Римлянам 3 глава

Письмо Римлянам
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

В чём же превосходство еврея, или какая польза обрезания?
 
Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?

Значительное, во всех отношениях, прежде всего — им доверены слова Божьи.
 
Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.

Что же, если некоторые предали? Их предательство уничтожит Божью веру?
 
И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?

Никоим образом! Пусть же Бог будет истинен, а всякий человек — лжец, как написано: «да будешь Ты прав в словах Своих и победишь, когда будут судить Тебя».
 
Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано: «Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2

Если же наша нечестность выявляет справедливость Божью, что скажем? Неужели Бог несправедлив, проявляя гнев? Говорю по-человечески.
 
Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?

Никоим образом! Ибо как Богу судить мир?
 
Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?

Если же моей ложью Божья истина приумножается, к славе Божьей, за что же я ещё судим, как грешник?
 
Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?

И как на нас клевещут и как некоторые утверждают, что мы говорим: будем делать зло, чтобы вышло добро? Такие заслужили приговор.
 
Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.

Итак, что же? Есть у нас превосходство? Нисколько, ведь мы обвинили прежде евреев и греков, — все под грехом,
 
Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.

как написано: «нет праведного ни одного,
 
В Писании так и сказано: «Нет праведного, нет ни одного;

нет понимающего, нет никого, кто ищет Бога.
 
нет разумеющих, никто Бога не ищет.

Все отступили, все стали непригодны, нет делающего добро, нет ни одного.
 
Все сбились с пути и разом стали негодны; нет творящего доброе, ни одного [нет].5

Их глотка — открытая могила, на языках их коварство, змеиный яд на их губах,
 
Их гортаньзияющая могила; языком своим обманывают люди.6 Во рту у них яд змеиный7

рот их полон проклятия и горечи;
 
и на устах одни проклятия и горечь.8

быстры их ноги на пролитие крови,
 
Скоры они9 на пролитие крови.10

разрушение и бедствие на их путях,
 
Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

и путь мира они не познали.
 
Не знают люди пути к миру,11

Нет страха Божьего перед глазами их».
 
страха Божия лишились они».12

Мы знаем, — всё, что говорит Закон, он говорит к тем, кто под Законом, чтобы был загражден всякий рот, и весь мир сделался подсудимым Богу,
 
Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!

потому что от дела Закона не будет оправдана перед Ним никакая плоть; ведь познание греха — через Закон.
 
Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.

Теперь же, помимо Закона, явилось правосудие Божье, засвидетельствованное от Закона и Пророков,
 
Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;

праведность Божья через веру в Иисуса Помазанника для всех верующих, ведь нет различия,
 
и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.

потому что все согрешили и нуждаются в славе Божьей,
 
Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,

оправдываемые даром, Его благодатью, искуплением в Помазаннике Иисусе,
 
а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.

которого Бог предопределил стать местом умилостивления через веру в Его кровь, в доказательство праведности Его через прощение прегрешений, случившихся прежде,
 
[25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;

в снисходительности Божьей, к доказательству праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
 
так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.

Итак, где гордость? Она изгнана. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры.
 
Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.

Ведь мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона.
 
Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23

Неужели Бог, — только евреев? И не иноверцев? Да, и иноверцев,
 
Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.

если только Бог один, Который оправдает обрезанных — по вере, и необрезанных — чрез веру.
 
Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.

Итак, уничтожаем Закон верой? Никоим образом; но Закон подтверждаем.
 
Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.