Деяния 25 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Комментарии Баркли

Открытый перевод

1 Итак, Фест, прибыв в провинцию, спустя три дня отправился в Иерусалим из Кесарии,
2 и первосвященники и знатные люди из евреев жаловались ему на Павла, и уговаривали его,
3 добиваясь как милости против него, чтобы послать за ним в Иерусалим, готовя засаду, убить его по дороге.
4 Но Фест ответил, что Павел содержится под стражей в Кесарии, и что ему самому скоро предстоит туда отбыть.
5 Он сказал:
— Итак, те из вас, кто могут, пусть отправятся вместе со мной, и если в этом человеке есть что-то предосудительное, пусть его обвиняют.
6 Пробыв среди них не более восьми или десяти дней, возвратившись в Кесарию, и на следующий день, сев на судейском месте, приказал привести Павла.
7 И когда тот прибыл, его окружили пришедшие из Иерусалима евреи, возводя многочисленные и тяжкие обвинения, которые не могли доказать.
8 Тогда как Павел говорил в свою защиту:
— Я не согрешил ни против еврейского Закона, ни против Храма, ни против Цезаря.
9 А Фест, желая угодить евреям, сказал Павлу в ответ:
— Желаешь идти в Иерусалим, чтобы там быть судимым предо мной за это?
10 А Павел сказал:
— Я стою перед судом Цезаря, где мне и следует быть судимым. Евреев я ничем не обидел, как и ты прекрасно знаешь.
11 Итак, если я грешу и сделал что-то достойное смерти, — не отказываюсь умереть. Если же ничего, в чём они обвиняют меня нет, никто не может им меня выдать. Апеллирую к Цезарю.
12 Тогда Фест, поговорив с советом, ответил:
— Ты апеллируешь к Цезарю — к Цезарю и отправишься.
13 Через нескольких дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию, приветствуя Феста.
14 И так как они провели там много дней, то Фест изложил царю дело против Павла, говоря:
— Есть один человек, оставленный Феликсом под арестом,
15 на которого, когда я был в Иерусалиме, жаловались первосвященники и старейшины евреев, требуя осудить его.
16 Я ответил им, что не в обычае римлян выдавать какого-либо человека, прежде чем обвиняемый встретится лицом к лицу с обвинителями и получит возможность защищаться от обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то без всякого промедления, на другой же день, сев на судейское место, я приказал привести этого человека.
18 Его обвинители не представили ничего дурного, что я предполагал,
19 но у них были споры о их собственной религии и о каком то умершем Иисусе, который, как утверждал Павел, жив.
20 Недоумевая, как об этом вести расследование, я сказал: «Не желает ли он идти в Иерусалим и там быть судимым за это?»
21 Но так как Павел потребовал, чтобы его оставили на решение Августа, я велел держать его под арестом, пока не отошлю к Цезарю.
22 И Агриппа сказал Фесту:
— Хотел бы и сам услышать этого человека.
— Завтра же, — отвечал тот, — услышишь его.
23 Итак, на следующий день, когда Агриппа и Вереника пришли с большой пышностью и вошли в судебную палату вместе с тысяченачальниками и знатными людьми города и когда Фест отдал приказание, был приведён Павел.
24 И Фест сказал:
— Царь Агриппа и все присутствующие с нами люди! Вы видите этого человека, о котором всё множество евреев просило меня и в Иерусалиме, и здесь, крича, что он не должен жить.
25 Но я нашёл, что он не сделал ничего достойного смерти. А так как он апеллировал к Августу, я решил его отправить.
26 Ничего достоверного написать о нём государю я не имею. Поэтому я привёл его к вам и особенно к тебе, царь Агриппа, чтобы, расследуя случившееся, мне было что написать.
27 Ибо мне кажется неразумным, отправляя узника, не указать обвинений против него.

