Когда я был мальчишкой, — сказал он, — я часто играл на большом пустыре. В его центре пересекались две дороги, а на перекрестке стоял старый покривившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его так, что он стал показывать неправильное направление; и с тех пор я часто думаю о том, сколько людей по моей вине пошли по неверной дороге».

Бог взыщет с человека, пославшего своего более молодого или более слабого брата в неверное направление.

2. В стихах 3 и 4 Иисус говорит о необходимости прощения в христианской жизни. Иисус призывает нас прощать человека, даже семь раз в день. У раввинов была поговорка, гласившая, что человек, простивший собрата своего три раза — совершенный человек. Норма христианина более чем в два раза больше нормы иудейских раввинов, но дело не в цифрах.

Цифра семь просто указывает, что христианское прощение намного превосходит всякие масштабы прошения, известные человечеству.

3. В стихах 5 и 6 Иисус говорит нам, что вера — величайшая сила в мире. Вспомним, что на востоке любят выражаться по возможности образно. Фраза эта значит, что даже совершенно невозможное может стать возможным, если верить в его осуществление. Стоит только подумать о тех многочисленных научных чудесах, хирургических операциях, подвигах героизма и стойкости, ставших сегодня реальностью, на которые пятьдесят лет тому назад смотрели как на нечто невероятное и невозможное. Если мы начнем какое-либо дело, думая про себя: «Невозможно», то мы ничего и не сделаем. Если же взяться за дело с мыслью: «Нужно сделать», — вполне возможно, что мы сделаем. Надобно помнить, что ни одну задачу мы не решим сами, а лишь с Богом, с Его силой и властью.

4. В стихах 7−10 Иисус говорит, что мы никогда не сможем сделать Бога своим должником и никогда не сможем требовать от Него чего-либо. Даже если мы сделали все, что в наших силах, мы лишь выполнили свой долг; а человек, выполнивший свой долг, сделал лишь то, Что от него можно ожидать.

Когда б я целый мир отдал,
То дар мой был бы слишком мал.
Что ж за любовь Твою я дам?
Ничто! Я Твой всецело сам.

Можно выполнить все требования закона, но любящий знает, что никто не может удовлетворить все требования любви.

РЕДКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ (Лк 17:11−19)

Когда Иисус по пути в Иерусалим проходил из Галилеи в Самарию, Его встретили десять прокаженных. Как мы уже знаем, иудеи не общались с самарянами, а в этой группе прокаженных был, по крайней мере, один самарянин. И снова перед нами проявление великого закона жизни. Общее несчастье не знает ни расовых, ни национальных различий. Проказа заставила их забыть, что одни из них иудеи, а другие — самаряне; они помнили лишь о том, что их объединяет страдание и что им всем нужна помощь. Когда наводнение заливает землю и дикие животные ищут спасения, на каком-нибудь сухом клочке земли можно видеть спокойно стоящими рядом животных, являющихся по природе своей заклятыми врагами и в другое время и при других обстоятельствах бьющихся насмерть. Так и людей, несомненно, объединяет лишь их общая нужда в Боге.

Когда проходил Иисус, прокаженные стояли вдалеке (ср. Лев 13:45−46; Чис 5:2). В законе не было точно установлено расстояние, но нам известно, по крайней мере, одно свидетельство, что прокаженный, стоящий с наветренной стороны, должен находиться не ближе 45 метров от незараженного человека. Уже отсюда видно, в какой изоляции жили прокаженные.

Как ни в одной другой истории Евангелия, здесь проявляется человеческая неблагодарность. Ведь прокаженные пришли к Иисусу, страстно желая исцеления; Он исцелил их, а девять из десяти так и не пришли к Нему, чтобы поблагодарить Его. Как часто человек, получивший желаемое, так и не возвращается поблагодарить.

1. Мы часто неблагодарны по отношению к своим родителям. А ведь в жизни каждого из нас было время беспомощности, когда мы неминуемо умерли бы без ухода даже на несколько дней. Из всех живых существ человек требует наибольшей заботы в течении наиболее длительного времени, прежде чем он сможет сам удовлетворить свои жизненно важные потребности. В течении многих лет мы зависимы от родителей во всем. А ведь многие начинают потом смотреть на состарившихся как на помеху, и не желают воздать своим родителям должное. Как это сказал в ужасное для него время Король Лир:

...насколько
Больней, чем быть укушенным змеей,
Иметь неблагодарного ребенка!

