Откровение 10 глава

Откровение
Открытый перевод → Библия говорит сегодня

Открытый перевод

1 И увидел я другого ангела сильного, сходящего с неба, облаченного в облако, и радуга на голове его, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные,
2 [он] имел в руке своей книжку открытую. И положил ногу свою правую на море, и левую на землю,
3 и закричал громким голосом так, как лев ревет. И когда закричал, издали семь громов свои звуки.
4 И когда издали звук семь громов, я приготовился писать; и услышал я голос с неба, говорящий:
— Запечатай то, что произнесли семь громов, и не пиши этого.
5 И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял правую руку свою к небу
6 и поклялся Живущим на веки веков, Который создал небо и все, что в нем и землю и все, что в ней и море и все, что в нем, потому что времени уже не будет,
7 но во дни голоса седьмого ангела, готовящегося протрубить, будет закончена тайна Божия, как Он благовозвестил рабам Своим пророкам.
8 И голос, который я услышал с небес, опять говорил со мною и говорил [мне]:
— Иди, возьми книгу открытую из рук ангела, стоящего на море и на земле.
9 И подошел я к ангелу, и сказал ему, чтобы дал мне книжку. И сказал [он] мне:
— Возьми и съешь её, и станет горьким в твоем животе, но на устах твоих будет сладко, как мёд.
10 И взял [я] книжку из рук ангела и съел я ее, и было на устах моих сладко, как мёд; и когда [я] съел её, стала горько в животе моём.
11 И сказал мне:
— Надлежит тебе опять произнести пророчество на народы и к язычникам и к языкам и к царям многим.

Библия говорит сегодня

9. Бедствия последней трубы (10:1−7)

Появление ангела, который должен возвестить о седьмой трубе, сопровождается сначала звуками семи громов, говорящих о чем-то мучительном. Возникает вопрос: зачем нужно было давать Иоанну это последнее откровение и затем запрещать ему открывать его своим читателям? Это очень примечательное видение, и ангел здесь — благородная фигура, напоминающая Христа в главе 1. Его образ раз и навсегда опровергает представления об ангелах как о женоподобных существах, вяло наигрывающих на арфах. Ясно, что Иоанн услышал и понял то, о чем проговорили громы. Но так же, как и в случае, который произошел с Павлом, рассказанном им во 2 Послании к Коринфянам 12:4, это не было предназначено для дальнейшего разглашения.

Мы все же можем попытаться предположить, о чем говорили громы. Вероятно, самое близкое к этому параллельное место в Библии — Псалом 28. Там гром называется «гласом Господним». Он упоминается семь раз. Глас Божий — свидетельство Его величия и могущества. «Во храме Его все возвещает о Его славе» (Пс 28:9). Возможно, что откровения о Самом Себе, которые Бог дает живущим на земле, даже более всеобъемлющи, чем мы отдаем себе в этом отчет. Наверное, христианину не нужно знать, как многочисленны Его предупреждения миру, иначе он может устраниться от своей собственной обязанности — нести Благую Весть.

Как бы то ни было, следующее событие по Божьему календарю — появление трубы 7, и затем — конец. То, как в Новом Завете используется слово «тайна», показывает, что «тайна Божия» — это не «истина о Самом Боге, которая еще не была явлена», а просто Евангелие — Благая Весть о том, как любой человек может через Христа примириться с Богом (1Кор 2:1; Еф 3:4−6). И в стихе 7 мы видим слово euengelisen «благовествовал». Когда прозвучит труба 7, эпоха Евангелия закончится.

Существует искушение понимать фразу «времени уже не будет» в том смысле, что время закончится и ему на смену придет вечность. Вспоминается персонаж одного из романов Чарльза Уильямса, который в реальном мире торопится на назначенную встречу, а в мире своих видений спускается по веревке, которая через несколько мгновений приведет его туда, откуда нет возврата и где он будет вечно, — в ад. «Он думал: «Я буду как раз вовремя». Он был, это уж точно, столь же близок к концу времени, как и к концу веревки».

Но, безусловно, правильнее перевести так: «Больше не будет отсрочки» (ПНВ). Это заявление имеет двойную цель. Во-первых, оно подчеркивает одну из взаимосвязей, существующих между Откровением и одной из величайших апокалиптических книг Ветхого Завета — Книгой Пророка Даниила. Видения Даниила и Иоанна сходны во многом. В частности, их связывает общий ослепительный образ. В видении Даниила — это «муж в льняной одежде», в видении Иоанна — ангел. Оба они произносят клятву об одном и том же. Даниил спрашивает: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» И в качестве ответа слышит, что прежде чем настанет конец, должны пролететь время и времена и полувремя (Дан 10:5 и далее; 12:6 и далее). Иоанн, в противоположность Даниилу, слышит, что отсрочки больше не будет. В то время как первое откровение отражает ситуацию в исторической перспективе, когда конец все еще далеко, откровение Иоанна приближает конец непосредственно к нам, делает его частью нашей жизни.

