По Иоанну 12 глава

Евангелие по Иоанну
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 И вот, за шесть дней до Пасхи Иисус пришел в Бет-Анийя, где жил Лазарь, которого Он пробудил от смерти.
2 Там для Него устроили ужин, и Марта прислуживала, а Лазарь был одним из сотрапезников.
3 Во время ужина Мариам, взяв фунт дорогого благовония из чистого нардового масла, умастила Иисусу ноги и вытерла их своими волосами, и дом наполнился ароматом.
4 А один из Его учеников, Иуда из Карийота, который собирался его выдать, спросил:
5 — Почему это благовоние не продали за триста денариев, чтобы раздать деньги бедным?
6 Он спросил это не потому, что заботился о бедных, но потому, что был вором и, распоряжаясь денежным ящиком, часто присваивал поступления.
7 Иисус ему ответил:
— Оставь её! Она сохранила это на день Моего погребения.
8 Бедные с вами всегда, а Я — не всегда!
9 Узнав, что Иисус находится в Бет-Анийя, туда приходили толпы евреев, — не только ради Иисуса, а чтобы увидеть и Лазаря, которого Он пробудил от смерти.
10 Тогда первосвященники решили убить и Лазаря,
11 потому что многие евреи из-за Лазаря начинали верить в Иисуса.
12 На следующий день огромные толпы пришедших на праздник людей услышали, что в Иерусалим идёт Иисус,
13 взяли пальмовые ветви и, выйдя Ему навстречу, кричали:
Осанна!
Благословен входящий во Имя Господне.
Благословен царь Израиля
14 А Иисус, найдя ослика, ехал на нём верхом, согласно сказанному в Писании:
15
Отныне не бойся, моя дочь, Сион!
Вот едет твой Царь,
верхом на осленке.
16 В тот миг ученики не сознавали этого, но когда Иисус был прославлен, они вспомнили эти слова и поняли, что с Ним произошло всё так, как сказано о Нём в Писании.
17 Люди, видевшие, как Иисус позвал из гробницы Лазаря и пробудил его от смерти, повсюду об этом рассказывали.
18 Народ и вышел Его встречать, так как был наслышан об этом знаке, который Он сотворил.
19 А фарисеи говорили друг другу: «Видите, мы ничего не добились. И вот, мир уже пошёл за Ним!»
20 Среди паломников, прибывших на праздник для поклонения, были и греки.
21 Они подошли к Филиппу, выходцу из галилейской Бет-Цаиды, и обратились к нему:
— Господин наш, мы хотим видеть Иисуса.
22 Филипп сказал об этом Андрею, и оба они пошли и сказали Иисусу.
23 Иисус ответил:
— Пришел час! Теперь Сын Человеческий будет прославлен!
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упавшее в землю, не умрет, то так и останется лишь одним зерном, а если умрет, принесет богатый урожай.
25 Кто любит жизнь, тот потеряет её, а кто ненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит её для вечной жизни.
26 Кто хочет Мне служить, пусть идёт за Мной, и где буду я, там будет и Мой слуга. Кто Мне служит, к тому будет благосклонен Отец.
27 Сейчас Моя душа содрогнулась. Так что же, сказать Мне: «Отец, избавь Меня от этого часа»? Но Я ведь для того и пришел, чтобы наступил этот час.
28 Отец! Прославь Свое имя!
Тогда с неба донесся Голос: «Я прославил Его и ещё больше прославлю».
29 Люди, стоявшие в толпе и слышавшие голос, решили: «Это — раскаты грома». Другие сказали:
— С Ним говорил ангел.
30 Иисус ответил:
— Не для Меня был голос, а для вас.
31 Вот уже суд идёт над этим миром и его Властелин сейчас будет изгнан,
32 а Я, когда вознесут Меня над землей, привлеку к Себе всех.
33 Этими словами Он сказал, какой смертью Он умрет.
34 Из толпы возразили:
— Мы знаем из Закона, что Помазанник, придя, останется навечно. Почему Ты говоришь, что Сын Человеческий будет вознесен? Кто этот Сын Человеческий?
35 Иисус сказал:
— Ещё недолго будет свет среди вас. Ходите, пока с вами свет, чтобы не настигла вас тьма, ибо ходящий во тьме не знает, куда идёт.
36 Пока свет с вами, верьте в свет — и будете сынами света.
Сказав это, Иисус ушел и скрылся от них.
37 Хотя Он сотворил перед ними такое множество знаков, они в Него не поверили,
38 чтобы исполнилось пророчество Исайи:
Господи, кто поверил услышанному от нас?
Кому открылась сила Господня?
39 Они потому не могли поверить, что Исайя в другом месте сказал:
40
Он ослепил их
и помутил у них разум,
так что они не видят
и ничего не понимают,
и не могут к Нему обратиться,
чтобы Я исцелил их.
41 Исайя так сказал, потому что видел Его славу, и он сказал это от лица Иисуса.
42 Все-таки многие представители власти поверили в Него, но боясь фарисеев, не объявляли это открыто, чтобы их не отлучили от синагоги:
43 людские похвалы оказались для них дороже Божественной славы.
44 Тогда Иисус воскликнул:
— Верующий в Меня не в Меня верит, а в Пославшего Меня,
45 и видящий Меня видит Пославшего Меня.
46 Я — Свет, пришедший в мир, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме.
47 Того, кто Мои слова слышит, но им не следует, буду судить не Я, ибо Я пришел не затем, чтобы мир судить, а затем, чтобы мир спасти.
48 Есть судья у отвергающего Меня и не принимающего Моих слов: в последний день его будет судить Мною сказанное слово.
49 Ибо Я говорил не от Себя, но Сам пославший Меня Отец дал Мне повеление, что и как говорить,
50 и Я знаю, что Его повеление есть вечная жизнь. Поэтому Я говорю только то, что поручил Мне Отец.

