2е Коринфянам 8 глава

2е письмо Коринфянам
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 Также, собратья, мы желаем известить вас о благодати Божьей, которая дана в церквах Македонии,
2 о том, что среди великого испытания скорбью изобилие их радости и их глубокая нищета обильно выразились в богатстве их щедрости.
3 И я свидетельствую, что по силам своим и сверх своих сил они давали добровольно,
4 умоляя нас с великой настойчивостью о позволении им участвовать в помощи святым;
5 и притом не так, как мы надеялись, но они сначала отдали самих себя Господу и нам по воле Божьей.
6 Поэтому мы попросили Тита, чтобы он, как уже ранее начал, так и довел до конца у вас и это дело милосердия.
7 Но как вы изобилуете во всём: в вере и слове, и в познании, и во всяком усердии, и в любви, которую мы пробудили в вас, — смотрите, чтобы вы также изобиловали и в этом деле милосердия.
8 Я говорю это не как повеление, но испытывая усердием других искренность и вашей любви.
9 Ведь вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что хотя Он и был богат, но ради вас Он обнищал, чтобы вы через Его нищету обогатились.
10 Я высказываю свое мнение здесь: ибо это полезно вам, которые первыми начали, год тому назад, не только делать это, но также и сильно желать сделать это.
11 Теперь же и завершите само дело, чтобы, как была такая готовность усердно желать его, таким было бы и завершение его по достатку вашему.
12 Ибо если есть такая готовность, то она воспринимается по тому, что человек имеет, а не по тому, чего он не имеет.
13 Ведь это не для облегчения другим, а вам чтобы в тягость, но — ради равенства:
14 в настоящее время вашему избытку быть восполнением их недостатка, чтобы их избыток также мог стать восполнением вашего недостатка, чтобы было равенство,
15 как написано: «Тот, кто собрал много, не имел лишнего, а кто собрал мало, не имел недостатка».
16 Но благодарение Богу, Который влагает всё то же усердие к вам в сердце Тита.
17 Ибо он не только внял просьбе нашей, но, будучи и сам очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 Мы же послали вместе с ним брата, известность которого по части Евангелия распространилась по всем церквам;
19 и не только это, но он также был поставлен церквами как наш спутник в этом деле милосердия, которым мы руководим для славы Самого Господа, и чтобы показать наше усердие,
20 предостерегаясь, чтобы никто не подверг нас нареканию за то, как мы распоряжаемся этим щедрым даром;
21 ибо мы заботимся о том, что достойно уважения не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали вместе с ними и брата нашего, которого мы многократно испытали и нашли усердным во многом, но теперь даже еще более усердным по причине его великой уверенности в вас.
23 Что касается Тита, он — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до собратьев наших, они — посланники церквей, слава Христова.
24 Поэтому, перед лицом церквей, явите им доказательство любви вашей и нашего повода хвалиться вами.

Комментарии Давида Стерна

1 Теперь, братья, мы должны рассказать вам о том, какое благоволение проявил Бог к собраниям в Македонии.

Стихи 8:1 — 10:1. В этих двух главах Шауль призывает коринфян собирать пожертвования для своих братьев в Иудее; см. 1 Кор. 16:1−4 и ком. Кроме того, этот раздел имеет отношение к двум темам, поднятым в других местах данного письма. Шауль предостерегает коринфян, чтобы Божья благодать не была получена ими напрасно (6:16−2 и ком.), и отстаивает своё право на служение (10:1 и ком.). Поводом для перехода к этой теме послужила Македония (ст. 1), о которой Шауль начал говорить в 7:5.

Методы применяемые Шаулем для сбора пожертвований, во многом похожи на те, что используются в наши дни. Однако заметьте, что хотя у Шауля хватает сехель в отношении практических вопросов, он использует всё: и сам дар, и мотивы, движущие людьми, и замечания, касающиеся «комитета по сбору пожертвований», и упоминание о том, как отреагируют получатели этого дара, и упреки «идише мамы», адресуемые коринфянам, — для того, чтобы прославить Бога.

2 Несмотря на тяжёлые испытания, вопреки абсолютной нищете, радость переполняет их богатством щедрости. 3 Говорю вам, что они не просто жертвовали, насколько позволяли им средства, но по доброй воле давали сверх того. 4 Они упрашивали и умоляли нас о возможности поучаствовать в служении Божьему народу. 5 Кроме того, они делали это не так, как мы того ожидали, но прежде они отдали самих себя Господу, то есть, по воле Божьей, нам.

Стихи 1−5. Шауль пробуждает в коринфянах «добродетельную зависть», рассказав о собраниях в расположенной неподалеку Македонии (ст. 1), которые могут послужить примером (ст. 8). Несмотря на тяжёлые испытания и вопреки нищете, они проявили богатство щедрости сверх своих возможностей, по доброй воле (ст. 2−3). Они даже упрашивали не лишать их чести жертвовать (ст. 4); кроме того, их поступок был проявлением посвящения Господу (ст. 5).

