Откровение 14 глава

Откровение
Открытый перевод → Библия говорит сегодня

Открытый перевод

1 И увидел я: И вот Агнец стоит на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых на лбах написано имя Его и имя Отца Его.
2 И услышал я голос с неба как звук от вод многих и как звук от грома великого, и голос, который услышал я как бы голос кифаредов, играющих на кифарах своих.
3 И поют как бы новую песнь перед престолом и перед четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться песне, кроме этих ста сорока четырех тысяч, выкупленных от земли.
4
Они те, кто не обесчестили себя с женщинами, девственники. Они следовали за Агнцем всюду, куда бы Он не пошел. Они выкуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,
5
и в устах их нет лжи; они безупречны.
6 И увидел я другого ангела, летящего по середине неба, имеющего вечное Евангелие, чтобы благовозвестить его живущим на земле и всякому народу, и племени, и языку, и расе,
7 говорящего голосом громким:
— Устрашитесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришел час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и моря, и источники вод.
8 И другой ангел, второй следовал [за ним], говоря:
— Пал, пал, Вавилон великий, яростным вином блуда своего напоил все народы.
9 И другой ангел, третий следовал за ними, говоря громким голосом:
— Если кто поклонится зверю и изображению его, и примет клеймо на лоб свой или на руку свою,
10
тот будет пить от яростного вина Бога, беспримесно смешанного в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере перед святыми ангелами и перед Агнцем.
11
И дым мучений их на веки веков восходить будет, и не будут иметь покоя днем и ночью, поклоняющиеся зверю и изображению его, и принимающие клеймо с именем его.
12
Здесь стойкость святых, соблюдающих заповеди Бога и веру в Иисуса.
13 И услышал я голос с неба, говорящий:
— Напиши: блаженны мертвые, умирающие в Господе сейчас. Да, — говорит Дух, — чтобы отдохнуть от трудов своих; ибо дела их следуют за ними.
14 И увидел я, вот облако белое, и на облаке Сидящий, подобный Сыну Человеческому, имеющий на голове своей венец золотой, а руке Его серп острый.
15 И другой ангел вышел из святилища, крича громким голосом Сидящему на облаке:
— Пошли серп свой и пожни, потому что пришел час жатвы, потому что высохла жатва земная.
16 И бросил Сидящий на облаке серп Свой на землю, и была скошена земля.
17 И другой ангел вышел из святилища на небе, имеющий и сам серп острый.
18 И другой ангел вышел от жертвенника, имея власть над огнем, и закричал громким голосом имеющему серп острый, говоря:
— Пошли твой острый серп и срежь кисти виноградной лозы на земле, потому что созрели гроздья её.
19 И бросил ангел серп свой на землю, и срезал виноградную лозу на земле и бросил в великое точило ярости Божьей.
20 И было вытоптано точило снаружи города, и вышла кровь из точила до узд конских на тысячу шестьсот стадий.

Библия говорит сегодня

8. ТРЕТЬЕ ВИДЕНИЕ: АГНЕЦ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ (14:1−5)

Обстановка в видении 3 вновь напоминает нам второй Псалом. «Уже подробно была показана картина мятущихся народов, их тщетные попытки сбросить с себя божественное владычество; теперь пора вспомнить, что говорит Бог: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». И вот Он стоит на горе Сион, а Его народ окружает Его». 144 000 — это Церковь, весь Божий народ. В контексте того общего подхода к Откровению, которым мы руководствуемся, в этом отрывке нет ничего, что могло бы подтолкнуть нас к иному выводу. Их имена стоят рядом с именами Христа и Бога; они искуплены и знают песню искупленных; девственность, истина и чистота характеризуют их как Божьих святых.

Они являются последователями, или учениками, Христа и первыми начатками Его урожая. Те, кто следуют за Агнцем, составляют civitas Dei — город (или государство) Божий, в противоположность тем, которые поклоняются зверю из моря и составляют извращенное сатанинское государство.

