По Иоанну 7 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

После этого Иисус ходил по Галилее, а в Иудею идти не хотел, потому что евреи там стремились Его убить.
 
Потом Иисус ходил по всей Галилее, а в Иудею не шел, потому что вожди ее замышляли убить Его.

Приближался еврейский Праздник Шалашей.
 
Но в канун иудейского праздника Кущей

Братья Иисуса говорили Ему: — Отправляйся в Иудею. Пусть и Твои ученики увидят Твои дела.
 
братья Иисуса сказали Ему: «Ты должен оставить эти места и отправиться в Иудею, чтобы и там ученики Твои увидели дела, Тобой творимые.

Ведь действуя тайно, нельзя добиться признания. Раз Ты такое делаешь, открой Себя миру!
 
Ведь ни один человек не скрывает того, что делает, если хочет, чтобы люди узнали о нем. Ты такие дела творишь, почему же не явишь Себя всему миру?»

Братья так говорили, потому что и они в Него не верили.
 
(Даже братья Его не верили в Него.)

Иисус ответил: — Моё время ещё не пришло, а вам подходит любое время.
 
Иисус возразил: «Не пришел еще час Мой. Это вам любое время годится,

Мир не может вас ненавидеть, а Меня он ненавидит, ибо Я — свидетель тому, что он делает только зло.
 
ибо мир не может вас ненавидеть. А Меня ненавидит он, потому что Я говорю,1 что дела его злы.

Идите на праздник сами, а Я не пойду, ибо Моё время ещё не пришло.
 
Ступайте на праздник, а Я на него не иду,2 потому что время Мое не настало».

Сказав это, он остался в Галилее.
 
Так Он им сказал и остался в Галилее.

А когда братья ушли на праздник, пошёл туда тайно и Он.
 
Но когда ушли братья Его, Иисус всё же отправился на праздник, но тайно,3

Евреи искали Его на празднике, спрашивая: «Где Он?»
 
ибо власти иудейские уже разыскивали Его там. «Где Тот?» — с презрением спрашивали они.

В народе о Нём много спорили. Одни говорили: «Он — добрый человек», — другие: «Нет, он вводит народ в обман».
 
В народе тоже много было толков о Нем. «Он хороший Человек », — говорили шепотом одни. «Нет! — возражали другие. — Он вводит народ в заблуждение».

Открыто же о Нём не говорил никто, потому что боялись евреев.
 
Никто, впрочем, не говорил о Нем открыто из страха перед иудейскими властями.

Когда минула половина праздничных дней, Иисус поднялся в Храм и начал там проповедовать.
 
Праздник уже прошел наполовину, когда Иисус появился в Храме и стал учить.

Евреи удивлялись и спрашивали: — Откуда он знает Писания, не учившись?
 
«Откуда Он так знает Писание?4 — удивлялись иудеи. — Ведь Он не учился у раввинов ».

Иисус ответил: — Я не Свое учение проповедую, оно — от Пославшего Меня.
 
Им ответил Сам Иисус: «Учение Мое — не от Меня, но от Того, кто послал Меня.

Кто Его волю хочет исполнять, тот поймет, от Бога ли Моё учение или Я Сам от Себя говорю.
 
Кто готов исполнять волю Божию, тот узнает, от Бога ли это учение, или от Себя Я говорю.

Кто сам от себя говорит, тот ищет собственной славы, а кто ищет славы Пославшего его, тот верен истине и нет в нём неправоты.
 
Кто от себя говорит, для себя ищет славы. А кто о славе пославшего его заботится, тот искренен и нет у него обмана.5

Разве Моисей не давал вам Закона? Но никто из вас не исполняет Закон. Почему вы хотите Меня убить?
 
Не дал ли Моисей Закон вам? Но никто из вас не поступает по Закону. Почему же Меня убить хотите?»

Толпа отвечала: — Демон в Тебе? Кто хочет Тебя убить?
 
Из толпы закричали: «В Тебя, верно, бес вселился! Кто хочет Тебя убить?»

Иисус сказал: — Я совершил лишь одно деяние — и вас всех оно изумляет.
 