Комментарии Давида Стерна

1 За шесть дней до Песаха Йешуа пришёл в Бейт-Анью, где жил Эльазар, которого Йешуа воскресил из мёртвых. 2 И там в его честь был дан праздничный обед. Марта накрывала на стол, а Эльазар был среди участвовавших в трапезе. 3 Мирьям взяла полулитровый сосуд, наполненный чистым нардовым маслом, очень дорогим, и вылила его на ноги Йешуа и вытерла их своими волосами. И весь дом наполнился ароматом духов. 4 Но один из талмидим, Йегуда из Криота, замысливший предать его, сказал: 5 "Эти духи стоят годового заработка! Почему бы не продать их, а вырученные деньги не раздать нищим?" 6 Он говорил так не потому, что заботился о нищих, но потому что был вором — он распоряжался общей казной и часто крал из неё. 7 Йешуа сказал: "Оставь её! Она сберегла их ко дню моего погребения.

Она сберегла. Или: «Пусть она сбережёт». Но у неё уже ничего не осталось, она все уже вылила (Map. 14:6−8); более того, настоящее помазание тела Йешуа для погребения описано ниже (19:39−40). См. другие комментарии, например, в книге Эдвина Хоскинса «Четвертое Евангелие», с. 415−417.

8 Среди вас всегда есть нищие, но я не всегда буду с вами".

Среди вас всегда есть нищие, как об этом учит Книга Второзакония 15:11, но я не всегда буду с вами. Этим высказыванием Йешуа хочет обратить внимание своих талмидим на то, насколько важен тот короткий период, который ему осталось провести на земле. Тем не менее, некоторые комментаторы, отмечая то ударение, которое делает иудаизм на благотворительности, посчитали эту фразу проявлением бессердечия и эгоизма. Это не так по двум причинам;

1) своевременный добрый поступок Мирьям по отношению к Мессии высоко оценен Богом именно из-за его неэгоистичного характера,

2) средства, не доставшиеся нищим, весьма незначительны в сравнении с их нуждами и с возможностями, которыми обладают потенциальные благотворители.

