По Матфею 13 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Перевод Еп. Кассиана

 
 

В тот же день Иисус вышел к морю и сел у берега.
 
В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря.

Вокруг него собралась большая толпа, и тогда Он перешёл в лодку. Народ стоял на берегу,
 
И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу,

а Он говорил им о многом, рассказывая притчи:«Вышел сеятель в поле,
 
И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять.

и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их.
 
И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их.

Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким.
 
Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока.

Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли.
 
Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли.

Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги.
 
Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их.

А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать.
 
Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать.

Пусть имеющий уши услышит!»
 
Имеющий уши да слышит.

Ученики подошли к Нему и спросили: «Почему Ты учишь их притчами?»
 
И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами?

Он ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано.
 
И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано;

Кто имеет, тому будет дано, чтобы он имел в избытке. Кто не имеет, у того будет отнято и то, что у него есть.
 
ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет.

Потому Я и учу их притчами, что смотрят они, но не видят, слушают, но не слышат и не могут понять.
 
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

Так исполняется пророчество Исайи: Будете слушать, но не поймёте, будете смотреть, но не увидите.
 
и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;

Очерствело сердце этого народа, они еле слышат и закрыли глаза. Не хотят они видеть и слышать, не хотят ничего понимать, а не то вернулись бы ко Мне и Я бы их исцелил42.
 
ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их».

Счастливы ваши глаза, ибо они видят, и ваши уши, ибо они слышат.
 
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;

Говорю вам истину: многие пророки и праведники хотели увидеть то, что вы видите, и услышать то, что вы слышите, но им не довелось.
 
ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.

Вот вы и послушайте, что означает притча о сеятеле.
 
Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле.

Если кто слышит слово о Царстве и не понимает, то приходит Враг и выдёргивает всё, что посеяно в его сердце. Это и есть посеянное у дороги.
 
Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге.

Посеянное на каменистой почве — это тот, кто слышит слово и тут же с радостью его принимает,
 
А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его;

но лишён корня и постоянства, так что во время притеснений и гонений за слово он сразу же отступается.
 
но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется.

Посеянное в колючих кустах — это тот, кто слышит слово, но мирские заботы и страсть к богатству заглушают это слово, и оно остаётся бесплодным.
 
А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным.

А посеянное в хорошую землю — это тот, кто слышит слово и понимает его. Вот он и приносит урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать».
 
А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит : кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.

Он поведал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — это как если бы человек посеял на своём поле пшеницу,
 
Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем;

а когда все спали, пришёл его недруг, посеял поверх пшеницы сорную траву и ушёл.
 
когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

Пшеница взошла и заколосилась, но проросли и сорняки.
 
а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы.

Работники пошли и сказали хозяину: “Господин наш, разве не пшеницу ты посеял на поле? Откуда же там сорняки?”
 
И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?»

Хозяин ответил: “Это сделал мой недруг”. Работники предложили: “Хочешь, мы пойдём и прополем пшеницу?”
 
Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?»

Но хозяин сказал: “Не надо. Как бы заодно с сорняками вы не выдернули и пшеницу!
 
Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу.

Пусть и то и другое растёт до жатвы. А когда придёт время жатвы, я велю жнецам, чтобы они сперва вырвали сорную траву, связали её в снопы и сожгли, а пшеницу собрали в закрома”».
 
Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».

Он поведал им и другую притчу: «Царство Небесное — как горчичное семечко, которое человек посадил на своём поле.
 
Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем.

Это самое маленькое из зёрен, но оно вырастает выше всех огородных кустов и становится деревом, в ветвях которого птицы вьют гнёзда43».
 
Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.

Он рассказал им ещё одну притчу: «Царство Небесное — как дрожжи. Женщина взяла горстку дрожжей на целых три меры муки — и получилось тесто».
 
Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Всему этому Иисус учил людей в притчах, а без притчи не говорил ничего,
 
Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего,

чтобы исполнилось сказанное через пророка: Буду говорить притчами, поведаю то, что скрыто от сотворения мира44.
 
дабы исполнилось сказанное чрез пророка: Открою в притчах уста Мои; провозглашу сокровенное от основания мира.

Отпустив народ, Он вошёл в дом. Тогда ученики попросили Его: «Растолкуй нам притчу о сорняках на поле».
 
Тогда, оставив народ. Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле.

Он сказал: «Сеющий пшеницу — это Сын Человеческий,
 
И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий ;

поле — это мир, а пшеница — наследники Царства. Сорняки — это наследники Врага,
 
поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого.

тот, кто их посеял, — это Дьявол, жатва — окончание Века, а жнецы — ангелы.
 
Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века: жнецы — ангелы.

И как собирают сорную траву и сжигают в огне, так будет и при окончании Века:
 
Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века:

Сын Человеческий пошлёт своих ангелов и они заберут из его Царства всё, на чём спотыкаются люди, и всех, кто нарушает Закон,
 
пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

и бросят в печь, в огонь45. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.

А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца своего. Пусть имеющий уши услышит!
 
Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.

Царство Небесное — как закопанный на поле клад. Один человек нашёл его, снова закопал и на радостях пошёл, продал всё, что имел, и купил то поле.
 
Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

И ещё, Царство Небесное — это как если бы купец, что скупает хороший жемчуг,
 
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин.

вдруг встретил одну бесценную жемчужину. Тогда он всё распродаст и купит её.
 
Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

И ещё, Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба.
 
Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода.

Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают вон.
 
Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон.

Так будет и при окончании Века: придут ангелы, заберут виновных прочь от правых,
 
Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных

и бросят в печь, в огонь. Там будут рыдать и скрежетать зубами.
 
и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Вы поняли всё это?» Ученики ответили: «Да».
 
Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да!

И Он сказал им: «Так вот, всякий книжник, что стал учеником Царства Небесного, похож на хозяина, который выносит из дому и новое и старое».
 
И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.

Рассказав эти притчи, Иисус отправился дальше.
 
И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда.

Придя в родной город, Он стал учить в синагоге, а люди поражались и спрашивали: «Откуда у Него эта мудрость и сила?
 
И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы?

Разве Он не плотников сын? Его мать зовут Мариам, а Его братья — Иаков, Иосиф, Шимон и Иуда?
 
Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда?

И разве не здесь, не у нас, все Его сёстры? Так откуда же у Него всё это?»
 
И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это?

И Он стал для них камнем преткновения. А Иисус сказал: «Пророка чтят повсюду, но не в его городе и не в его доме».
 
И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем.

Там Он сотворил мало чудес из-за их неверия.
 
И не сотворил там многих чудес по неверию их.

Примечания:

 
Открытый перевод
[42] Ис 6:9сл греч.
[43] Пс 103:12 греч.
[44] Пс 77:2.
[45] Дан 3:6.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.