«Я сделал одно дело в субботу, и вы до сих пор из-за этого никак в себя не придете,6 — ответил им Иисус. —

Подумайте: Моисей установил для вас обрезание (хотя на самом деле этот обычай — от предков), так вы совершаете обрезание и по субботам.
 
Моисей наказал вам совершать обрезание7 (это идет, впрочем, не от Моисея даже, а от патриархов), и вы, не задумываясь, совершаете его даже в субботу.

Но если в субботу совершают обрезание, чтобы не нарушить Закон Моисея, почему вы обозлились на Меня из-за того, что Я всего человека исцелил в субботу?
 
Почему же вам можно, во исполнение Закона Моисеева, в субботу обрезать ребенка, имея дело лишь с одной частью тела, а на Меня вы негодуете за исцеление всего человека в этот день?

Не судите лишь по букве, но судите судом справедливым.
 
Перестаньте судить о вещах поверхностно, судите, наконец, судом праведным!»

Некоторые жители Иерусалима говорили: — Не тот ли это человек, которого хотят убить?
 
Иные из жителей Иерусалима, услышав такое, стали спрашивать: «Не Тот ли это, Кого хотят убить?

Смотрите! Он открыто проповедует и никто ему не возражает. Может быть, власти признали его Помазанником?
 
Смотрите, впрочем: вот Он открыто проповедует, и Ему не запрещают! Неужели власти решили, что Он и вправду Мессия?

Но мы знаем, откуда он. А когда придет Помазанник, откуда Он, знать не будет никто.
 
Но мы ведь знаем, откуда пришел Он. Когда же придет Мессия, никто не будет знать, откуда Он».

Иисус, проповедуя в Храме, в ответ на это воскликнул: — Меня вы знаете и, откуда Я, тоже знаете. А я пришел не Сам по себе, но послал меня Истинный, Кого вы не знаете.
 
Тогда Иисус, всё еще остававшийся в Храме, где учил Он, воскликнул: «Так вы знаете Меня и знаете, откуда Я?! Но Я не Сам по Себе пришел; есть Тот, Кто послал Меня, и это — истинный8 Бог. Но вы не знаете Его,

Его знаю Я, ибо Я — от Него, и послал Меня Он.
 
а Я знаю, потому что Я — от Него, это Он послал Меня».

Тут они хотели Его схватить, но никто не прикоснулся к Нему, ибо Его час ещё не пришел.
 
Иные из толпы хотели схватить Его, но ни один человек не осмелился поднять на Него руку, потому что не пришел еще час Его.

Многие из толпы в Него поверили. Они говорили: — Разве Помазанник, когда придет, больше сотворит знаков, чем Он?
 
А многие и поверили в Него. Такие говорили: «Неужели Мессия, приди Он теперь, большие бы совершил знамения,9 чем те, что сотворил Этот Человек? »

Фарисеи, услышав, что говорят о Нём в народе, вместе с первосвященниками послали стражников схватить Его.
 
Толки народа о Нем дошли до фарисеев, и они вместе с первосвященниками10 велели храмовой страже схватить Его.

Тогда Иисус сказал: — Ещё недолго пробуду Я с вами и уйду к Пославшему Меня.
 
Тогда сказал Иисус: «Недолго уже с вами Мне быть, уйду Я скоро к Тому, Кто послал Меня.

Вы будете Меня искать, но не найдете, ибо где буду Я, вам туда не дойти.
 
Будете искать Меня, но не найдете [Меня]; и не сможете прийти туда, где буду Я».

Евреи стали между собой обсуждать: — Куда Он хочет уйти, так что мы его не найдем? Не собирается ли Он в диаспору среди греков, чтобы проповедовать иноверцам?
 
Стали рассуждать тогда иудеи: «Куда собирается уйти Он, чтобы не нашли мы Его? Не к тем ли из наших, что среди греков живут в рассеянии? Или греков задумал учить?

Как это понимать: «Вы будете Меня искать, но не найдете» и «где буду Я, вам туда не дойти»?
 
Что Он имел в виду, когда говорил: „Искать Меня будете, но не найдете [Меня], туда, где буду Я, не сможете прийти“?»

В последний, самый торжественный, день праздника Иисус встал перед толпой и воскликнул:
 
В последний, самый великий день праздника Иисус стал среди Его окружавшей толпы и провозгласил: «Кто жаждет, ко Мне пусть придет и пьет!