6 Всё это побудило нас просить Тита, чтобы он завершил этот же благотворительный дар среди вас, поскольку он и положил этому начало. 7 Подобно тому, как вы отличились во всём — в вере, в речах, в знаниях, в усердии всякого рода, и в своей любви к нам — постарайтесь отличиться и в этом даре. 8 Я не приказываю вам, а проверяю искренность вашей любви, учитывая то, как усердны остальные.

Стихи 6−8. Шауль поручает проверку того, как исполняется его просьба (1 Кор. 16:1−4), Титу, опытному в этой сфере человеку (ст. 6). Он не устаёт хвалить качества потенциальных благотворителей (ст. 7), но, по сути, намекает: «Смотрите, чтобы слово не расходилось у вас с делом» (ст. 8).

9 Ибо вы знаете, насколько щедр был наш Господь Мессия Йешуа: ради вас он обнищал, хотя и был богат, чтобы посредством своей нищеты обогатить вас.

Ещё один необычный стимул к тому, чтобы жертвовать, относящийся к верующим в Господа Мессию Йешуа. Он был богат, имея божественную «славу... ещё до сотворения мира» (Йн. 17:5), был «образом Бога», имея «равенство» с Богом (Фил. 2:6), тем не менее, ради вас он обнищал (Фил. 2:5−11), чтобы... обогатить вас праведностью, которую заповедал вам Бог. Вы должны подражать его щедрости земным способом.

10 В отношении данного вопроса я лишь высказываю своё мнение. Год назад вы не только первыми взялись за это дело, но и первыми проявили желание. Это будет для вашей же пользы, 11 если вы закончите то, что начали. Проявив усердие и готовность начать это дело, проявите усердие и теперь, чтобы его завершить, пожертвовав из того, что имеете. 12 Ибо если есть готовность отдать, то дар будет приниматься в соответствии с тем, что вы имеете, а не с тем, чего у вас нет. 13 Нет нужды в том, чтобы облегчение для других причиняло трудности вам самим, но должна быть взаимная поддержка. 14 Сейчас ваш избыток может помочь тем, кто нуждается, когда же вы будете в нужде, их избыток поможет вам, в этом и состоит взаимность. 15 Как сказано в Танахе: "У того, кто собрал больше, не было лишнего, и у того, кто собрал меньше, не было недостатка".

Стихи 10−15. Так хочется увидеть Шауля в роли «идише мамы», которая лишь высказывает «своё мнение». Однако он настаивает на том, чтобы они наконец начали воплощать в жизнь то, к чему давно столь ревностно стремились, для своей же пользы (ст. 10−11). Нас не должна пугать бедность и то, что наш дар может оказаться недостаточным (ст. 11−12). Облегчение для других не должно причинять трудности вам самим; необходима взаимная помощь (ст. 13−14), как в случае с израильтянами в пустыне, когда каждый собирал столько манны, сколько ему было нужно (ст. 15).

16 Я же благодарен Богу за то, что Он вложил в сердце Тита такую же преданность по отношению к вам; 17 так как он не только откликнулся на наши просьбы, но, будучи столь предан, направляется к вам по собственному желанию. 18 А с ним мы посылаем брата, чей труд ради Доброй Вести хвалится во всех собраниях; 19 кроме того, он был избран собраниями в качестве нашего спутника, чтобы проводимые благотворительные сборы принесли славу Господу и стали свидетельством нашего стремления помочь. 20 Цель наша во всём этом — показать, что хотя мы собираем столь значительные суммы, нас не в чем упрекнуть; 21 поскольку мы изо всех сил стараемся поступать правильно не только перед Богом, но также перед остальными людьми.

Не нужно далеко ходить — возьмите газеты и найдите там трагические истории о людях, которым не удается быть уверенными не только в том, что их поведение является праведным, но и в том, что оно кажется праведным окружающим. «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:22, Синод. пер.).

22 Вместе с этими двумя мы посылаем ещё одного брата, того, чьё усердие было проверено много раз и во многих ситуациях, и который сейчас ещё более усерден, так как полностью полагается на вас. 23 Что касается Тита, это мой сотрудник, работающий со мной от имени всех вас, а остальные братья с ним — это посланники от собраний, прославляющие Мессию. 24 Поэтому любовь, которую вы проявите по отношению к этим людям, станет для них свидетельством того, что мы гордимся вами не напрасно. А через них об этом узнают и все собрания, которые направили их.

Стихи 16−24. Шаулю известно, что люди, занимающиеся благотворительностью, могут запятнать свою репутацию присвоением денег или чрезмерными административными затратами. Он заранее устраняет саму возможность подобных обвинений, доверив этот вопрос комиссии, состоящей из трёх человек, наделённых полномочиями (ст. 16−19, 22−23), поведение которых не в чем упрекнуть (ст. 20−21). Однако главная его цель — убедить коринфян в том, чтобы они отнеслись к этому надлежащим образом (ст. 24).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.