По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Он снова начал учить у моря. К Нему собралась огромная толпа, так что Он вошел в лодку и отплыл от берега, а толпа стояла на берегу.
 
И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.

Он многому учил их в притчах, и вот что Он сказал им:
 
Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:

— Послушайте! Вышел сеятель в поле.
 
«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.

Когда он сеял, одни зерна упали у дороги, и прилетели птицы, и все склевали;
 
Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.

а другие зерна упали на камни, где не хватало земли. И они тотчас проросли, ибо слой земли был слишком тонок.
 
Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.

Но когда взошло солнце, то ростки опалило. А глубоких корней у них не было — и они засохли.
 
Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.

Другие зерна упали в заросли колючек. И поднялись колючки, и заглушили ростки, и они остались бесплодными.
 
Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.

А еще были зерна, упавшие в добрую землю. Они давали урожай, поднимаясь и вырастая, и плодоносили тридцатикратно, шестидесятикратно и стократно.
 
Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

И Он сказал: — У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
 
Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

А когда Иисус остался один, Его спутники и Двенадцать спросили, почему Он учит в притчах.
 
Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.

Он ответил: — Тайна Божьего Царства открыта вам, а посторонним всё дается в притчах,
 
Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,

чтобы они вглядывались и не видели, вслушивались и не понимали, и не обратились к Богу, и не получили прощения.
 
чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2

Он сказал им: — Если вы не понимаете эту притчу, то как же вы постигнете все остальные?
 
«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3

Сеятель сеет слово.
 
Сеятель здесь сеет слово.

Вот те, что «у дороги», у которой сеется слово: когда они слышат его, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в них.
 
С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4

А вот те, что посеяны «на каменистой почве»: когда они слышат слово, тотчас с радостью принимают его.
 
Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,

Но «корня» у них нет, они нестойкие, и во время бедствий или гонений за слово они тотчас отступаются.
 
но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.

А вот и другие — те, что посеяны «в колючках»: они услышали слово,
 
А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,

но затем к ним приходят мирские заботы, страсть к богатству и прочие желания, и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.

А вот и те, что посеяны «в добрую землю»: они слышат слово, принимают его и плодоносят тридцатикратно, шестидесятикратно и стократно.
 
Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».

Он сказал им: — Разве светильник приносят в дом для того, чтобы накрыть его горшком или спрятать под кровать? Разве не для того, чтобы поставить его на подставку?
 
И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?

Ибо скрытое должно обнаружиться, а потаенное — явиться открыто.
 
Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!
 
У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Он сказал им: — Будьте внимательны к тому, что слышите! Той мерой, что вы отмеряете, будет отмерено и вам, и еще добавлено.
 
«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.

Ибо тому, кто имеет, будет дано. А у того, кто не имеет, будет отнято и то, что он имеет.
 
Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».

Он сказал: — Божье Царство — это как если бы человек посеял в землю зерно,
 
«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11

и спал бы ночью, и бодрствовал днем, а зерно давало бы побег. Побег растёт, а как — человек не замечает.
 
Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.

Земля плодоносит сама собой. Сначала появляется стебель, потом колос, потом полновесное зерно в колосе.
 
Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.

А когда зерна созреют, человек тотчас пускает в дело серп, ибо пришла пора жатвы.
 
И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.

Он сказал: — С чем нам сравнить Божье Царство или какой притчей изобразить его?
 
С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —

Сравним его с горчичным зёрнышком. Когда его сеют в землю, оно меньше всех семян в земле.
 
Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.

Но когда его посеют, оно поднимается и становится больше всех огородных растений, и пускает длинные ветви, так что в его тени укрываются птицы.
 
Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13

Он учил их, рассказывая много подобных притч — сообразно тому, что они могли понять.
 
С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14

А без притчи Он ничего им не говорил, но наедине с учениками объяснял им всё.
 
(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).

В тот же день, когда настал вечер, Он сказал им: — Давайте переправимся на другой берег!
 
А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»

Отпустив толпу, они вошли к нему в лодку и отплыли. Рядом были и другие лодки.
 
Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.

Поднялась сильная буря, и волны захлестывали лодку, так что она уже наполнялась.
 
Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.

А Он спал на корме, положив голову на подушку. Они разбудили Его и сказали: — Учитель, разве Тебе нет дела, что мы тонем?
 
Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»

Проснувшись, Он унял ветер и сказал морю: — Тихо, замолчи! Ветер сразу унялся, и наступило глубокое затишье.
 
Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.

А им Он сказал: — Чего вы боитесь? У вас всё ещё нет веры?
 
Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»

Они пришли в ужас и спрашивали друг у друга: — Кто Он такой, что и ветер и море ему подчиняются?
 
Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.