По Матфею 7 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 Не судите — и не будете судимы:
2 каким судом судите, таким будете судимы вы, и какой мерой мерите, такой будет отмерено вам.
3 Почему щепку в глазу брата ты видишь, а бревна в своём глазу не замечаешь?
4 Что же ты говоришь брату: «Дай я выну у тебя из глаза щепку», — в твоём-то глазу бревно?!
5 Лицемер! Ты сперва вынь у себя из глаза бревно — и тогда ясно увидишь, как вынуть щепку из глаза у брата.
6 Не давайте святое собакам и не сыпьте свой жемчуг свиньям: они станут его топтать, а затем повернутся и растерзают вас.
7 Просите — и вам будет дано, ищите — и вы найдёте, стучите — и вам откроют.
8 Ибо всякий, кто просит, — получает, и кто ищет — находит, и тому, кто стучит в дверь, откроют.
9 Разве есть среди вас человек, который дал бы сыну камень, когда тот попросит хлеба,
10 или дал бы ему змею, когда тот попросит рыбы?
11 Если даже вы, будучи злыми, умеете давать хорошее своим детям, то тем более ваш Небесный Отец даст хорошее тем, кто просит у Него!
12 Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними во всём: это и есть Закон и Пророки.
13 Входите тесными воротами. Широки ворота и просторна дорога, что ведут к гибели, и многие ими проходят.
14 Как тесны ворота и узка дорога, что ведёт в жизнь, — лишь немногие её находят!
15 Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам под личиной овец, а на деле они — хищные волки!
16 Вы узнаете их по плодам. Разве собирают с терновника виноград или с чертополоха — инжир?
17 Хорошее дерево даёт хорошие плоды, а гнилое — плохие.
18 Хорошее дерево не приносит плохих плодов, а гнилое — хороших.
19 Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь.
20 Вот и их вы узнаете по плодам.
21 Не всякий, кто говорит Мне: «Господин, господин мой!» — войдёт в Небесное Царство, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.
22 Многие мне скажут в тот день: «Господин, господин наш! Разве не Твоим именем мы пророчествовали? Разве не Твоим именем мы изгоняли демонов? Не Твоим именем совершали многие деяния?»
23 Но Я скажу им прямо: «Я никогда не знал вас. Идите от Меня прочь — все, кто делает зло25
24 Всякий, кто слушает Мои слова и следует им, будет похож на того разумного человека, что построил себе дом на камне.
25 И хлынул дождь, и разлились реки, и дунули ветры, но и под этим натиском дом не рухнул, потому что стоял на камне.
26 А всякий, кто слушает Мои слова, но не следует им, будет похож на того глупца, что построил себе дом на песке.
27 И хлынул дождь, и разлились реки, и дунули ветры — и дом рухнул, и падение его было ужасным!»
28 Когда Иисус закончил Свою речь, народ был в изумлении от Его учения,
29 ибо Он учил их как имеющий власть, а не так, как их книжники.

Комментарии Давида Стерна

1 Не судите, чтобы не быть судимыми. 2 Потому что вы будете судимы так, как судите других — мера, которой вы меряете других, будет применена, чтобы измерить вас. 3 Почему, видя щепку в глазу у брата, ты не замечаешь бревно в своём глазу? 4 Как ты можешь сказать брату своему: 'Позволь, выну щепку из глаза твоего', если у самого бревно в глазу? 5 Лицемер! Сначала вынь бревно из собственного глаза; тогда ясно увидишь и сможешь вынуть щепку из глаза своего брата! 6 Не отдавайте святое собакам, и не бросайте свой жемчуг свиньям. Иначе они ногами затопчут его, а затем обернутся и нападут на вас. 7 Не прекращайте просить, и будет дано вам; не прекращайте искать, и найдёте; не переставайте стучать, и дверь откроется вам. 8 Потому что всякий, кто настойчиво просит получает; кто непрестанно ищет, находит; а тому, кто продолжает стучать, откроется дверь. 9 Есть ли здесь кто-нибудь, кто даст своему сыну камень, если тот попросит хлеба? 10 Или, если он просит рыбу, даст ему змею? 11 Итак, если даже не будучи добрыми, вы знаете, как давать добрые дары своим детям, насколько же более Отец ваш небесный не перестанет даровать доброе тем, кто непрестанно просит его! 12 Всегда обращайтесь с другими так, как бы вы хотели, чтобы они обращались с вами; в этом суть учения Торы и Пророков.

Стих 12. Золотое правило встречается в еврейских писаниях начиная с апокрифа Товит (третий век до н.э.): "Что ненавидишь, не делай никому" (Товит 4:15); подобные высказывания приписываются Сократу, Аристотелю и Конфуцию, а также Раби Гилелю, который жил за 20 лет до Йешуа.