9 Многие иудеяне узнали, что он находится там, и пришли не только из-за Йешуа, но также чтобы увидеть Эльазара, которого он воскресил. 10 Тогда руководящие коганим решили избавиться и от Эльазара,

Руководящие коганим были главной оппозицией Йешуа; они хотели не только убить его, но и уничтожить все свидетельства его деятельности.

11 потому что из-за него огромное количество иудеян оставляло своих руководителей и верило в Йешуа.

Из-за него, то есть из-за Эльазара, которого воскресил Йешуа, огромное количество иудеяи оставляло своих руководителей, прушим и руководящих коганим (11:47 и ком), и верило в Йешуа, который, демонстрируя власть и святость Бога, проявил себя как подлинный вождь иудеян в частности и евреев в целом.

12 На следующий день весь народ, пришедший на праздник, услышал, что Йешуа приближается к Йерушалаиму. 13 Они взяли пальмовые ветви и вышли ему навстречу, восклицая: "Освободи нас!" "Благословен приходящий во имя Адоная, Царь Израиля!". 14 Найдя ослёнка, Йешуа сел на него, как говорит Танах: 15 "Дочь Цийона, не бойся! Взгляни! Идёт Царь твой, сидя на ослёнке". 16 Вначале его талмидим не поняли происходящего; но после того, как Йешуа был прославлен, они вспомнили, что так говорил о нём Танах, и поняли, почему люди делали такое ради него.

Стихи 12−16. См. Мат. 21:1−11 и ком.

17 Люди, бывшие с ним, когда он велел Эльазару выйти из гробницы и воскресил его, рассказывали об этом. 18 Это также послужило причиной тому, что множество народа вышло ему навстречу — они услышали, что он совершил это чудо. 19 Прушим говорили между собой: "Смотрите, вы так ничего и не добились! Вот, уже весь мир пошёл за ним!" 20 Среди пришедших на поклонение в праздник были некоторые греко-говорящие евреи. 21 Они обратились с просьбой к Филиппу, который был из Бейт-Цайды в Галиле. "Господин, — сказали они, — мы бы хотели встретиться с Йешуа."

Стихи 20−21. Греко-говорящие евреи (см. ком. к 7:35) пришли в Йерушалаим, будучи послушными Торе (см. ком. к 5:1). Исходя из того, что текст говорит просто «греки», многие думают, что они были язычниками. Шауль часто употребляет слово «греки» для обозначения неевреев (Рим 1:16, 10:12; Гал 3:28; Кол. 3:11), но здесь и в 7:35 контекст подразумевает грекоязычных евреев; ср. Деят. 6:1 и ком., 9:29.

Они обратились с просьбой к Филиппу, у которого греческое имя и который, вероятно, сам был грекоязычным евреем.

Мы бы хотели встретиться с Йешуа. Из ответа Йешуа (ст. 23 и далее) можно сделать вывод, что они хотели предложить ему новые возможности для служения в тех местах, откуда они пришли. Йешуа говорит, что уже не время расширять свою деятельность в мире, но несмотря на это, его влияние на мир ещё более возрастёт.

22 Филипп передал их просьбу Андрею. Тогда Андрей и Филипп подошли и сказали об этом Йешуа. 23 Йешуа так ответил им: "Пришло время прославиться Сыну Человеческому. 24 Да, именно! Говорю вам, что если не умрёт пшеничное зерно, упавшее в землю, то останется лишь зерном. Но если оно умрёт, то принесёт богатый урожай.

Ср. отрывок Талмуда, процитированный в ком. к 1 Кор. 15:35−36.

25 Любящий свою жизнь теряет её, но ненавидящий свою жизнь в этом мире сбережёт её для жизни вечной!

Эти слова встречаются также в Мат. 16:25, Map. 8:35 и Лук. 9:23−24, где они относятся к другим людям; здесь Йешуа использует их по отношению к себе, так как именно он является зачинателем и свершителем нашей веры (Евр. 12:1).

26 Если кто-либо служит мне, пусть следует за мной: где я, там будет и слуга мой. Мой Отец почтит всякого, кто служит мне.

Ср. Мат. 20:28, Map. 10:45.