Нет здесь также и ничего, наводящего на мысль, что 144 000 — это только победоносная Церковь и что мы смотрим либо в мир умерших, либо в будущее. Первые два видения описывают мир в настоящем времени, и если у нас нет веских оснований поступить иначе, то нам следует принять, что и в третьем видении происходит то же самое. Говорить о Церкви, о живых и умерших ее членах, как о пребывающей с Богом на горе Сион (хотя здесь имеется в виду и не земная географическая точка, но тем не менее это духовная реальность, имеющая место и сейчас) — вполне в духе Писания (Евр 12:22; Еф 2:6; Ин 4:20−24).

Упоминание о девственности 144 000 послужило причиной ненужных вопросов. Вероятно, что это, как и многое в Откровении, символ, особенно если учесть, что Библия не придает чрезвычайной значимости целомудрию. В ней повсюду единодушно поощряется институт брака (Быт 2:18−24; Еф 5:22−33; Евр 13:4). И в Новом Завете есть похожий парадокс. Христос поддерживает сказанное в Законе относительно заботы о родителях, и в то же время говорит нам, что, следуя за Ним, мы должны возненавидеть их (Мк 7:9 и далее; Лк 14:26). Но мы знаем, что Он имеет в виду. Любовь к Нему должна настолько превосходить любовь к родителям (которую Он Сам нам заповедовал), что второе по сравнению с первым будет казаться ненавистью. Также, как говорит Он дальше, неотъемлемой частью брака должна быть полная преданность партнеру (Мф 19:3−6); и затем Он говорит в стихе 4, что следование за Агнцем означает такую полную преданность Ему на духовном уровне, что по сравнению с ней все человеческие связи и привязанности бледнеют.

9. ЧЕТВЕРТОЕ ВИДЕНИЕ: АНГЕЛЫ БЛАГОДАТИ, ПРИГОВОРА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ (14:6−13)

Начальные сцены показали часть мира, управляемую сатаной. В первом видении показана общественная система, а во втором — религия. Третье видение, в противоположность первому, показало нам членов общества Бога. И вполне закономерно ожидать, что четвертое видение будет освещать тот же аспект, что и второе. И мы не обманываемся в своих ожиданиях.

Слово «ангел» означает «посланник». Три ангела передают нам три вести.

Первый говорит о благодати. У него есть Евангелие, чтобы провозглашать его: Благая Весть о том, как установить правильные отношения с Богом. Это самая главная весть. Она даже более важна, чем то, что Павел проповедовал язычникам Листры и Афин (Деян 14:17); это то же Евангелие, которое проповедовалось Адаму в Эдеме, еще до того как взаимоотношения с Богом были испорчены; это гипотетическое Евангелие, именно это имел в виду Иисус, когда ответил законнику: «Так поступай, и будешь жить» (Лк 10:28). Первая часть вести такова: «Признавай Бога как своего Создателя и Судью, как Начало и Конец твоего существования, и все у тебя будет хорошо».

Но дела обстоят вовсе не хорошо, и второй Ангел может сказать почему. Вавилону, о котором он говорит дальше, посвящена целая сцена, и в свое время мы полностью ее рассмотрим. На данный момент достаточно сказать, что Вавилон — это еще один образ зверя из моря, мировой системы, которая восстает против Бога. Ангел несет весть о том, что дух Вавилона заразил все народы и сделал людей неспособными отзываться на весть первого Ангела; но при всем своем могуществе Вавилон обречен на погибель.

Третий Ангел несет весть каждому отдельному человеку. Тот, кто не мыслит себя без Вавилона, разделит его участь и, подобно ему, «будет пить вино ярости Божией» (ст. 9−11); а не мыслящий себя без Xpистa аналогичным образом разделит Его участь и будет иметь вечную жизнь (ст. 12−13).

Ответный удар Бога, направленный на ложь зверя из земли, — весть «о грехе, и о правде, и о суде» (Ин 16:8). Основываясь на этом контексте более чем разумно предположить, что четвертое видение соответствует первым трем. В нем также будут показаны события, происходящие на протяжении всей истории христианства; две фразы, которые, на первый взгляд, говорят о будущем, тем не менее могут быть поняты и как истины сегодняшнего дня.

