По Иоанну 5 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

После этого был еврейский праздник и поднялся Иисус в Иерусалим.
 
После того снова ходил Иисус на один из иудейских праздников в Иерусалим.

А в Иерусалиме у Овечьих Ворот есть водоем, по-еврейски называемый Бет-Зата, окруженный пятью галереями,
 
Там у Овечьих ворот есть водоем (по-еврейски он называется Вифезда)1 с пятью галереями.

в которых лежало множество больных: слепых, хромых, увечных.
 
В них лежало множество больных: слепых, хромых, параличных.

[ отсутствует в NA ]
 
[отсутствует]2

Среди них лежал человек, который был болен тридцать восемь лет.
 
Был там человек, болевший уже тридцать восемь лет.

Увидев его и поняв, что он давно уже болен, Иисус спросил: — Ты хочешь выздороветь?
 
Иисус увидел его среди лежащих и, узнав, как давно тот болеет, спросил у него: «Хочешь ли выздороветь?»

Больной ответил: — Господин, у меня нет никого, кто бы мне помог спуститься в водоем, когда вода начинает волноваться. Пока доберусь, кто-нибудь раньше меня успевает туда сойти.
 
«Господин мой, — ответил Ему больной, — нет у меня никого, кто помог бы мне войти в воду, когда приходит она в движение. Когда же сам я силюсь сделать это, туда успевает всякий раз еще до меня погрузиться кто-то другой».

Иисус сказал ему: — Встань, возьми подстилку и иди!
 
Иисус сказал ему на это: «Встань, возьми циновку свою и ходи!»

и тот человек сразу выздоровел, взял подстилку и пошёл. А день был субботний.
 
И тотчас выздоровел человек этот, он взял циновку свою и стал ходить. Всё это было в субботу,

Поэтому евреи упрекали исцеленного: — Сегодня суббота. Ты не должен был брать подстилку!
 
поэтому ревностные законники из иудеев стали нападать на исцеленного: « Сегодня суббота, ты не должен нести свою циновку».

Тот ответил: — Человек, меня исцеливший, сказал: «Возьми подстилку и иди!»
 
Но он отвечал им: «Человек, Который исцелил меня, это Он сказал мне: „Возьми свою циновку и ходи“».

Они спросили: — Кто этот человек, сказавший тебе: «Возьми и иди»?
 
«Кто Он, Этот Человек, что сказал тебе такое?» — спросили они его.

Однако исцеленный не знал, кто Он, потому что Иисус скрылся в толпе, которая там собралась.
 
Но исцеленный не знал, Кто это был, потому что Иисус сразу скрылся в толпе, которая собралась там.

Вскоре после этого Иисус встретил его в Храме и сказал: — Ну вот, ты здоров. Больше не греши, чтобы с тобой не случилось худшего.
 
Потом Иисус нашел того человека в Храме и сказал ему: «Теперь ты здоров, но не греши больше, чтобы не было тебе еще хуже!»

Тот ушел и сообщил евреям, что исцелил его Иисус.
 
Исцеленный пошел и объявил иудейским властям, что здоровым сделал его Иисус.

Тогда они начали преследовать Иисуса за то, что Он такое делал в субботу.
 
И начали иудейские власти преследовать Иисуса3 потому, что Он делал такие дела в субботу.

Иисус им сказал: — Мой Отец до сих пор не прекращает трудиться, так же тружусь и Я.
 
На это отвечал им [Иисус]:4 «Отец Мой никогда не перестает творить добро, так делаю и Я».5

После этого евреи еще упорнее стремились Его убить, ибо Он не только упразднял субботу, но и называл Бога Своим Отцом, чем приравнивал Себя к Богу.
 
Еще более тогда утвердились в своем намерении убить Его иудейские власти, теперь уже не только за нарушение субботы, но и за то, что, называя Бога Своим Отцом, Он Себя Самого ставил наравне с Богом.

