Евреям 7 глава

Письмо Евреям
Открытый перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Мелхиседек же тот — царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после победы над царями, и благословивший его,
 
Этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретил и благословил Авраама, возвращавшегося после разгрома царей.

которому Авраам отдал десятую часть всего, что у него было. Само его имя «Мелхиседек» означает «царь праведности» и «царь Салима», то есть «царь мира и покоя».
 
Ему отделил Авраам десятую часть от всего1 добытого в сражении. Имя «Мелхиседек» означает прежде всего «царь праведности», но он также царь Салима,2 что значит «царь мира».

Неизвестно ни об отце его, ни о матери, ни о рождении, ни о смерти — подобно Сыну Божьему он навеки остается священником.
 
Об отце и матери его ничего неизвестно: ничего мы не знаем ни о его родословии, ни о начале дней, ни о конце жизни, но, подобно3 Сыну Божьему, он остается священником на все времена.

Смотрите, как велик этот человек, которому даже патриарх Авраам отдал десятую долю всего лучшего, что только было в добыче его.
 
Видите, сколь велик был тот, кому патриарх Авраам дал десятину из добытого им.

Ведь по заповеди закона сыновья Левия, будучи священниками, имеют право требовать десятую долю с народа, то есть, с братьев своих, таких же детей Авраама.
 
Так и потомки Левия, вступающие в священство, вправе получать по Закону4 десятину от народа, братьев своих, которые, как и они сами, происходят от Авраама.

Этот же — хотя не из рода Левия, однако взял десятую долю трофеев Авраамовых и его, уже имеющего обещание от Бога, благословил!
 
Мелхиседек, правда, происхождением своим с левитами не связан, но всё равно принял десятину и благословил Авраама, имевшего обещания от Бога.

А совершенно бесспорно, что благословляет всегда тот, кто стоит выше благословляемого.
 
Совершенно неоспоримо, что меньший всегда благословляется большим.

В обычном случае десятую долю получают люди смертные, но тут ее получил некто, о ком Писание свидетельствует, что он живет.
 
И вот что еще важно: тут обычно десятины получают люди смертные, а в том случае получил ее тот, о конце жизни которого ничего не известно.5

Можно сказать, что через Авраама десятую часть доходов Мелхиседеку дал Левий, сам получающий десятины,
 
Можно сказать, что вместе с Авраамом десятину дал Мелхиседеку и сам Левий

ведь Мелхиседек встретил его, когда он ещё не родился и был в некотором смысле ещё внутри своего предка.
 
(ведь, происходящий от Авраама, он как бы присутствовал уже при встрече праотца своего с Мелхиседеком).

Если бы совершенство достигалось через священство левитов, а оно являло собой основу того закона, что был дан народу, то разве была бы нужда в ином священнике — по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?
 
А если бы только через левитское священство (при котором получил народ Закон) возможно было прийти к совершенству, то какая была бы нужда в появлении иного священника, по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?

Ведь перемена священства неизбежно ведет и к перемене Закона.
 
С переменой же священства возникает необходимость в изменении и закона,

Тот же, о ком ведем речь, из иного рода, где никто никогда не служил у жертвенника.
 
ведь Тот, о Ком у нас речь, принадлежал к другому колену,6 в котором никто и никогда не служил у жертвенника.

Ведь известно, что Господь наш произошел из рода Иуды, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
 
Все мы знаем, что Господь наш из Иудина колена произошел, а о священстве этого колена Моисей ничего не говорил.

И это ещё яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
 
Это становится совершенно ясным, поскольку Он и появляется как другой священник, Священник, подобный Мелхиседеку.

Который таков не по закону заповеди человеческой, но по силе жизни нерушимой.
 
Он стал таковым не по заповеди о родовом7 происхождении священства, но силою жизни вечной.

О Нём сказано:«Ты Священник навеки по чину Мелхиседека».
 
В Писании такое и дано о Нем свидетельство: «Ты священник навеки по чину Мелхиседека».8

Вот прежняя заповедь отвергнута как слабая и бесполезная, —
 
[18-19] За отменой прежде действовавшего, но утратившего силу9 и ставшего бесполезным установления (ведь Закон не мог привести к совершенству) последовало провозглашение лучшей надежды, благодаря которой мы на самом деле можем приблизиться к Богу.

ведь закон ничего не приводит к совершенству, — а вместо нее есть лучшая надежда, которая приближает нас к Богу.
 

И это скреплено клятвой! Другие священники получали свое священство без всякой клятвы,
 
Совершено это было не без клятвы Божией (другие-то до Него становились священниками и без всякой клятвы.

а Он с клятвой, данной Тем, Кто говорит Ему:«Клялся Господь и не раскается: Ты Священник вовек», —
 
А Он — через клятву Того, Который Сам обратился к Нему и о Котором сказано: «Господь поклялся и решения Своего не изменит: „Ты — Священник навеки“»).10

и потому Иисус стал поручителем лучшего завета.
 
Потому и стал Иисус поручителем лучшего, чем прежний, завета.11

Тех священников было много, одни умирали, их сменяли другие,
 
Прежние священники, хоть и много их было, менялись, потому что смерть рано или поздно прекращала служение любого из них,

Иисус же жив вечно, и священство Его тоже непреходяще.
 
Христос же пребывает вечно, и священство Его непреходяще.12

Поэтому Он в силах полностью спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда заступается за них.
 
Потому и дано Ему окончательно и навеки спасать всех, кто приходит через Него к Богу: вечно жив Он, чтобы ходатайствовать за них.

Ведь именно такой нам священник и нужен: святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и находящийся превыше небес,
 
Это тот именно Первосвященник, какого так недоставало нам: святой, злу не причастный, непорочный, от нас, грешных, удаленный и выше небес вознесенный.

Которому нет нужды изо дня в день, подобно тем священникам, приносить жертвы сперва за собственные грехи, а затем уже и за грехи народа, ибо Он совершил это раз и навсегда, принеся в жертву Себя Самого.
 
Ему не нужно приносить, как это было у прежних первосвященников, каждодневные жертвы ни за собственные Свои ( не существующие, мы знаем ) грехи, ни за грехи даже народа. Он сделал это однажды и навсегда, принеся Себя Самого в жертву.

По Закону священниками становятся несовершенные люди, а по клятве, данной Богом после Закона, — Божий Сын, навеки совершенный.
 
По Закону первосвященниками становились люди, хотя все они не без слабостей; обещанием же, которое с клятвой было дано уже после Закона, в Первосвященники поставлен Сын вовеки совершенный.13

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Быт 14:17−20.
2  [2] — Или: царь Шалом.
3  [3] — Букв.: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный.
5  [4] — См. в Словаре Закон.
8  [5] — Букв.: там же — имеющий свидетельство (о себе), что он жив.
13  [6] — См. в Словаре Колена Израиля.
16  [7] — Букв.: не по закону плотской заповеди.
17  [8] — Пс 110 (109):4; то же в ст. 21.
18  [9] — Букв.: (но) слабого.
21  [10] — Некот. рукописи добавляют: по чину Мелхиседека.
22  [11] — См. в Словаре Завет.
24  [12] — Или: не может быть передано другому.
28  [13] — Или: достигший совершенства; или: завершивший (дело спасения).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.