Сравнивая Гилеля с его современником Шаммаем, Талмуд рассказывает такую историй:

'Язычник пришёл к Шаммаю и сказал ему: "Сделай меня прозелитом, но при условии, что ты научишь меня всей Торе за время, пока я стою на одной ноге!" Шаммай прогнал его измерительной тростью, которая была у него в руке. Когда он появился перед Гилелем, тот сказал ему: "Что ненавистно тебе, не делай своему ближнему. В этом вся Тора. Всё остальное — комментарий. Ступай и учись этому!"' (Шаббат 31а)

Золотое правило — это перефразировка Левита 19:18: "Люби ближнего твоего, как самого себя". Йешуа назвал это место второй по важности заповедью (Map. 12:28−31). Защитники иудаизма видят превосходство "отрицательно формы" Золотого правила Гилеля ("не делай другим...") над "положительной формой" Йешуа ("делай другим..."). Так, например, считает хорошо известный еврейский писатель Ахад Хаам (см. обсуждение и ссылки в книге "Аббы Гилеля Силвера, Where Judaism Differed (Чем отличается иудаизм), Нью-Йорк: The Macmillan Company (1956), издание 1972 года в мягкой обложке, стр. 125−126). Смысл, видимо, в том, что другие могут не поступать так, как ты, и тогда было бы нехорошо и, вероятно, несправедливо относиться к ним так, как ты относился бы к самому себе. Но можно повернуть и в другую сторону: надо относиться к другим так, как им того хотелось бы, и тогда это лучше выразить в форме положительного высказывания. Нет существенного логического различия в формах, и дух Золотого правила можно извлечь из обеих форм; равно как и угасить этот дух можно утомительными и тенденциозными спорами.

13 Входите в узкие ворота; так как ворота, ведущие к погибели, широки и просторна дорога, и многие идут ею; 14 к жизни же ведут узкие ворота и трудная дорога, и лишь немногие находят её. 15 Остерегайтесь ложных пророков! Они приходят к вам в одежде овец, но под нею прячутся голодные волки! 16 Вы узнаете их по плодам их. Разве можно собирать виноград с колючек или инжир с репейника? 17 Подобно этому, всякое здоровое дерево производит хороший плод, а плохое дерево производит плохой плод. 18 Здоровое дерево не может принести плохой плод, или плохое — хороший. 19 Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, вырубается и сжигается огнём! 20 Итак, вы узнаете их по плодам. 21 Не всякий, говорящий мне: 'Господь, Господь!' войдёт в Царство Небесное, а только делающие то, чего желает мой небесный Отец.

Стих 21. Господь, греческое кюриос, может иметь четыре значения (см. ком. 1:20). Похоже, что в настоящем стихе Йешуа говорит, что придёт такой день, когда люди обратятся к нему как к божественному Господу, который больше, чем человек, но необязательно Бог — ЙХВХ; тем не менее, см. Фил. 2:9−11. В Септуагинте "ЙХВХ' чаще всего переводится словом "кюриос". В посланиях Павла и в соборных посланиях "кюриос" иногда относится к Йешуа.

Только делающие то, чего желает мой небесный Отец, только те, кто повинуются Торе так, как я объяснил в этой проповеди, войдут в Царство Небес (см. 3:2).

22 В тот День многие скажут мне: 'Господь, Господь! Не пророчествовали ли мы в твоё имя? Не изгоняли ли мы бесов в твоё имя? Не совершали ли мы множество чудес в твоё имя?'

Стих 22. Тот День — это Судный День (ивр. Йом-гаДин); см. Отк. 20:11−15.

23 Тогда я скажу им прямо:"Я никогда не знал вас! Отойдите от меня, творящие беззаконие!" (Тегилим — Псалмы 6:9)

Стих 23. Беззаконие, греческое аномиа, "отсутствие закона, отсутствие Торы". Отсюда, творящие беззаконие — это "поступающие так, как будто нет Торы"; что подтверждает учение Йешуа о неизменности Торы (5:17−20). Греческое слово "аномиа" можно перевести словом "зло", но тогда будет проигнорирован еврейский контекст.

24 Итак, всякий, кто слышит эти мои слова и исполняет их, будет подобен разумному человеку, построившему дом свой на твёрдой скале. 25 Пошёл дождь, растеклись реки, подули ветры и налегли на тот дом, но он не разрушился, потому что был основан на камне. 26 Но всякий, кто слышит эти мои слова и не исполняет их, будет подобен глупцу, построившему дом свой на песке. 27 Пошёл дождь, разлились реки, подул ветер и устремился на тот дом, и он разрушился, и разрушение его было ужасающим!" 28 Когда Йешуа окончил говорить всё это, люди были потрясены тем, как он учил, 29 поскольку он наставлял их не как учителя Торы, но как человек, сам имевший власть.

Примечания:

 
Открытый перевод
[25] Пс 6:9.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.