Деяния 1 глава

Деяния Апостолов
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 Первую книгу, Феофил, я составил обо всём, что с самого начала делал и чему учил Иисус,
2 до того дня, когда Он был вознесен, дав Святым Духом указания Посланникам, которых избрал,
3 которым и явил Себя, живого, после Своих страданий, со многими доказательствами, в течение сорока дней являясь им и говоря о Царстве Божьем.
4 И собрав их, Он повелел:
— Не покидайте Иерусалим, но ждите обещанное Отцом — о чём вы слышали от Меня,
5 потому что Иоанн омывал водой, а вы, спустя несколько дней, будете омыты в Святом Духе.
6 Поэтому, собравшись, они спрашивали Его:
— Господь, не в это ли время Ты возвратишь царскую власть Израилю?
7 Он же сказал им:
— Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью,
8 но вы получите силу сошедшего на вас Святого Духа, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до края земли.
9 Сказав это, Он был поднят у них на виду, и облако скрыло Его из глаз их.
10 И пока они всматривались в небо, во время Его восхождения, вдруг рядом с ними появилось двое мужчин в белой одежде,
11 которые сказали:
— Галилеяне! Зачем стоите, всматриваясь в небо? Этот Иисус, который был поднят от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они вернулись в Иерусалим с горы, называемой Масличная, что вблизи Иерусалима, на расстоянии субботнего пути.
13 И придя, поднялись в верхнюю комнату, где и оставались: Петр и Иоанн, и Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковлев.
14 Все они были единодушны в постоянной молитве, вместе с женщинами и Марией, матерью Иисуса, и братьями Его.
15 И в эти дни Петр, встав посреди братьев, сказал (а собравшихся было примерно сто двадцать):
16 — Мужи, братья, должно исполнится Писание, где Дух Святой устами Давида предсказал об Иуде, бывшем вожаке тех, кто схватил Иисуса,
17 потому что он был одним из нас и получил жребий этого служения.
18 На деньги, полученные им за совершённое им зло, он купил поле, но, упав вниз головой, разбился и внутренности его вывалились наружу.
19 И это стало известно всем жителям Иерусалима, и они прозвали то поле на своём наречии «Акелдамах», то есть «Поле Крови».
20 А в книге Псалмов написано:
«Да будет его двор пуст,
и да не будет живущих в нём»,
и
«Попечение его пусть возьмёт другой»
21 Итак, нужно, чтобы из людей, которые сопутствовали нам всё время, когда среди нас жил Господь Иисус,
22 начиная с омовения Иоанна до того дня, в который Он был вознесен от нас, — стал вместе с нами свидетелем Его воскресения.
23 И поставили двух: Иосифа, называемого Варсаввой, который был прозван Иустом, и Матфия.
24 И, помолившись, сказали:
— Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи, кого одного Ты выбрал из этих двух
25 принять место этого служения и посланничества, от которого отступил Иуда, чтобы отправиться в свое место.
26 И бросили о них жребий, и жребий пал на Матфия, и он был причислен к одиннадцати Посланникам.

Комментарии Давида Стерна

1 Дорогой Теофил, В первой книге я написал обо всём, что Йешуа делал и чему учил,

В первой книге, Евангелии Луки, автор также обращается к Теофилу (см. Лук. 1:1 и ком.). Эту «вторую книгу» можно назвать «Лука, Часть 2».

Обо всём, что Йешуа делал и чему учил, — содержание Евангелия Луки. Тема второй книги — деятельность первых верующих, в частности то, как им удалось привести язычников к мессианской вере без их обращения в иудаизм (чтобы вера в Йешуа не принадлежала только евреям). Сегодня мы пытаемся разрешить прямо противоположную проблему: культурные и религиозные рамки веры в Йешуа, еврейского Мессию, стали настолько «оязыченными», что большинство евреев не могут поверить, что Новый Завет принадлежит им в той же мере, что и язычникам; см. 11:18 и ком., 15:1 и ком.

