По Луке 5 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Библия говорит сегодня

Открытый перевод

1 Однажды, когда Иисус стоял на берегу Геннисаретского озера и на Него напирала толпа, внимавшая Божьему слову,
2 Он заметил у кромки воды две лодки, оставленных рыбаками, промывавшими сети.
3 Взойдя на одну из них, на лодку Симона, и попросив того немного отгрести от берега, Иисус сел и стал учить народ с лодки.
4 Закончив проповедь, Он сказал Симону:
— Теперь плыви на глубокое место, и там забросьте сети для лова.
5 Симон ответил:
— Наставник, мы тяжко трудились всю ночь и ничего не поймали. Но раз Ты велишь, попытаюсь ещё раз.
6 И при повторной попытке сети захватили такой улов, что начали рваться.
7 Пришлось Симону знаками звать на помощь товарищей, что были в другой лодке, и те, подоспев, нагрузили обе лодки таким количеством рыбы, что лодки начали тонуть.
8 Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и взмолился:
— Господин мой, оставь меня, ибо я грешник!
9 В такой ужас пришел Симон со своими помощниками от обилия рыбы.
10 С ним были его товарищи по артели Иаков и Иоанн, сыновья Завдая. Но Иисус сказал Симону:
— Не бойся, отныне ты будешь ловцом людей.
11 Они вытащили лодки на берег, бросили всё и пошли за Ним.
12 В каком-то городе прокаженный увидел Иисуса и, пав ниц, взмолился:
— Господин мой, в Твоей власти меня очистить, если Ты захочешь!
13 Иисус, прикоснувшись к нему рукой, сказал:
— Да, Я этого хочу. Очистись.
И проказа тотчас сошла с него.
14 Но Иисус запретил ему рассказывать об этом, прибавив:
— Иди, покажись священнику и принеси за своё очищение жертву, как велел Моисей, для свидетельства им.
15 Тем не менее молва об Иисусе разнеслась ещё больше, и к Нему стекались целые толпы слушателей и жаждущих исцелиться.
16 А Он часто уходил в безлюдные места и молился.
17 Однажды Он проповедовал перед фарисеями и книжниками из всех селений Галилеи, из Иудеи и Иерусалима, и сила Господня исцелять была с Ним.
18 Несколько человек принесли на носилках парализованного и хотели внести в дом, чтобы положить перед Ним,
19 но не смогли пронести больного сквозь толпу и вынуждены были забраться на крышу, разобрать черепицу и опустить его, вместе с носилками, прямо перед Иисусом.
20 Видя, сколь сильна у них вера, Иисус сказал больному: «Грехи твои прощены, друг».
21 Фарисеи и книжники подумали: «Кто Он такой, почему Он кощунствует? Кто кроме Бога может прощать грехи?»
22 Но Иисус, прочитав их мысли, сказал:
— О чём это вы сейчас подумали?
23 Что, по-вашему, легче: сказать «грехи твои прощены» или сказать «встань и иди»?
24 Так вот, чтобы вы знали, что Сыну Человеческому дана власть на земле прощать грехи, Я приказываю тебе — обратился Он к паралитику — Вставай, бери носилки и иди домой.
25 И тот, у всех на глазах, поднялся, взял носилки, на которых лежал, и пошёл домой, восхваляя Бога.
26 Все присутствующие были потрясены и восславили Бога, со страхом повторяя: «Какое чудо видели мы сегодня!»
27 После этого Иисус вышел и увидел откупщика по имени Левий, сидевшего и собиравшего пошлину, и сказал ему:
— Следуй за Мной.
28 Тот, всё бросив, встал и пошел за Ним.
29 Позднее Левий дал обед в Его честь, и среди приглашенных было много откупщиков.
30 Но фарисеи и книжники из фарисеев возроптали, говоря Его ученикам:
— Почему вы едите и пьёте с откупщиками и грешниками?
31 Иисус им ответил:
— Не здоровым нужен врач, а больным.
32 Не праведных пришел Я звать к раскаянию, а грешных.
33 Они сказали Ему:
— Ученики Иоанна часто постятся и молятся, ученики фарисеев тоже, а Твои пьют и едят.
34 Иисус возразил:
— Заставите ли вы поститься людей на свадьбе, когда жених рядом с ними?
35 Придет ещё время, когда жениха отнимут у них. Вот тогда они и будут поститься.
36 Он рассказал им такую притчу:
— Не отрезают кусок от нового плаща, чтобы поставить заплату на старый. Иначе и новый испортишь, и старому пользы от заплаты не будет.
37 Не наливают молодое вино в старые мехи. Иначе вино, разорвав мехи, и само выльется, и их загубит.
38 Молодое вино наливают в новые мехи.
39 Никто, отведав старого вина, не захочет нового; всякий скажет, что старое лучше.