На это Иисус им ответил: — Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может делать Сам по себе; Он всё делает только глядя на то, что делает Отец: что бы ни делал Отец, точно так же делает Сын,
 
Иисус же говорил им: «Воистину, ничего не сделает Сын от Себя, пока не увидит, что и Отец это делает. Что делает Отец, то делает и Сын.

ибо Отец любит Сына и всё, что делает Сам, показывает Ему. И Он покажет Ему дела ещё большие, так что вы изумитесь.
 
Ведь Отец любит Сына и показывает ему всё, что делает Сам, и еще большие покажет Он Ему дела, так что изумитесь вы.

Как Отец поднимает и оживляет мертвых, так и Сын оживляет, кого хочет.
 
Ведь как Отец пробуждает мертвых и возвращает им жизнь, так и Сын дарует жизнь, кому хочет.

Отец и не судит Сам никого, но все правосудие передал Сыну,
 
Никого и не судит Отец — Сыну передал Он весь суд,

чтобы все почитали Сына, как почитают Отца. А кто Сына не почитает, тот не почитает и пославшего Его Отца.
 
чтобы чтили все Сына, как чтят Отца. Кто Сына не чтит, не чтит и Отца, Который послал Его.

Истинно, истинно говорю вам: кто, слушая Мои слова, верит Пославшему Меня, тот обрел вечную жизнь и не приходит на суд — он перешагнул из смерти в жизнь.
 
Воистину, кто внемлет слову Моему и верит Тому, Кто послал Меня, тот обрел уже вечную жизнь. Не стоять ему перед Судом:6 перешел он от смерти к жизни.

Истинно, истинно говорю вам: близится и пришёл уже час, когда мертвые услышат голос Сына Божьего и те, кто услышат, будут жить.
 
Верьте Мне, наступает время,7 — и уже настало оно, — когда услышат мертвые голос Сына Божия, и те, которые услышат Его, будут жить.

Ибо как владеет жизнью Отец, так по дару Отца владеет ею и Сын.
 
Как Отец никому не обязан жизнью Своей — в Нем Самом она, так и Сын в Самом Себе жизнь несет — даровано то Отцом Ему.

И творить суд дал ему власть Отец, потому что Он есть Сын Человеческий.
 
И право судить дано Ему как Сыну Человеческому.

Не удивляйтесь этому! Близится час, когда те, кто в гробницах, услышат Его голос
 
Да не удивит вас всё это! Близко время, когда услышат все мертвые8 голос Его.

и покинут гробницы: творившие добро для воскрешения в жизнь, а совершавшие зло для воскрешения на суд.
 
Тогда те, кто добрые вершил дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для Суда.9

Сам по себе Я не могу делать ничего. Я, как слышу, так и сужу, и Мой суд справедлив, ибо Я стремлюсь не Свою волю исполнять, а волю Пославшего Меня.
 
Сам по Себе ничего не могу совершить Я. Если же сужу Я, то так только, как от Отца о том слышу;10 потому Суд Мой — Суд праведный, ибо не Свою волю стремлюсь исполнить, а волю Пославшего Меня.

Если бы Я один выступал свидетелем в Свою пользу, Моё свидетельство было бы недействительным.
 
Если бы никто, кроме Меня Самого, не свидетельствовал обо Мне, не имело бы силы то, что Я говорю о Себе.11

Но есть у Меня другой свидетель, и Я знаю, что он говорит обо Мне правду.
 
Но обо Мне Другой свидетельствует, и Я знаю, что всякое Его слово обо Мне — истинно.12

Вы сами послали людей к Иоанну, и он подтвердил вам истину.
 
Вы посылали к Иоанну, и он тоже подтвердил эту истину.

Нет, в свидетельстве человека Я не нуждаюсь, а говорю вам об этом, чтобы вы спаслись.
 
Говорю это не потому, что нуждаюсь в свидетельстве людей, ради вашего спасения говорю.