Об имени «Йешуа» («Иисус») см. ком. к Мат. 1:1.

2 вплоть до дня, когда, дав наставления через Руах ГаКодеш своим избранным посланникам, он был взят на небеса.

См. Лук. 24:44−51. Посланникам. См. Мат. 10:2−4 и ком.

3 После своей смерти он являлся им и предоставил множество убедительных доказательств того, что он жив. В течение сорока дней они видели его, и он беседовал с ними о Божьем Царстве.

См. 1 Кор. 15:3−8 и ком.; также Матитьягу 28, Марк 16, Лука 24 и Йоханан 20−21.

Он беседовал с ними о Божьем Царстве. Это была основная тема учения Йешуа после его воскресения. См. ст. 6−7 и ком., а также ком. к Мат. 3:2 о «Царстве Небес».

4 Во время одного из таких собраний он дал им указания не покидать Йерушалаим, но ожидать, "что обещал Отец, о чём вы слышали от меня. 5 Ибо Йоханан погружал людей в воде; но через несколько дней вы будете погружены в Руах ГаКодеш"

Погружал, или «крестил». См. ком. к Мат. 3:1. Твила (погружение, крещение) Йоханана представляла собой ритуальное очищение тела для хозрим битшува («людей, отвернувшихся от греха и повернувшихся к Богу в покаянии»). Обещанное Мессией погружение в Святой Дух даст им силу от Бога для продолжения святой жизни и плодотворной проповеди Евангелия другим людям. Этот стих в сжатом виде передаёт содержание Лук. 3:16.

6 Собравшись вместе, они спросили его: "Господь, не в это ли время ты восстановишь самодержавие в Израиле?" 7 Он ответил: "Вам не нужно знать времена и сроки; Отец хранит это в Своей власти. 8 Но вы получите силу, когда на вас сойдёт Руах ГаКодеш; вы будете моими свидетелями как в Йерушалаиме, так и по всей Йегуде и Шомрону, и даже до края земли!"

Стихи 6−8. Самодержавие. Согласно «Греко-английскому словарю Нового Завета» Арндта и Гингриха, греческое тен базилеан здесь означает «царствование, царская власть, царское правление», но не «царство» в смысле территории, управляемой царем.

Господь, не в это ли время ты восстановишь самодержавие в Израиле? Ожидания практически всех евреев были связаны с тем, что Мессия придёт и освободит их от римского ига и станет царем еврейского народа, единого и независимого, как это было при царях Сауле, Давиде и Соломоне, затем вновь при Маккавеях (см. ком. к Йн. 10:22) и их потомках, Хасмонеях (164−63 гг. до н.э.). Это становится очевидным из Йн. 6:15, где «они уже собирались пойти и схватить [Йешуа] для того, чтобы сделать его царём», чтобы при помощи силы осуществить обещание Бога о Мессии, говорящее, что «владычество будет на его плечах» (Исайя 9:5−6(6−7), ком. к Лук. 1:79).

Никто не усвоил учение Йешуа о том, что в этот раз он пришёл не царствовать, но умереть «как искупление за многих» и воскреснуть из мёртвых на третий день (Map. 10:33−34, 45). Даже его талмидим недопонимали это и продолжали заблуждаться уже после того, как сбылись предсказанные события. В ст. 7−8 Йешуа восполняет недостаток в их знаниях, сосредоточивая их внимание не на своём повторном приходе, а на их поручении, и мы узнаем далее, что Кефа усвоил этот урок.

Тем не менее, стоит обратить внимание на другой аспект ответа Йешуа, знание которого весьма важно для христиан, а именно: Бог действительно восстановит в Израиле самодержавие. Существует древнее, широко распространенное пагубное христианское учение о том, что Церковь — это «Новый» или «Духовный» Израиль, заместивший евреев в качестве Божьего народа. Согласно этой точке зрения, известной как теология замещения, теология завета, теология Царства в наши дни, теология владычества, теология реконструкции (в Англии — реставрации). Божьи обетования Израилю были отменены, когда «эти евреи» отказались принять Иисуса (несмотря на то, что все первые верующие были евреями). Это ложное учение, ставящее под сомнение праведность Бога и предлагающее поверить, что Он уклоняется от исполнения Своих обещаний, стало оправданием для многих антисемитских преступлений Церкви. Оно также является причиной недовольства многих христиан, считающих, что происходящее в настоящее время возвращение евреев в Землю Израиля не имеет теологической или библейской основы.