Комментарии Баркли

Я ТРЕБУЮ СУДА КЕСАРЕВА (Деян 25:1−12)

Фест был совсем другим человеком, чем Феликс: нам мало известно о нем, но мы знаем, что он был справедливым и прямым человеком. Он умер, пробыв в этой должности правителя всего два года, но он не запятнал своего имени дурными делами. Иудеи попытались воспользоваться им в своих целях и убеждали призвать Павла в Иерусалим потому что они вновь подготовили заговор, чтобы убить его на дороге. Но Фест был римлянином, и ему, как и всем римлянам, было свойственно чувство справедливости; он предложил иудеям прийти в Кесарию и там изложить свои обвинения. Из ответов Павла мы можем заключить, какие злобные обвинения выдвинули против него иудеи. Они обвинили его в ереси, осквернении храма, мятеже. Несомненно, с их точки зрения, обвинение в ереси было обоснованным, а по Римскому праву оно вообще не имело никакой юридической силы; но обвинения в святотатстве и мятеже были умышленной ложью.

Фест не был намерен с первых дней своего правления восстанавливать против себя иудеев и предложил компромисс. Он спросил Павла, готов ли тот пойти в Иерусалим на суд, если он, Фест, гарантирует соблюдение справедливости. Но Павел знал, что он не добьется справедливости в Иерусалиме, и принял решение большой важности. Если римский гражданин видел, что в провинциальном суде он не добьется справедливости, он мог обратиться прямо к императору. Лишь убийцы, пираты и разбойники, схваченные в преступлении, были лишены этого права. Во всех других случаях слушание дела на месте должно было быть закрыто, и истец отправлялся в Рим для личного решения императора. Когда Павел произнес решающую фразу: «Я требую суда кесарева», у Феста не оставалось выбора, и так Павел, совсем в других обстоятельствах, чем он себе это представил, сделал свой первый шаг по дороге, ведущей в Рим.

ФЕСТ И АГРИППА (Деян 25:13−21)

Агриппа еще был царем очень небольшой части Палестины — Галилеи и Пиреи, но он хорошо знал, что и этим немногим он владеет исключительно по милости римлян: они посадили его туда и могут так же просто прогнать его оттуда. Поэтому, он обычно наносил визит вежливости римскому правителю, когда тот вступал в должность. Вереника была сестрою Друзиллы, жены Феликса, и сестрою самого Агриппы. Фест, зная, что Агриппа хорошо знает все тонкости иудейской веры и обычая, предложил обсудить с ним дело Павла. Он дал Агриппе примечательно беспристрастный отчет об этом деле, и Павел получил возможность защищаться против выдвинутых против него обвинений перед царем. Иисус сказал:

«И поведут вас к правителям и царям за Меня» (Мф 10:18). Суровое пророчество сбылось. Но и обещанная помощь (Мф 10:19) также была дана в обилии.

ФЕСТ ПЫТАЕТСЯ ДОБЫТЬ ДОКЛАДНЫЙ МАТЕРИАЛ (Деян 25:22−27)

Фест попал в затруднительное положение. По Римскому праву, если человек подавал апелляцию к кесарю, в месте с ним в Рим следовало послать письменный доклад о деле и выдвинутых против него обвинениях. Сложность для Феста состояла в том, что, на его взгляд, обвинения, которое он мог бы послать в Рим, не было. Для этого он и устроил эту встречу.

Во всем Новом Завете нет более драматической ситуации. Агриппа и Вереника явились в пышном убранстве. На них, должно быть, были пурпурные царские одежды и золотые обручи корон на челе. Вне всякого сомнения, и Фест надел свои алые одежды, как полагалось правителю при исполнении государственных дел. В непосредственной близости, должно быть, стояла свита царя Агриппы; несомненно, присутствовали при этом и наиболее влиятельные иудеи. Рядом с Фестом стояли командиры пяти когорт, расположенных в Кесарии, а позади всех стояла в почетном карауле солидная фаланга высокорослых римских воинов.

И вот на эту сцену вступил Павел, невысокого роста иудейский ремесленник по изготовлению палаток, скованный по рукам; но с момента, когда он начинает говорить, Павел — в центре внимания. Некоторые люди просто излучают мощь. Человек, в сердце которого Христос, а по правую руку Бог, владеет секретом власти. Кого же ему бояться?



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.