Библия говорит сегодня

4) Воздействие на обстоятельства

... Сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (5:4−6).

Религия — это проклятие, когда мы впускаем Господа в свою жизнь только через одну дверь, в то время как все остальные двери с надписью «мирское» плотно закрыты от Него. Такую религию Иисус осуждает.

Когда Иисус использует лодку Симона в качестве места для проповеди, ее владелец не возражает против этого. Но когда она снова становится всего лишь рыбацкой лодкой, принадлежащей Симону, Иисус не диктует ему, как ее использовать. Рыболовство — это дело Симона. И так во всем: люди будут слушать Иисуса, размышлять о том, что Он говорит, и даже просить Его помочь, когда им плохо. Но для Него сделать то, что Он делал в тех четырех случаях, вмешаться в их работу, в их дом и отдых — это совсем другое дело. Иисус — плотник, ставший проповедником, говорит Симону — рыбаку, как рыбачить! Мы можем догадаться, что ответит Симон (5:5), и представить выражение его лица. Вполне возможно, что в голове у него в этот момент мелькнула какая-нибудь еврейская пословица вроде нашей о яйцах и курице. И все же слово власти показывает, что Иисус гораздо больше знает о работе Симона, чем сам Симон. И результат оказывается весьма существенным (5:6−7).

Многие из нас сказали бы, что в таком случае слово Иисуса приходит к ним в дом в буквальном смысле, так как оно вторгается в их личную жизнь, вместо того чтобы оставаться там, где ему следует быть, — в воскресной проповеди священника. Мысль Иисуса, что они должны ежедневно благодарить Отца за дар солнца и дождя, пищи и одежды, жизни и дыхания (Мф 5:45; Мф 6:31; Деян 14:17; Деян 17:25), за Его господство над всеми живыми созданиями (Флп 2:10; Кол 1:18), за освящение Его Святым Духом каждой крупицы нашего бытия (1Фес 5:23; 1Пет 1:2), была чем-то абсолютно новым и необычным, и, возможно, именно тогда Благая весть вошла в сердца людей. И для нас, тех, для кого все это уже давно не ново и неудивительно, эта мысль может быть столь же необходимой и убедительной.

5) Исправление человеческих отношений

...Пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него (5:12−13).

Нетрудно понять, почему Лука продолжает свой рассказ историей об исцелении прокаженного. Ибо это не просто еще одно исцеление. Основное внимание здесь фокусируется не на исцелении, а на болезни, называемой в Библии проказой. Прокаженный был не просто больным, он был изгоем. Он не только потерял здоровье; он также потерял семью, друзей, дом, средства для существования. Люди не хотели, да им и запрещалось, общаться с ним. Поэтому мы можем представить, с каким трепетом замер этот человек, когда Иисус «простер руку, прикоснулся к нему». Ибо для него это было в буквальном смысле первым за многие годы контактом с живым человеком; и это означало для него также возвращение к семье, друзьям, к обществу, от которого болезнь оторвала его. Это было для него восстановлением всех разрушенных отношений с людьми.