На вопрос учеников о том, восстановит ли он теперь самодержавие в Израиле, Йешуа ответил: «Вам не нужно знать времена и сроки; Отец хранит это в Своей власти». Здесь мы видим обратное тому, что утверждает теология замещения, а именно: царство обязательно будет восстановлено в Израиле. «Сокрытое принадлежит Господу» (Второзаконие 29:28(29)).

Современная версия еретической теологии замещения представлена в книге Дэвида Хилтона «Восстановленный Рай» (Fort Worth, ТХ; Dominion Press, 1985). Книга популярного христианского автора Хола Линдси «Дорога к Холокосту» опровергает теологию реконструкции и раскрывает её антисемитскую суть (New York: Bantam Books. 1989). Авторы ещё одного опровержения — Г. Уэйн Хаус и Томас Айс, книга которых называется «Теология владычества: благословение или проклятие?» (Portland. Oregon: Multnomah Press, 1988).

Быть свидетелями Йешуа в слове и деле — значит передавать людям словесное содержание Евангелия и жить так, как угодно Богу, а не нам самим (Лук. 9:23−25 и ком.). В этом состоит главная задача Божьего народа, но её исполнения можно добиться лишь силой Руах ГаКодеш. Ср. с Великим поручением (Мат. 28:18−20, Map. 16:15−18. Лук. 24:47−49, Йн. 20:21−23).

Талмидим должны начать проповедовать там, где они находятся, в Йерушалаиме, сердце еврейского народа. Затем им следует продвигаться дальше по всей Йегуде (провинции Иудея) и Шомрону (Самарии, населенной людьми, которые были наполовину евреями; см. ком. к Йн. 4:9), и, наконец, дойти даже до края земли, то есть проповедовать языческим народам. Этот стих служит своего рода оглавлением Книге Деяний. Главы 1−6 говорят об исполнении этого поручения в Йерушалаиме, в 6:1 — 8:3 повествуется о том, как община Йерушалаима была вынуждена разойтись по окружающим городам и сёлам, а главы 8−9 включают в себя описания служения в Йегуде и Шомроне. Начиная с главы 10, мы знакомимся с постепенным распространением Евангелия среди язычников, сначала через Кефу, но особенно через Шауля. Книга повествует о многочисленных успехах и заканчивается проповедью Евангелия в самом сердце языческой цивилизации — в Риме.

Тело Мессии не воспринимало всерьёз предписание Йешуа проповедовать Евангелие прежде всего еврейскому народу; см. Рим. 1:16 и ком. В каком-то смысле Евангелие уже достигло края земли — Библия, по крайней мере, частично, переведена почти на 2000 языков. Но это не может служить оправданием тому, что Мессианская Община, в целом, не смогла донести Евангелие до еврейского народа. Вместо того, чтобы развивать ошибочные доктрины, оправдывающие подобное игнорирование заповеди (ком. к Йн. 14:6), или досадовать по поводу того, что евреи не принимают её свидетельства, Церковь должна быть проводником Божьей любви и истины и искать Божью мудрость в том, как подходить к вопросам, которые возникают у евреев о Йешуа, Новом Завете, христианстве и о религии в целом. Цель моих собственных книг, включая эту, заключается в том, чтобы сделать такие попытки более успешными.

9 После этих слов он был взят у них на глазах; и облако скрыло его от их взора. 10 Они внимательно смотрели в небеса ему вслед, как вдруг заметили двух мужчин в белом, стоявших рядом с ними. 11 Те сказали: "Галилеяне! Что вы стоите и глядите в небо? Этот Йешуа, который был взят от вас на небеса, вернётся точно так же, как вы видели его уходящим туда".