27 Сейчас я в смятении. Что мне сказать? 'Отец, спаси меня от наставшего часа?' Нет, ведь именно ради этого часа я и пришёл. Вот что я скажу:

Ср. молитву Йешуа в саду Гат-Шманим (Мат. 26:38−39, Map. 14:34−36, Лук. 22:41−43).

28 Отец, прославь своё имя!" В этот момент послышался бат-коль с небес: "Я прославлял его прежде и прославлю его вновь!"

Бат-коль (буквально «дочь голоса»). Голос с небес. Этот феномен хорошо известен в еврейской литературе, где термин используется для обозначения голоса или послания от Бога, как это видно в следующем отрывке из Тосефты (собрание раввинских материалов II-III вв., подобное Мишне):

'После смерти Аггея, Захарии и Малахии, последнего из пророков, Святой Дух отошёл от Израиля; тем не менее, люди получали послания от Бога посредством бат-коля.' (Тосефта, Сота 13:2)

Больше об этом см. в ком. к Деят. 9:4.

29 Народ, стоявший там и услышавший это, сказал, что это прогремел гром. Другие говорили: "Ангел говорил с ним". 30 Йешуа ответил: "Этот бат-коль прозвучал не ради меня, но ради вас. 31 Настало время суда над этим миром, и теперь правитель этого мира будет изгнан.

Правитель этого мира, Противник, Сатан. См. ком. к 8:44.

32 Я же, когда буду вознесён от земли, привлеку всех к себе".

Когда буду вознесён. См. 3:14 и ком., 8:28 и ком.

33 Сказал же он так, чтобы показать, какою смертью умрёт. 34 Народ ответил: "Мы знаем из Торы, что Мессия пребывает вечно. Почему же ты говоришь, что Сын Человеческий должен быть 'вознесён'? Кто этот 'Сын Человеческий'?" 35 Йешуа сказал им: "Свет пробудет с вами ещё совсем немного. Ходите, пока имеете свет, иначе тьма застигнет вас врасплох. Ходящий во тьме не знает, куда он идёт. 36 Пока у вас есть свет, поверьте в этот свет, чтобы стать людьми света". Йешуа сказал им это, затем ушёл и скрывался от них. 37 Даже несмотря на то, что он совершил так много чудес на виду у всех, они всё ещё не верили в него, 38 Чтобы исполнилось сказанное пророком Йешаягу: "Адонай, кто поверил сказанному нами? Кому открылась рука Адоная?"

Принимая во внимание традиционный способ цитирования начала отрывка для того, чтобы напомнить всё его содержание (Мат. 2:6 и ком.), следует сделать вывод, что Исайя 53:1−12 относится к Йешуа.

39 Причина же, по которой они не могли поверить, как говорит в другом месте Йешаягу: 40 "ослепили глаза свои и ожесточили сердца, так что не видят глазами, не понимают сердцами, и не отвернутся от своих грехов, дабы Я исцелил их".

Они не могли поверить. Бог предлагает каждому возможность «верить» и «доверять» Ему. Греч. пистис и др.-евр. эмуна можно перевести и тем, и другим словом (см. Деят. 3:16), или обоими сразу (Гал. 2:16 и ком.).

Если же человек отвергает Бога, то со временем Бог может сделать веру недоступной: Он ожесточает сердца (Рим. 9:18). В данном случае Бог ослепил их (ст. 40−41) точно так же, как Он ожесточил сердце фараона (Исход 9:12, 11:10) после того, как сам фараон ожесточил своё сердце (Исход 8:32), так что уже не мог более поверить Богу. Даже когда он попросил у Моисея благословения (Исход 12:32), это было мимолётным отклонением от ожесточённости, которую он сам избрал и которую утвердил Бог, Возможно, скорбь об утрате первородных сыновей Египта или опасение того, что Моисей может навлечь ещё более суровое наказание, наполнили его сердце печалью. Но эта печаль не походила на печаль от Бога, которая привела бы к покаянию (2 Кор. 7:10), поскольку в тот же день он отправил всю египетскую армию, что бы возвратить Моисея и народ.

