По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Однажды Иисус был приглашен в дом к видному фарисею на субботнюю трапезу, причём за Ним внимательно наблюдали.
 
Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали.

Там был человек, страдавший водянкой.
 
Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой.

Обратившись к фарисеям и книжникам, Иисус спросил: — Можно ли исцелять в субботу?
 
Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу позволяется исцелять1 или нет?»

Они промолчали. Тогда Он прикоснулся к больному и, исцелив, отпустил.
 
Но они промолчали. Тогда Он, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил домой.

Затем Он спросил их: — Если ваш сын или вол в субботу упадет в колодец, неужели вы не вытащите его сразу же?
 
А им Он сказал: «Если у кого из вас дитя2 или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, случись это в день субботний?»

И им нечего было сказать.
 
И они не смогли ничего возразить Ему на это.

Видя, как гости спешат занять почетные места за столом, Иисус рассказал им притчу:
 
Когда Иисус заметил, что гости выбирали себе почетные места за столом, Он в поучение сказал:3

— Если тебя пригласили на свадебный пир, не занимай почетное ложе, потому что среди приглашенных может оказаться гость поважнее тебя.
 
«Если тебя пригласили на брачный пир, не занимай почетного места. Может оказаться, что приглашен еще кто-то, более почетный гость, чем ты.

Тогда хозяин, пригласивший вас обоих, подойдет и скажет тебе: «Уступи ему место». И придется тебе, к стыду своему, занять наименее почетное место.
 
И хозяин, пригласивший тебя и его, подойдет к тебе и скажет: „Уступи это место ему“, и ты со стыдом перейдешь на последнее место.

Если тебя пригласили, старайся, наоборот, занять самое нижнее ложе. Тогда хозяин подойдет и скажет: «А ну-ка, друг, займи место повыше!» И этим тебе будет оказана честь в присутствии остальных приглашенных.
 
Но если ты приглашен, иди и займи последнее место, и когда придет пригласивший тебя хозяин и скажет тебе: „Друг, пройди сюда, повыше“, то будет тебе оказана честь в присутствии всех, кто с тобой за столом,

Каждый возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен.
 
ибо всякий возвышающий себя будет унижен, а умаляющий себя4 — возвысится».

Затем Он сказал хозяину дома: — Устраивая званый обед или ужин, не приглашай друзей, братьев, родных, богатых соседей, имея в виду, что они, в свою очередь, пригласят тебя, воздадут тебе тем же.
 
Также и фарисею, пригласившему Его, Иисус сказал: «Когда устраиваешь ты обед или ужин, не приглашай твоих друзей, братьев, прочих родственников или богатых соседей. Они в ответ непременно пригласят тебя, и в этом будет вся твоя награда.5

Устраивая пир, приглашай, наоборот, неимущих, увечных, хромых, слепых.
 
Нет, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, хромых, слепых, увечных,

И благословен ты будешь, потому что им отблагодарить тебя нечем, зато по воскресении праведных ты получишь награду.
 
и блажен будешь, потому что им нечем воздать тебе, и воздастся тебе в день, когда воскреснут праведные».6

На это один из возлежащих за столом сказал: — Благословен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем!
 
Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру7 в Царстве Божием!»

Иисус сказал ему: — Один человек решил устроить большой пир и позвал много гостей.
 
Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей.

И вот, когда настало время пира, он отправил слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже все готово!»
 
И, когда пришло время,8 он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: „Приходите, ведь всё уже готово!“

Но все как один стали отказываться. Один сказал: «Я купил участок земли и должен пойти посмотреть на него. Извини меня».
 
И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: „Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня“.

Другой сказал: «Я купил пять упряжек волов и иду проверить их в работе. Извини меня».
 
Другой сказал: „Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня“.

Третий сказал: «Я недавно женился и поэтому никак не могу прийти».
 
А третий сказал: „Я женился и поэтому не могу прийти“.

Слуга вернулся и передал всё это господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге: «Пройди по улицам и закоулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых».
 
И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: „Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых“.

Вскоре слуга доложил: «Господин, твоё распоряжение выполнено, но место ещё осталось».
 
Выполнив поручение, слуга сказал: „Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место“.

Тогда хозяин приказал ему: «Пройди по проселочным дорогам, по тропам, и зови всех подряд, чтобы дом мой был полон.
 
„Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, — ответил его господин, — и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится.

Говорю вам, никто из тех, приглашенных, моей трапезы не вкусит!»
 
Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!“»9

Иисуса сопровождала большая толпа. Обернувшись, Он сказал этим людям:
 
Однажды, когда большая толпа шла с Иисусом, Он, повернувшись, сказал им:

— Кто приходит ко мне, не возненавидев отца и мать, жену и детей, братьев и сестёр, и даже саму свою жизнь, тот не станет учеником Моим.
 
«Кто приходит ко Мне, но любит Меня меньше, чем отца,10 мать, жену, детей, братьев и сестер, или меньше, чем саму жизнь11 свою, не может быть Моим учеником.

Кто не несет свой крест и не идет за Мной, тот не станет учеником Моим.
 
Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.

Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает затраты, чтобы узнать, хватит ли на постройку средств.
 
Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести строительство до конца?

Если он заложит фундамент, но не сможет довести стройку до конца, то все будут над ним смеяться
 
Иначе, если он заложит основание и будет не в силах завершить, все видящие это начнут смеяться над ним

и говорить: «Вот, начал строить, а закончить не может!»
 
и говорить: „Этот человек начал строить и не смог закончить“.

Какой царь, идя войной на другого царя, не сядет сначала, чтобы прикинуть, сможет ли он, имея десятитысячное войско, сразиться с войском двадцатитысячным.
 
Или какой царь, прежде чем воевать с другим царем, не сядет и не рассмотрит сначала, сможет ли он с десятью тысячами воинов встретить врага, идущего против него с двадцатью тысячами?

Если нет, то ещё до встречи с противником он отправит к нему посольство с просьбой о мире.
 
Если же нет, то он отправит послов вести переговоры о мире, пока тот еще далеко.

Тот из вас, кто не откажется от всего, что имеет, не станет учеником Моим.
 
Так и всякий из вас, если не готов оставить всё, что есть у него, не может быть Моим учеником.

Соль — хорошая вещь, но если она станет пресной, то как вернуть ей солёность?
 
Да, соль хороша, но если она станет пресной, то как12 вновь сделать ее соленой?

Ни в землю, ни в навозную кучу её уже не положишь. Остается только выбросить её. Имеющий уши да слышит!
 
Ни в землю, ни в удобрения она не годится — ее выбрасывают. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: лечить.
5  [2] — Или: сын; в некот. рукописях: осел.
7  [3] — Букв.: сказал им притчу.
11  [4] — Или: смиряющий себя.
12  [5] — Или: пригласят и воздадут тебе за сделанное тобой.
14  [6] — Букв.: в воскресение праведных.
15  [7] — Букв.: будет есть хлеб.
17  [8] — Букв.: в час ужина.
24  [9] — Некот. рукописи добавляют: ибо много званых, но мало избранных.
26  [10] — Букв.: если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
26  [11] — Или: душу.
34  [12] — Букв.: чем.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.