И это тоже подвластно слову Иисуса, и нам не нужно ходить далеко, чтобы увидеть тому подтверждение в нашем измученном мире. Мы не только видим, как восстает «народ на народ, и царство на царство» (21:10), но как происходит борьба и раскол между расами, религиозными конфессиями, социальными классами, начальством и подчиненными, мужем и женой, молодыми и старыми. Даже внутри христианской общины чаще стало встречаться отчуждение между братьями. А одно из величайших слов Благой вести — это «примирение»; и когда мы примиряемся с Господом, мы примиряемся друг с другом. Церковь, члены которой больше не бегут друг от друга, как от прокаженных, но воссоединяются в братстве и любви, — это самое мощное свидетельство силы живого Бога (Ин 13:35; 1Ин 4:8, 12). Неудивительно, что в этом месте Лука отмечает: «Тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему» (5:15).

6) Спасение души человеческой

... Принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен... И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои (5:18, 20).

Еще одно исцеление? Нет; как и в случае с проказой, здесь нечто большее, чем просто исцеление. Шестой эпизод Луки показывает, как слово Иисуса проникает еще глубже, в самую сердцевину человеческой души, где прячется корень всех его бед. Мы практически подобрались к сути дела. Произошло еще одно исцеление (как и ожидали участники событий); но, несмотря на то что ум и тело человека, его повседневная жизнь, человеческие отношения остаются важными для Иисуса, главное условие спасения заключается «в прощении грехов», как пророчествовал Захария, исполненный Святого Духа (1:77). Нам необходимо быть честными перед собой, честными перед своим ближним, но, прежде всего, необходимо быть честными перед Богом. За многие годы наша гордая эгоцентричность скопила тяжелый груз греха; как же нам избавиться от него?

С каким бы (возможно, еще более очевидным) «расслаблением» я ни пришел к Иисусу, Он устремит туда Свой взор и направит Свое слово. И я расстанусь с этой нуждой навсегда, когда Он скажет: «Прощаются тебе грехи твои».

Именно таким было послание, которое провозглашал Иоанн (3:3), и именное этим посланием ученики Иисуса будут посланы Им в мир (24:47). Это послание прощения, спасения от греха.

7) Он овладевает человеческим сердцем

После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левин, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним (5:27−28).

Мы уже видели, как Симон и его друзья «оставили все и последовали за Ним» (5:11), но сила слова, способного овладевать человеческим сердцем, лучше всего видна здесь, где повеление так отважно и не подготовлено, а связи Левия со старой жизнью так сильны.

В шестом эпизоде Иисус, простив парализованному его грехи, показал Себя Спасителем от греха. Здесь же Он показывает Себя Господином жизни. Все, что произошло раньше, собрано в этих двух стихах: мы видим господство Иисуса над умом и телом человека, над его отношениями с другими, над его образом жизни и, что самое главное, видим, как очищается душа от греха и как овладевает Христос сердцем человека.

Обращение Левия приводит к двум заключительным высказываниям Иисуса, где, однако, звучат не слова власти, как те, что мы слышали до этого, но объяснения. В них Он сообщает нам, что же произошло в действительности; ведь в семи этих случаях «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс 32:9).

2. Слово Иисуса, в котором Он дает объяснения (5:29−39)

Иисусом восхищались с самого начала (4:15), но противостояние, о котором Лука упоминает сразу после проповеди Иисуса в Назарете (4:28 и дал.), дает о себе знать и здесь (5:17 и дал.). Фарисеи начинают понимать, что новый учитель Своим энергичным словом утверждает не то, что им хотелось бы слышать.

«Угощение» в доме Левия, данное в честь принятия им «послания Иисуса», становится для фарисеев поводом, чтобы сделать Иисусу выговор. Практический результат Его проповеди отличается от того, что они понимали под «истинной религией»; им кажется, что последовать за Ним означает быть неразборчивым в компании (5:30) и не соблюдать религиозных ритуалов (5:33).

