1е Коринфянам 15 глава

1е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Братья, напомню вам Весть, которую я вам передал. Вы приняли ее и пребываете в ней —
 
Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1

она вас и спасёт. Напомню и слова, какими я передал вам Весть, если вы держитесь её, если вы не бездумно поверили.
 
Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.

Прежде всего я вам передал, как и принял , что Христос умер за наши грехи, по Писанию,
 
Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер

и был погребен, и на третий день воскрес, по Писанию,
 
и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,

и явился Кефе, потом Двенадцати;
 
и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,

а затем явился сразу более чем пятистам братьям, лишь немногие из которых умерли, а большинство живы до сих пор.
 
а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2

Потом он явился Иакову, потом всем апостолам,
 
После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,

а последнему из всех, словно до срока рожденному , — мне.
 
и уже после всех явился и мне, недостойному.3

Я — малейший из апостолов и даже недостоин называться апостолом, так как преследовал Божью общину.
 
Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.

Но по милости Бога я стал тем, чем стал. Его милость ко мне не осталась бес-плодной: я потрудился больше всех — не сам я, но Божья милость, которая со мной.
 
Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.

И я, и они — все мы возвещали вам именно так — в эту Весть вы и поверили,
 
Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.

А если возвещено вам, что Христос воскрес из мертвых, почему некоторые у вас говорят, будто мертвые не воскреснут?
 
Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!

Если нет воскресения мертвых, то не воскрес и Христос.
 
Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,

А если он не воскрес, то наша Весть пуста и ваша вера пуста.
 
а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.

Мы тогда — лжесвидетели, ибо утверждаем, что Бог воскресил Христа, а на самом деле Он его не воскрешал, поскольку мертвые не воскресают.
 
Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.

Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
 
Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то ваша вера напрасна: вы все остаетесь в грехах,
 
Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.

а усопшие во Христе погибли.
 
Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.

Если мы надеемся на Христа только в этой жизни, мы — самые жалкие люди.
 
Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.

Но Христос воскрес из мертвых, он—первый плод от усопших.
 
Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5

Через человека — смерть, через человека — и воскресение мертвых.
 
Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.

Ибо как все умерли в Адаме, так всем дана будет жизнь во Христе,
 
И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.

каждому в свой черед: первый плод — сам Помазанник, а затем, когда Он придет, — те, кого Он избрал.
 
Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.

А потом — конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, и упразднит всякое Владычество, всякую Власть и Силу.
 
И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.

Ибо Он должен царствовать, пока не повергнет всех врагов Себе под ноги.
 
Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;

Будет повержен и последний враг — смерть,
 
последний же враг истребится — смерть.

ибо сказано: ему подчинено всё. «Всё» — конечно же, кроме Того, кто всё ему подчинил.
 
Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.

А когда всё ему подчинится, то Сын и сам подчинится подчинившему ему всё — и Бог будет всё и во всём.
 
Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9

А что же те, которые принимают крещение от имени умерших? Если мертвые никогда не воскреснут, зачем от их имени креститься?
 
Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?

Ради чего мы каждый час встречаем опасность?
 
Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?

Я умираю каждый день—клянусь в том своей гордостью о вас, братья, в Иисусе Христе, Господине нашем.
 
Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.

Я боролся со зверями в Эфесе — рассуждая по-человечески, какой в этом смысл? Если мертвые не воскреснут, давайте есть и пить, ибо завтра умрем!
 
Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11

Не обманывайте себя: дурное сообщество растлевает добрые нравы.
 
Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.

Опомнитесь и не грешите! Постыдно, что не все у вас знают Бога.
 
Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.

Но ты спросишь: «Как воскреснут мертвые? В каком теле они придут?»
 
Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»

Неразумный! То, что сеешь, не оживет, если не умрет.
 
Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.

Ведь ты сеешь не будущее тело растения, а простое зерно — зерно пшеницы или любое другое.
 
И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.

Бог дает ему тело, какое захочет, каждому семени — особое тело.
 
Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.

У разных существ и плоть не одна и та же: у людей одна, у скота другая, у птиц своя и у рыб своя.
 
У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.

Есть небесные тела, есть земные; сияние небесных — одно, величие земных — другое.
 
Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.

Свое сияние у солнца, свое у луны и свое у звезд; и звезды сияют по-разному.
 
В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13

Так и при воскресении мертвых. Сеется истлевающее, воскресает нетленное,
 
Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;

сеется в бесчестии, воскресает в славе, сеется в слабости, воскресает в силе,
 
предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.

сеется природное тело, воскресает — духовное. Если есть природное тело, будет и духовное.
 
Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.

В Писании сказано: «первый человек, Адам, стал живою душой». А последний Адам есть животворный дух.
 
По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.

Но не духовное предшествует природному, а природное духовному.
 
И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.

Первый человек был из пыли земной, второй человек — с неба.
 
Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18

Каков первый земной человек, таковы и все земные, каков небесный, таковы и все небесные.
 
Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.

И как имели мы образ земного, так обретем и образ небесного.
 
И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.

Говорю вам, братья: плоть и кровь не унаследует Божьего Царства, и истлевающее не унаследует нетления.
 
Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.

Открою вам тайну: не все мы умрем, но изменимся все,
 
И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.

быстро, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Когда она протрубит, мертвые встанут неистлевшими, а мы изменимся,
 
Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,

ибо это тленное тело должно одеться в нетление, это смертное — в бессмертие.
 
ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.

А когда это тленное оденется в нетление и это смертное оденется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания: Побеждена, погублена смерть!
 
Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21

О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?
 
«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22

Жало смерти — грех, а сила греха — в Законе.
 
Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23

Благодарение Богу, даровавшему нам победу через Господина нашего, Иисуса Христа!
 
Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.

Итак, любимые мои братья, будьте тверды, неколебимы, всегда неутомимо трудитесь ради Господа и знайте, что ваш труд не останется у Господа тщетным.
 
Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.