И вторая цель заявления — напомнить нам, что есть предел Божьему терпению. Шесть трубных призывов символизируют все возможности для покаяния, которые Он может предложить людям. И даже тогда истощается не Его терпение, а способность людей откликаться на призыв. В конце концов наступает стадия, когда уже не имеет смысла предлагать дополнительные возможности, поскольку человек настолько ожесточился, что не может уже раскаяться. Именно тогда ангел клянется: больше отсрочки не будет — седьмая труба прозвучит.

10. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МИР НЕ ЖЕЛАЕТ КАЯТЬСЯ (10:8−11:14)

а. Сладкая/горькая книга (10:8−11)

Ангел напоминает Христа, и, вероятно, в его книге содержатся слова Христа — поскольку Иоанну сказано, что после того, как он съест ее, он должен пророчествовать. Похожее пережил и пророк Иезекииль (Иез 2:8−3:3). Каждый христианин подтвердит их свидетельство: когда впервые вкушаешь Евангелие, то оно сладко для души; святые всех эпох испытывали это (Пс 18:9; 118:103). Но когда они начинают нести Благую Весть неверующему миру, то появляется горечь. В Евангелии ведь также говорится об отчуждении от Бога, о Божьем гневе и аде, уготованном тем, кто не покается.

Каковы бы ни были подробности видения, стих 11 ясно показывает, что его значение универсально. Это нужно учесть при рассмотрении двух следующих разделов.

б. Святой/нечестивый город (11:1−2)

В сцене 3 главным образом показывается мир. Но в ней частично говорится и о Церкви. Часть сцены, посвященная Церкви, перекликается с той частью сцены 2, которая предшествует снятию печати 7. Здесь, так же, как и там, мы обнаружим, что сохранность Церкви гарантируется, какие бы идущие извне страдания не выпадали на ее долю.

Ибо храм нельзя воспринимать буквально. «Когда Иоанн писал, иерусалимский храм лежал в руинах уже изрядное число лет. Читатели, должно быть, неминуемо воспринимали фразу об измерении храма, как аллегорию». Такой аллегорический смысл очень хорошо вписывается в учение апостольской Церкви. Она зачастую применяла по отношению к самой себе терминологию и понятия иудаизма. К примеру, о христианине говорится как о «Божьем храме» (1Кор 3:16). Что касается данного видения, то храм означает церковь, в то время как город символизирует мир. Иоанн говорит об Иерусалиме не в географическом смысе, как о конкретном городе. Иерусалим у него — символ, имеющий универсальное значение. Это полностью согласуется с 10:11.

Между снятием шестой и седьмой печатей показаны запечатленные. Запечатленные — это те, кто служат в Его храме, в naose — внутреннем святилище. Здесь, между призывами шестой и седьмой труб, нам также показывают Божьих людей. Несмотря на то, что неверующие заполонили не только Святой город, но и внешние дворы самого храма, Божьи люди пребывают в полной безопасности во внутреннем святилище. Затем это святилище «измеряется» (так же как его обитатели сосчитывались в 7:4). Это означает, что Бог их всех знает и заботится о них, так что им не о чем тревожиться.

в. Могущество Слова и могущество мира (11:3−14) Никогда не было недостатка в комментаторах, ожидающих буквального исполнения событий, описанных как в этом разделе, так в последующих. По их мнению, в некий, неуказанный точно момент времени в будущем, начнется проповедническая деятельность двух этих замечательных людей, Божьих свидетелей. Эта их деятельность будет, предположительно, протекать в Иерусалиме и продлится три с половиной года.

Затем последует их мученическая смерть и затем (ко всеобщему ужасу) — воскресение и возвышение. В городе наступает хаос и землетрясение, а выжившие воздают славу Богу.

Однако, если храм и город в стихах 1−2 являются символами, а стихи 10−11 имеют универсальный смысл, то гораздо более вероятным кажется, что и этот отрывок не надо понимать буквально. Это особенно подкрепляется имеющимися связями: между продолжительностью деятельности свидетелей и символикой предыдущего раздела (связь между стихами 3 и 2) и между данным им именем «светильники» и символическим языком сцены 2 (связь между стихом 4 и 1:20).

Соответственно, выдвигаются следующие предположения.