Иисус объясняет, что действительно происходит, когда человек принимает Его послание, которое кажется таким разрушительным для традиционной иудейской религии. Происходит то, что делает фарисейские понятия о святости — воздержание от сомнительных компаний и соблюдение поста — абсолютно бессмысленными. Результат Своего слова Он демонстрирует двумя путями — исцелением и изменением.

1) Слово приносит исцеление

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (5:31).

Причина, почему Иисус общается с грешниками, проста, и Он приводит простую иллюстрацию для объяснения этого. Есть здоровый человек, есть больной человек и есть врач; то есть (говорит Иисус) праведный, грешный и Я. Я общаюсь с грешниками, потому что они больны, а у Меня есть лекарство. Чем хуже они себя чувствуют, тем охотнее отдаются в Мои руки. Главная их болезнь — это грех, который приводит к смерти; Мое послание о спасении — это единственное, что им может помочь. Та же самая истина, только в сжатом виде, выражена в Евангелии от Иоанна: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин 5:24).

Это одна сторона всех этих историй. Они показывают нам силу слова Иисуса, способную «исцелять» людей от любых заболеваний, начиная с поверхностных умственных и физических до тех, которыми болеет наша душа.

Здесь стоит повторить то, что было уже сказано ранее, а именно что эта идея (духовное исцеление, приносимое словом Иисуса) была особо близка Луке из-за его профессии. И хотя Лука нигде об этом не упоминает, нам едва ли стоит сомневаться в его убежденности, что такое же лечение может быть эффективным и в руках практикующих врачей, что он сам, например, может прописать это слово в его письменной форме для лечения духовных заболеваний Феофила и ожидать от этого соответствующих результатов.

Эта медицинская метафора Иисуса заставляет нас думать об ответственности церкви. С одной стороны, существует множество людей, которые действительно духовно больны и умирают от недостатка целительного слова. Нам не следует думать, как это делают многие, что в целом люди «здоровы» или будут «здоровыми» в конце концов. С другой стороны, благовествование все еще «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16), и поэтому у нас в руках как раз то, что может излечить наши больные грехом души, «бальзам Галаадский», дающий нам исцеление. Испытав на себе действие лекарства, мы обретаем уверенность, что оно подействует и на других; а обретая это целительное средство, мы становимся ответственными за то, чтобы оно стало доступным и для остальных.

2) Слово приносит изменение

Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды... И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие... И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого (5:36−37, 39).

Подумайте об Иисусе как о враче, и Его слово станет лекарством для болезней духовных; подумайте о Нем как о женихе (5:34), и Его слово обозначит пришествие особого события, дня отдыха, празднества и нарядных одеяний, когда атмосфера будничного мира всецело меняется. Эти перемены Он иллюстрирует в трех маленьких картинах.

Будут такие, которые отхватят кусочек Его послания; другие возьмут побольше, чтобы залатать этим дыры в одежде своих старых идей. Но какая разумная домохозяйка порежет новое платье, чтобы сделать из него заплаты для старого? Мое слово, — сообщает Иисус, — это новое платье, а не материя для заплат.

Будут и такие, которые захотят, чтобы все было новым, но при условии, что сохранится и старое. Однако так дело не пойдет.

Если вы согласны принять новое вино послания Иисуса во всей полноте, то хрупкие меха ваших старых убеждений не смогут удержать его. Вы должны будете полностью отказаться от них.

Но будут и такие, кто не захочет даже попробовать новое вино. И не потому, что «старое лучше» (5:39). «Человек с предрассудками не только никогда не попробует нового, но даже не признает, что у того есть хоть какие-то достоинства». Он не станет утруждать себя сравнением старого с новым, потому что старое достаточно хорошо для него. Это отказ признать даже возможность перемен, поскольку принятие слова непременно влечет за собой перемены. Когда идет жених, наступает новый день. И лекарство — это то, что принесет с собою врач для тех, кто пожелает Его слушать. Вот что случится, когда человек откроет свои уши для слова Иисуса и позволит его силе действовать в нем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.