Я остановился на этом потому что время от времени меня спрашивают: «Если Гитлер покаялся, лёжа на смертном одре, как ты думаешь, простил ли его Бог?» Иногда я отказываюсь отвечать по той причине, что это лукавый вопрос, рассчитанный на искушение Бога и предполагающий, что спрашивающий имеет право судить о том, справедлив Бог или нет. Если же я все-таки отвечаю, рассматривая природу Бога, то говорю «да», если покаяние было искренним (но я не в силах представить себе, что значит искренность покаяния в случае с Гитлером).

Между тем, я считаю, что этот вопрос лишён смысла. Я думаю, что Бог ожесточил сердце Гитлера задолго до его смерти, так как Гитлер сам ожесточил его и был не способен поверить (см. Рим. 9:17−21 и ком.). Как мы знаем, Бог хочет, чтобы каждый человек покаялся (Рим. 2:4, 2 Кеф. 3:9). Но мы также знаем, что в момент смерти Бог утверждает неверующего на том пути, который тот избрал при жизни (3:16−21, 5:21−30; Рим. 2:5−8; Отк. 20:13−15). Исходя из этого стиха и Книги Исход, мы должны сделать вывод, что иногда Бог, заранее знающий о том, что будет в конце, скрепляет печатью неверие человека, прежде чем тот умрёт.

41 (Йешаягу сказал так, потому что видел Шхину Йешуа и говорил о нём.)

Йешаягу... видел Шхину Йешуа. Греч. «его славу». О Шхине («проявлении славы») см. пункт (3) в Евр. 1:2−3 и ком.

Йоханан говорит о славе Йешуа, а не о славе Бога Отца. Тем не менее, ссылка делается на Книгу Исайи 6:1−3, где пророк повествует о том, что он видел Адоная, сидящего на престоле, высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Серафимы... восклицали друг другу: «Свят, свят, свят Адонай небесных воинств! Вся земля наполнена Его славой!»

Очевидно, Йоханан хочет сказать, что в этом небесном видении Йешаягу увидел будущую проявленную славу Йешуа; и так как Йешуа является частью концепции Адоная, то нет никакой причины априори полагать, что Исайя видел Бога Отца.

42 Тем не менее, многие из руководителей всё же поверили в него. Но не говорили об этом открыто из-за прушим, опасаясь, что их отлучат от синагоги, 43 потому что больше любили похвалу от людей, нежели похвалу от Бога.

Верующие в Йешуа не должны скрывать свою веру, а должны открыто её исповедовать. Есть «тайные верующие», которые признают в узком кругу друзей, что Йешуа — Мессия, но не желают, чтобы это получило огласку, или даже отрицают это. Всё, что они имеют, — это лишённое силы умственное согласие, которое не может их спасти (Яак. 2:14−26 и ком.). См. Рим. 10:8−10 и ком. Ср. Лук. 12:8−9 (Мат. 10:32−33), Map. 8:38, 2 Тим. 1:7−8.

44 Йешуа всенародно провозгласил: "Верящие в меня, не в меня только верят, но в Пославшего меня. 45 Также видящие меня, видят Пославшего меня. 46 Я пришёл в мир как свет, чтобы верящие в меня, не остались во тьме. 47 Если кто-то слышит то, что я говорю, но не исполняет того, я не буду судить его. Потому что я пришёл не судить мир, а спасти. 48 Отвергающие меня и не принимающие того, что говорю я, имеют себе судью — слово, сказанное мной, будет судить их в Последний День. 49 Потому что я говорю не от себя, но Отец, пославший меня, дал мне заповедь, а именно что говорить и как говорить. 50 А я знаю, что Его заповедь — это вечная жизнь. Итак, я говорю то, что повелел мне говорить Отец".

Стихи 44−50. Йешуа подытоживает свою проповедь и бросает вызов «тайным верующим», призывая их начать открыто свидетельствовать, смело провозглашать своими словами и жизнью, что они уповают на Бога и Его истину. Отвергать Йешуа — значит отвергать Бога. Произнесённые им слова будут судить всё человечество.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.