(Перевод Б. Пастернака).

2. Мы часто также неблагодарны по отношению к своим собратьям. Нет человека, не обязанного чем-нибудь своим собратьям. И вот в тот момент, когда ему была оказана помощь, каждый, пожалуй, думал, что он никогда не забудет этого, но лишь немногие воздают впоследствии своим собратьям тем же, чем они им обязаны. Часто мы остаемся в долгу перед другом, учителем, доктором, хирургом; но ведь трагедия в том, что часто мы даже не пытаемся поблагодарить их за заботы и труды.

Дуй, ветер зимний, дуй!
Ты не так жесток, как
человеческая неблагодарность.

(Шекспир, Король Лир, Акт. 3, сцена 2.)

3. Часто мы неблагодарны Богу. В пору горькой нужды мы истово молим Бога; а как только проходят бедствия, мы забываем о Нем. Многие вообще даже не молятся перед едой. Бог за нас пожертвовал Своего Единородного Сына, а многие никогда не возблагодарили Бога за Его милость. Лучшей нашей благодарностью Ему будут наши усилия оправдать Его доброту и милосердие. «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс 102:2).

ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ (Лк 17:20-З7)

Перед нами два трудных отрывка.

В стихах 20 и 21 Иисус отвечает на вопрос фарисеев о том, когда придет Царствие Небесное. На это Он ответил им, что признаки прихода Царствия Небесного вовсе не те, которых ожидают иудеи. При этом Лука употребляет слово, соответствующее русскому диагностировать, то есть определить болезнь на основании исследований.

И мы не совсем уверены, что хотел этим сказать Иисус. Греческий оборот может иметь два значения:

а) Он может значить: Царствие Божие внутри нас, то есть оно действует в наших сердцах и создает не новые вещи, а новых людей. Эти изменения происходят не в материальной сфере, а в сердцах людей.

б) Он может значить: Царствие Божие среди вас. В этом случае он имел в виду Себя. Иисус был ярким воплощением Царствия Божия, но они не узнали Его. Он как бы говорил: «Все что Бог может предложить вам, все Его тайны пред вами, а вы не хотите принять их».

А в стихах 22−37 говорится о Втором пришествии Иисуса Христа. Из этого отрывка мы можем выбрать только определенные места, и они достаточны:

1. Придет время, когда христиане будут страстно желать пришествия Христа. Подобно святым мученикам они возопиют «Доколе, Владыка Святый и Истинный?» (Откр 6:10). Но им придется терпеть и ждать. Бог не торопится, и придет в Свое время.

2. Второе пришествие Иисуса Христа предопределено, но срок Его пришествия не известен. И бессмысленны догадки об этом. Будут приходить люди с ложными пророчествами и лживыми предсказаниями; но мы не должны оставлять нашей повседневной работы, чтобы следовать за ними. Лучше всего для человека будет, чтобы Христос застал его выполняющим свой долг в вере, смиренно и бдительно. Один комментатор Библии сказал о Втором пришествии Христа: «Ни один человек не предвидит его, но каждый увидит его».

3. Когда этот день настанет, свершится правосудие Божие, и из двух человек, всю жизнь проживших вместе, Бог возьмет одного, а другой останется. В этой фразе звучит предостережение. Близкие отношения с праведным человеком еще не означают наше собственное спасение. «Ни один человек не может дать избавление своему брату». А разве не правда, что семья часто склонна возложить обязанности по посещению церкви на одного своего члена? Разве не правда, что муж часто предоставляет своей жене исполнять церковные обязанности, Бог же будет судить каждого человека индивидуально. Человек не может исполнить свой долг по отношению к Богу через доверенное лицо, либо даже через близких родственников. Не редко будет так, что Бог возьмет только одного из супругов, а другого оставит.

4. Будучи спрошен фарисеями, — когда же это случится? — Иисус ответил известной поговоркой: «Где труп, там соберутся и орлы». Это значит, что все произойдет тогда, когда исполнятся все необходимые условия, то есть пошлет Иисуса Христа в наш мир тогда, когда Он сочтет, что время настало. Мы не знаем, когда это время придет, мы не должны строить себе иллюзий об этом. Но надобно жить так, чтобы, когда бы Он ни явился — утром, в полдень или вечером — мы были бы готовы встретиться с Ним.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.