— Кто жаждет, пусть приходит ко Мне, и пусть пьет, кто верит в Меня. Как в Писании сказано, у него из сердца потекут реки живой воды.
 
У верующего в Меня, сказано в Писании, реки живой воды потекут из сердца».11

Он сказал это о Духе, который предстояло получить верующим в Него: Духа в то время не было, ибо Иисус ещё не был прославлен.
 
Он говорил о Духе Святом, Которого получат поверившие в Него. Но Дух еще не был дан, потому что слава Иисуса не была еще явлена миру.

Услышав это, люди в толпе стали говорить: — Он и в самом деле пророк.
 
Иные из толпы, услышав слова Его, сказали: «Воистину Он пророк».

Он — Помазанник. Другие им возражали: — Разве из Галилеи придет Помазанник?
 
Другие говорили даже: «Это Мессия». Некоторые, однако, возражали: «Разве может Мессия прийти из Галилеи?

Не говорит ли Писание, что Помазанник произойдет из потомства Давидова, из Бет-Лехема, откуда был родом Давид?
 
Не говорится ли в Писании, что потомком Давида12 будет Мессия, что из Вифлеема придет Он, из селения, где жил Давид?»

Таким образом, мнения о Нём разделились.
 
И раскололась толпа из-за противоречивых мнений о Нем.

Некоторые из толпы хотели Его схватить, но никто к Нему не прикоснулся.
 
Некоторые вознамерились было схватить Его, но никто всё же не поднял руку на Него.

Посланные за Ним стражники вернулись к первосвященникам и фарисеям, а те их спросили: — Почему вы не привели его?
 
Когда вернулись стражники к первосвященникам и фарисеям, те спросили их: «Что же не привели вы Его?»

Стражники ответили: — Никогда ещё человек так не говорил.
 
« Никто еще и никогда не говорил так, как Этот Человек», — отвечали те.

На это фарисеи сказали: — Не попались ли и вы на обман?
 
«Неужели, — оборвали их фарисеи, — и вы дали обмануть себя?

Разве кто-нибудь из властей или фарисеев поверил в него?
 
Поверил ли в Него хоть один из старейшин13 или фарисеев?

А этот народ, несведущий в Законе, проклят.
 
А что до черни,14 ничего не понимающей в Законе, — проклята она».

Один из них, Никодим, приходивший раньше к Иисусу, сказал:
 
Тут подал голос некто Никодим, один из тех фарисеев, что прежде15 приходил к Иисусу:

— Разве наш Закон судит человека, не выслушав его сначала и не расследовав его деяний?
 
«Разрешает ли Закон наш осуждать человека, не выслушав сначала его и не разобравшись в том, что он сделал?»

Они в ответ ему сказали: — Может быть, и ты галилеянин? Обратись к Писаниям — и сам убедишься, что из Галилеи не приходят пророки.[[
 
«Ты что, тоже из Галилеи? — сказали ему в ответ. — Исследуй Писание и увидишь, что Пророк не придет из Галилеи». [[

Все разошлись по домам,
 
И разошлись все по домам.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: свидетельствую о нем.
8  [2] — В некот. рукописях: еще не иду.
10  [3] — Букв.: пошел не открыто, а [как бы] тайно.
15  [4] — Или: откуда у Него все эти знания?
18  [5] — Букв.: тот истинен/правдив и нет в нем неправды/неправедности.
21  [6] — Букв.: все удивляетесь. Имеется в виду совершенное в субботу исцеление параличного. См. Ин 5:5−9.
22  [7] — См. в Словаре Обрезание.
28  [8] — Или: и Он верен; или: и на Него можно положиться.
31  [9] — Или: больше знамений.
32  [10] — См. в Словаре Первосвященник.
38  [11] — Букв.: из чрева. Неясно, какое место Писания имеется в виду, ср. Притч 18:4; Ис 12:3; Ис 58:11; Иез 47:1; Зах 14:8.
42  [12] — См. в Словаре Давид.
48  [13] — Или: из начальников.
49  [14] — Букв.: но толпа эта.
50  [15] — В некот. рукописях: ночью.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.