Стихи 9−11. Облако скрыло его. Йешуа вернётся точно так же, исполняя пророчество Книги Даниила 7:13 и предсказания самого Йешуа (Мат. 26:64; Map. 14:62; Лук. 21:27; Отк. 1:7, 13; 14:14). В Танахе облако часто является проявлением Божьей славы (например, облачный столп, Исход 13:21), Его Шхины («проявленного присутствия», ком. к Евр. 1:2−3).

Ответ двух мужчин в белом, очевидно, ангелов (см. ком. к 7:53 и к Евр. 13:2) подтверждает нашу надежду на то (Тим. 2:13), что Йешуа вернётся обратно, а также частично отвечает на вопрос учеников в ст. 6: Йешуа восстановит царское правление в Израиле и принесёт покой миру, когда вернётся точно так же, как вы видели его уходящим туда.

12 После этого они возвратились в Йерушалаим с Масличной горы, находившейся от него на расстоянии Шабатнего пути.

С Масличной горы... на расстоянии Шабатнего пути. Масличная гора находится к востоку от Старого города, который соответствует (приблизительно) древнему Йерушалаиму. Постановления раввинов о Шабате, имеющие определённые исключения, запрещают отдаляться от города, обнесённого стеной, более чем на 2000 локтей (900 метров). Согласно Лук. 24:50−51, Йешуа покинул своих талмидим и вознёсся на небо из Бейт-Аньи, находящейся на южном склоне горы. Оливковая роща в саду Гат-Шманим расположена на её западном склоне. В этой роще растут деревья, которые, вероятно, «видели» Йешуа. Еврейская традиция, основывающаяся на Книге Захарии 14:3, говорит, что Мессия появится на Масличной горе; ст. 9−12 связывают Первое пришествие Йешуа и его вознесение с его повторным явлением, которое произойдёт подобным же образом.

13 Придя в город, они поднялись в верхнюю комнату, в которой жили. Посланников звали Кефа, Яаков, Йоханан, Андрей, Филипп, Тома, Бар-Талмай, Матитьягу, Яаков Бен-Халфай, Шимон "Зелот" и Йегуда Бен-Яаков.

Комнату, в которой жили, возможно, та же самая комната, что и в Лук. 22:12, либо комната в другом доме города (2:2 ниже), либо комната для собраний в помещении, входящем в состав архитектурного ансамбля Храма (Лук. 24:53).

Традиционные русские имена перечисленных одиннадцати посланников таковы: Петр, Иаков, Иоанн, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зелот и Иуда, брат (или сын) Иакова.

14 Все они единодушно посвятили себя молитве вместе с некоторыми женщинами, среди которых была Мирьям (мать Йешуа), а также с его братьями.

Единодушно. Греческое омотумадон используется в Книге Деяний десять раз. Собрание верующих должно быть едино в сердцах и мыслях, чтобы его молитва имела силу. Это слово употреблено в Септуагинте в Книге Исход 19:8, где народ Израиля «отвечал единогласно [др,-евр. яхдав, греч. омотумадон]: "Все, что сказал Адонай, исполним"».

С женщинами. Иудаизм всегда уделял особое место женщинам; тем не менее, в синагоге мужчины и женщины по традиции разделены перегородкой или шторой (мхица; см. ком. к Еф. 2:14). Объясняется это тем, что такое разделение уменьшает отвлечённость, мотивированную половым влечением, которая мешает молиться. Но в наполненном силой молитвенном собрании подобные беспокойства исчезают в тот момент, когда все обращаются к Богу. Кроме того, эта группа была больше похожа на семью, чем на религиозное собрание. Тем не менее, не ясно, подразумевает ли словосочетание «с женщинами», что женщины и мужчины находились вместе.

