Деяния 24 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Комментарии Баркли

Открытый перевод

1 А через пять дней прибыл первосвященник Анания с несколькими старейшинами и неким ритором Тертуллом, которые заявили прокуратору жалобу на Павла.
2 А когда тот был позван, Тертул начал его обвинять, говоря:
— Благодаря тебе мы обрели прочный мир и, в силу твоей заботы, для этого народа проводятся полезные преобразования,
3 которые повсеместно, со всей благодарностью мы принимаем, превосходнейший Феликс.
4 И, чтобы не утруждать тебя более, прошу выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением.
5 Найдя этого человека заразой и зачинщиком мятежа среди евреев, живущих всей земле, и вожаком назорейской секты.
6 Он попытался даже осквернить Храм, его мы и задержали.
7 [ отсутствует ]
8 Ты можешь сам, рассудив обо всём, узнать от него, в чём мы его обвиняем.
9 И евреи согласились, заявив что это так.
10 И, когда правитель сделал ему знак говорить, Павел ответил:
— Зная, что ты с давних лет судишь этот народ, я с радостью выскажусь в своё оправдание.
11 Ты можешь узнать, что прошло не более двенадцати дней, как я пришел для поклонения в Иерусалим.
12 И не нашли меня ни в Храме с кем-либо спорящим, ни приводящим в возбуждение толпу, ни в синагогах, ни в городе,
13 и не могут доказать тебе то, в чём теперь обвиняют меня.
14 Но признаюсь тебе в том, что следуя Пути, который они называют сектой, я служу Богу отцов, веря всему, что написано в Законе и Пророках,
15 имея надежду на Бога, что произойдёт воскресение праведных и неправедных, что и сами они ожидают.
16 Поэтому и сам стараюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми.
17 А после многих лет я пришёл принести моему народу подаяния и приношения,
18 как и нашли меня, очищенного в Храме, не с толпой, и не с мятежом,
19 некоторые асийские евреи, которым следовало бы стоять перед тобой и обвинять, если бы они что-нибудь имели против меня.
20 Или пусть сами скажут, какое они нашли преступление, когда я предстал пред Синедрионом,
21 кроме одного только слова, которое я провозгласил, стоя среди них: «За воскресение мертвых я судим вами сегодня!».
22 А Феликс, имея более точные сведения о Пути, отослал их, сказав:
— Когда придёт трибун Лисий, я рассмотрю ваше дело, —
23 отдав распоряжение сотнику при содержании Павла под стражей дать послабление и не запрещать никому из его близких помогать ему.
24 А спустя несколько дней Феликс, прибыв со своей женой Друзиллой, еврейкой, послал за Павлом и слушал его о вере в Христа Иисуса.
25 И когда он рассуждал о праведности, воздержании и грядущем суде, Феликс испугался и ответил:
— Сейчас иди, а когда у меня будет удобный случай, я тебя вызову, —
26 в то же время также надеясь, что Павел даст ему денег. Поэтому он часто посылал за ним и с ним беседовал.
27 А когда исполнилось два года, Феликса сменил Порций Фест. И, желая угодить евреям, Феликс оставил Павла под арестом.

Комментарии Баркли

ЛЬСТИВАЯ РЕЧЬ И ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ (Деян 24:1−9)

Тертулл начал свою речь отвратительной лестью; и он Феликс знали, что каждое слово — ложь. Он и далее продолжает лгать, утверждая, что иудеи арестовали Павла. То, что происходило во дворе храма, было скорее похоже на самосуд, чем на арест. Выдвинутое им против Павла обвинение было тонко извращено и состояло из трех частей:

1) Павел являлся язвою общества и возбудителем мятежа. То есть, иудеи относили Павла к тем мятежникам, которые постоянно разжигали пламя мятежа, во всегда готовом к бунту населении. Тертулл хорошо знал, что терпеливые римляне никогда не потерпят одного: народных беспорядков, поскольку из любой искры могло разгореться пламя. Тертулл сознавал не только ложность этого обвинения, но и его эффективность.

2) Павел являлся руководителем назорейской ереси. Тем самым его приравнивали к мессианскому движению, а римляне понимали, какие беспорядки могут вызвать ложные мессии, и как они возбуждают истерические восстания, которые только в кровавых боях возможно было придушить. Рим не мог пренебрежительно отнестись к такому обвинению. Тертулл знал, что и это ложь, но он знал, что это серьезное обвинение.

3) Павел осквернил храм. Священниками были саддукеи, которые всегда стремились к сотрудничеству с завоевателями; осквернить храм — значило нарушить права и законы священников; и римляне, надеялся Тертулл, примут сторону проримской партии. Обвинение, изложенное Тертуллом, было самой опасной смесью полу правды и извращенных фактов.

ЗАЩИТА ПАВЛА (Деян 24:10−21)

Начиная с отрывка «Это были некоторые Асийские Иудеи...» грамматический строй Павловых предложений несколько нарушается. Он начинает говорить об одном, а потом в середине предложения обращается к другой мысли. Но эта несвязность предложения указывает на возбуждение Павла и напряженность ситуации. Павел защищается как человек, совесть которого чиста: он просто констатирует факты. Ведь трагичность ситуации заключается в том, что Павла арестовали в то время, когда он принес бедствующей Иерусалимской церкви пожертвования от других церквей и досконально исполнял правила иудейского закона. Величие Павла проявляется в том, что в его защитной речи звучат сила, иногда и негодование, но никогда — жалость к себе или горечь, что могло быть так естественно для человека, лучшие чувства и действия которого были умышленно и злобно искажены.

ЧЕСТНЫЙ РАЗГОВОР С НЕДОСТОЙНЫМ ПРАВИТЕЛЕМ (Деян 24:22−27)

Феликс обращался с Павлом сравнительно мягко, но некоторые увещания Павла нагоняли на него ужас: жена его Друзилла была дочерью Ирода Агриппы Первого. Она была замужем за Азизом, царем Емесским. Но Феликс, с помощью чародея по имени Атом, соблазнил ее и убедил уйти от Азиза и выйти за него замуж. Неудивительно, поэтому, что, когда Павел познакомил его с высокими нормами Бога, он испугался.

В течение двух лет Павел находился в заключении, а когда Феликс зашел слишком далеко в своих действиях, он был отозван. Существовал давний спор о том, была ли Кесария иудейским или греческим городом, и иудеи и еллины были постоянно во вражде. В одном из взрывов массового насилия иудеи оказались в выигрыше, но Феликс послал свои войска на помощь эллинам. Тысячи иудеев были убиты, а войска, с согласия и поощрения Феликса, ограбили дома богатых иудеев.

Иудеи воспользовались правом, и жаловались римскому правительству на Феликса. Вот почему Феликс, уходя со своего поста, оставил Павла в оковах, хотя был вполне убежден в том, что его следует освободить. Он хотел как-то ублажить иудеев. Но это было безрезультатно. Он был снят с поста правителя и, только заступничество его брата Палла спасло его от казни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.