Свидетели, провозглашающие Божью истину обитателям земли, — это Церковь мира, Божьи люди посреди языческих народов. Это те, для кого Евангелие сладко, находящиеся среди тех, для кого оно горько. Это святилище, которое остается во владении Бога даже тогда, когда осквернен не только город, но даже и внешний двор храма. Чтобы подчеркнуть торжественность провозглашаемой ими вести, они ходят во вретище. Выдвигались различные предположения по поводу того, почему их именно двое. Но в стихах 5 и 6 описаны замечательные способности, которыми они будут обладать. Эти их способности чрезвычайно напоминают те, которыми обладали и два других Христовых свидетеля. Они свидетельствовали о славе Христа на горе Преображения. Это Моисей и Илия (Мк 9:10; 4Цар 1:10; 3Цар 17:1; Исх 7:17 — 11:10). Эти двое символизируют свидетельскую деятельность всей Церкви и, вероятно, также и истинность их свидетельства. Ведь библейский принцип таков: «двух человек свидетельство истинно» (Ин 8:17; см. Деян 1:8). Они — навеки негасимые светильники. Они подобны тем светильникам, которые видел пророк Захария. Эти светильники были непосредственно соединены с источником елея на живом масличном дереве (ст. 4; Зах 4:2 и далее). Им, как Церкви Христа в целом, нельзя причинить вреда, хотя отдельные члены Церкви и не защищены от страданий (ст. 5). Они непобедимы, в доказательство могущества Бога они творят те же чудные дела, что и Моисей и Илия (ст. 6). Несмотря на неизменно присущие им качества — странность и суровость, — в свое время эти чудеса не больше способствовали всеобщему покаянию, чем они способствуют ему в наше время. Что касается странности, то тут можно сказать следующее. Во все времена засухи, кровопролития и бедствия (буквальные или символические) являлись результатом ситуации, при которой молитвы и пророчества Божьих свидетелей, с одной стороны, вдохновляются Духом, а с другой, отвергаются людьми. И суровая непреклонность, присущая значительной части служения первых свидетелей, Моисея и Илии, должна была найти свою параллель и в будущем. Еврейские пророчества предвещали появление других Моисея и Илии, которые своим служением заставят людей внять Божьим призывам, прежде чем нагрянет день Страшного суда. Эти предсказания главным образом исполнились в Иисусе и Иоанне Крестителе. С тех пор такое же свидетельство не умолкает в устах христиан. «Это признак их решимости привести людей к покаянию любой ценой, прежде чем станет слишком поздно».

Свидетели проповедуют в течении 1260 дней. Исходя из того, что в среднем месяце 30 дней, это составляет сорок два месяца, в течение которых народы будут попирать Божий город (ст. 2). Этот период времени также не может быть буквальным; ибо, в согласии со словами Христа, «время язычников» (или «народов») должно было настать тогда, когда римляне грабили Иерусалим в 70 году после Рождества Христова.

Ничего, даже отдаленно напоминающего описанные в стихах 3−13 события, в это время не началось. Если мы скажем: «Время народов продлится сорок два месяца», то это создаст нам множество ненужных трудностей. С другой стороны, утверждение, что «сорок два месяца» означает «время народов» переносит вопрос в совершенно иную плоскость. Цифра превращается в символ, подобный красному кресту или свастике. Она — краткий способ обозначения периода, в течение которого «народы», или неверующие, будут преобладать в мире, а Божьи люди будут продолжать нести свое свидетельство.

После сорока двух месяцев (трех с половиной лет) свидетельства, следует краткий период (три с половиной дня) кажущегося поражения Церкви. Вероятно, не полным фантазированием будет усмотреть в опыте Церкви отражение опыта Христа. Его служение также длилось три года, затем последовали три дня смерти. Почвой для такого предположения служит то, что место Его страданий и место страданий Церкви — одно и то же (ст. 8). Город, где трупы Божьих свидетелей выставляются для всеобщего обозрения, не более буквален, чем все остальное. Не может город быть в буквальном смысле одновременно и Содомом, и Египтом; и если название города дано в метафорическом смысле, то почему город, «где и Господь наш распят», не может также быть метафорой? Нет; каждый раз, когда мы слышим проповедь Евангелия, мы понимаем, что продолжаются «три с половиной года»; и где бы мы ни оказались в то время, когда Церковь, на первый взгляд, будет на краю гибели, мы узнаем, что находимся в убивающем Христа Иерусалиме, который есть одновременно и Содом на вершине растления, и Египет, в котором угнетение достигло пика.

Ибо думается, что Писание рассматривает период (первые отчетливые признаки этого появляются в Откровении), когда в самом конце времен на Церковь будут беспрецедентные гонения и когда она, по всем видимым признакам, «уйдет в подполье». Павел говорит об этом как об «отступлении», когда придет «человек греха, сын погибели» (2Фес 2:3). Христос намекает на это в Евангелии от Матфея (24:11 и далее; 24). Мы узнаем больше об этом времени, и о звере, который положит ему начало (ст. 7), когда дойдем до главы 20. Но этот период будет недолгим; и в конце его Церковь вновь поднимется, чтобы встретить своего Господа, а смятенный мир воздаст славу своему Создателю. Это будет не добровольное служение любви. Они поклонятся Ему с неохотой, потому что им некуда будет деваться. Ибо все предупреждения окажутся тщетными. Не будет более глухих людей, чем те, которые не услышат его. В сцене 2 было показано, что церковь страдает, но уничтожить ее нельзя. И теперь в сцене 3 мы видим, как мир получает одно предупреждение за другим, но не раскаивается.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.