В течение всех «трех с половиной лет» будет происходить схватка этих четырех сил. В свою книгу Кто отвалил камень? Фрэнк Моррисон включил главу, озаглавленную «Психологический параллелограмм сил». Здесь имеет место аналогичный образец. В одном углу параллелограмма находится государство, или, точнее, «система», — человеческий род, политически и общественно организованный так, как это угодно дракону. В этой системе все устроено так, чтобы в каждой данной ситуации наилучшим образом служить его интересам. Рядом с ним, на той же стороне параллелограмма располагаются идеологии, которые оправдывают творимые системой дела, придают ей квазирелигиозный оттенок и мистически «санкционируют» их. На другой стороне, напротив «народов», или мира, находящегося во власти дракона, располагается «святой», особый народ (1Пет 2:9) — Церковь, искупленное Богом общество. В четвертом углу, напротив идеологий, являющихся плотью и кровью мира дракона, находится Евангелие истины, которое дает жизнь Божьей Церкви. Любое событие в истории можно рассматривать как результат конфликтующего взаимодействия этих четырех сил, двух на одной стороне и двух на другой; это противоположные «вести», вдохновляющие противоположные общества, которые, в свою очередь, являются воплощением и олицетворением этих «вестей».

Час Суда (ст. 7) и падение Вавилона в каком-то смысле еще предстоят в будущем. Тем не менее суд уже происходит (Ин 3:19; Ин 12:31); и Вавилон в таком плохом состоянии, что его можно считать павшим, — сравните «он будет мучим... они не имеют покоя» (стихи 10−11) — (в русском переводе (Синодальное издание) сказано «не будут иметь покоя». — прим. перев.).

10. ПЯТОЕ ВИДЕНИЕ: ПОСЛЕДНЯЯ ЖАТВА (14:14−20)

«Жатва есть кончина века», когда ангелы будут посланы, чтобы сжать и нечестивых, и праведных (Мф 13:30, 39). В отличие от первого видения, где четыре зверя из Книги Пророка Даниила 7 соединились в одном, в пятом видении жатва распределяется между четырьмя различными персонажами: двое жнут, а двое говорят им, когда жать. Урожай винограда, которому уготовано точило ярости Божьей и который порождает гигантский поток крови, символизирует жатву нечестивых; земля превратится в кровавую баню (возможно, 1600 стадий, или фар лонгов, обозначает длину Ханаана, 200 миль «от Дана до Вирсавии»), хотя сам город при этом остается незапятнанным, поскольку внутри него нет места такому осквернению (Евр 13:11−12).

Фарлонг равняется 1/8 мили (прим. ред.).

В соответствии с параллельными отрывками из Евангелий, другой урожай — предположительно урожай пшеницы — символизирует жатву праведников; хотя в Ветхом Завете жатва обычно является символом суда над нечестивыми, но Христос говорил о сборе как плевелов, так и пшеницы, и о плохой и хорошей рыбе (Мф 13:24 и далее; 47 и далее). Каждый из жнецов, несмотря на то, что один из них и напоминает «Сына Человеческого» (которого мы считаем Христом, хотя некоторые комментаторы не согласны с этой трактовкой), должен ждать властного слова от Бога, прежде чем начать работу, ибо «о дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13:32).

В Книге Пророка Даниила 7 «подобный Сыну Человеческому» спускается на облаках небесных, чтобы положить конец владычеству зверей. Также и здесь мы становимся свидетелями появления решающего фактора в космическом конфликте. Ибо в течение всех трех с половиной лет существовало напряжение между двумя обществами, между последователями зверя и последователями Агнца и, соответственно, — между их идеологиями. Только последняя жатва положит этому конец. Тогда, с одной стороны (если позаимствовать образ из Ветхого Завета), «наполнится мера беззакония Аммореев», а с другой, — весь Израиль приготовится к спасению (Быт 15:16; Рим 11:26).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.