Мирьям (мать Йешуа)... с его братьями. См. Мат. 1:16 — 2:11, Лук. 1:26 — 2:52, Йн. 2:4, 7:3−5 и примечания к этим местам. Члены семьи Йешуа, как бы они ни сомневались в нём раньше, теперь, после того, как он воскрес, поверили в то, что он Мессия.

15 В те дни, когда группа верующих насчитывала около ста двадцати человек, Кефа встал и обратился к своим товарищам: 16 "Братья, Руах ГаКодеш предсказывал через Давида о Йегуде, и эти слова Танаха должны были исполниться. Он вёл людей, арестовавших Йешуа — 17 он был одним из нас и участвовал в общем деле." 18 (На деньги, полученные им за своё грязное дело, Йегуда купил поле; и там он пал насмерть. Тело его вздулось и лопнуло, и все внутренности выпали из него.

Пал насмерть (или: «раздулся»). В Мат. 27:3−10 мы читаем, что коганим купили поле и стали использовать его как кладбище для иностранцев, отсюда и его название (ст. 19): а также, что Йегуда из Криота повесился. Такое несовпадение двух описаний можно объяснить следующим образом: коганим посчитали, что возвращенные Йегудой деньги всё же принадлежат ему, и потому купили поле от его имени. Греческое выражение, переведённое как «пал насмерть», буквально означает «распростёрся». Августин приводит два факта в соответствие, выдвинув предположение о том, что Йегуда повесился, а затем упал.

19 Это стало известным всем жителям Йерушалаима, и они назвали то поле "Хакал-Дама", что на их языке означает "Поле крови".)

Хакал-Дама — выражение на арамейском языке.

На их языке. Люди говорили на арамейском и др.-евр. языках. В Новом Завете содержатся слова из обоих языков.

Поле крови, купленное на кровавые деньги, либо поле, на котором Йегуда пролил собственную кровь, либо место, где похоронены иностранцы. Все три значения приемлемы.

20 Также, — сказал Кефа, — в книге Псалмов сказано: 'Да будет опустошено жилище его, и да не будет живущего в нём'; и 'Пусть другой возьмёт на себя руководство вместо него'.'' 21 Поэтому один из тех, кто постоянно находился среди нас всё время, когда Господь Йешуа ходил с нами, 22 с того момента, когда Йоханан стал проводить погружение, и до того дня, когда Йешуа был взят от нас, должен стать проповедником его воскресения вместе с нами". 23 Они выдвинули двоих — Йосефа Бар-Сабу, названного Иустом, и Матитьягу.

Йосефа Бар-Сабу, названного Иустом. Как у многих евреев в наши дни, у него было два имени — языческое (латинское), означавшее «праведный», и еврейское (арамейское), означавшее «сын старейшины»; оно также может быть переведено как «Бар-Шаба», «сын Шабата».

24 3атем они помолились: "Господь, Ты знаешь сердце каждого. Укажи нам, кого из этих двоих Ты избрал,

Господь. См. Мат. 1:20 и ком., 7:20 и ком.

25 чтобы принять служение и должность посланника от Йегуды, которые тот оставил, чтобы отправиться туда, где ему и следует быть". 26 Затем они бросили жребий, чтобы выбрать одного из них, и жребий выпал Матитьягу. Итак, он был причислен к одиннадцати посланникам.

Они бросили жребий. Это был допустимый способ выяснения Божьей воли. В Книге Притчей 16:33 говорится: «В полу бросается жребий, но всё решение его — от Господа». Это означает следующее: всё то, что приписывается случаю, судьбе, удаче или совпадению, определяется Богом. Как выразился Альберт Эйнштейн, возражая против использования теории вероятности в квантовой механике: «Бог не играет с вселенной в кости».

Именно этот второй Матитьягу (мы встречаем в Мат. 9:9) был причислен к одиннадцати посланникам, а не Шауль (Павел), как полагают некоторые христиане. Шауль действительно был посланником (см. первые строки в большинстве его писем), но не одним из двенадцати, так как он не отвечал перечисленным требованиям (ст. 21−22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.