Иоанн был светильником, зажжённым и светящим, а вы совсем недолго хотели радоваться его свету.
 
Иоанн был светильником ярко горящим, и какое-то время вы были готовы радоваться во свете его.

Но есть у Меня свидетельство весомее, чем Иоанново: те дела, которые Отец поручил Мне исполнить, само уже то, что Я делаю, подтверждает, что Я послан Отцом.
 
Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн: дела, порученные Мне Отцом для завершения, сами эти дела, которые совершаю Я, — они свидетельствуют, что послан Я Отцом.

И Сам пославший Меня Отец выступил Моим свидетелем. Вы Его голоса никогда не слышали и Его облика не видели,
 
И Отец, Меня пославший, уже засвидетельствовал обо Мне. Но вы ни голоса Его никогда не слышали, ни образа Его не видели,

и не удержали Его слова в себе, ибо Тому, Кого Он послал, вы не верите.
 
и слово Его не пребывает в вас, потому что не верите вы Тому, Кого Он послал.

Вы ищете ответ в Писаниях, считая их источником вечной жизни. Но и Писания обо Мне свидетельствуют,
 
Вы усердно изучаете13 Писания, думая найти в них дорогу к вечной жизни. Но хоть свидетельствуют они обо Мне,

а вы не хотите придти ко Мне, чтобы обрести жизнь.
 
вы всё же не хотите прийти ко Мне, не хотите обрести истинную жизнь.

И в похвалах человеческих Я не нуждаюсь,
 
Мне не нужно людское признание,

но вы, Я знаю, не любите Бога.
 
да и вас Я хорошо знаю: нет у вас настоящей любви к Богу!

Я пришел от имени Моего Отца, и вы Меня отвергаете, а того, кто придет от своего имени, вы не отвергнете.
 
Я во имя Отца Моего пришел,14 и вы не принимаете Меня! А приди к вам другой кто-нибудь от своего к тому же имени, его бы вы приняли.

Как вы можете верить, если принимая похвалы друг от друга, вы к той славе, что бывает только от Бога, не стремитесь?
 
Поверите ли вы, если жаждете похвалы друг от друга и ничуть не заботитесь о похвале от Бога единого?

Не думайте, что Я вас буду обвинять перед Отцом. Есть у вас обвинитель — Моисей, на которого вы уповаете.
 
Не думайте, будто Я стану обвинять вас перед Отцом. Вы возложили свои надежды на Моисея, он вам и судья.15

Если бы вы действительно верили Моисею, то поверили бы и Мне, ибо он писал обо Мне.
 
Если бы действительно верили вы Моисею, поверили бы и Мне: он обо Мне писал.

Но если вы не верите написанному Моисеем, как вы поверите сказанному Мной?
 
Если же не верите тому, что Моисей написал, как Моим словам поверите?»

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: Бетзата/Бетсаида. «Вифезда» (греч.: Бетесда) переводится как «дом милости».
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: ожидающих движения воды. 4 Ибо ангел Господень время от времени сходил в пруд/водоем и приводил воду в движение. Первый, кто входил в воду, когда она приходила в движение, выздоравливал, какою бы ни был болен болезнью.
16  [3] — Некот. рукописи добавляют: и искали убить Его.
17  [4] — В некот. рукописях: Господь.
17  [5] — Букв.: Отец Мой доныне действует/трудится, и Я действую/тружусь.
24  [6] — Букв.: и на Суд не приходит.
25  [7] — Или: час; то же и в ст.28.
28  [8] — Букв.: кто в гробах.
29  [9] — Букв.: и выйдут сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
30  [10] — Букв.: как слышу, (так) сужу.
31  [11] — Букв.: если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
32  [12] — Букв.: истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне.
39  [13] — Или: прилежно изучайте.
43  [14] — В знач. пришел как откровение.
45  [15] — Букв.: обвинитель.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.