1е Тимофею 5 глава

1е письмо Тимофею
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 Человека старше тебя не поучай грубо, а почтительно проси, как отца. С младшими обращайся, как с братьями.
2 С женщиной старше тебя веди себя, как с матерью, с младшими — целомудренно, как с сестрами.
3 Вдовам помогай деньгами — я имею в виду истинных вдов.
4 Если же у вдовы есть дети или внуки, пусть она прежде научится хранить в благочестии собственный дом и платить долг памяти предкам — ведь именно это угодно Богу.
5 Вдова истинная, оставшаяся одинокой, возлагает все надежды на Бога, день и ночь воссылая Ему свои прошения и молитвы.
6 Падкая же до излишеств — заживо умерла!
7 Всё это ты должен внушать им, чтобы они были безупречны.
8 Если же вдова пренебрегает своими близкими, и прежде всего — своей семьей, она отреклась от веры и стала хуже неверной.
9 Ко вдовам можно причислить женщину не моложе шестидесяти лет, имевшую одного мужа,
10 известную добрыми делами — то есть если она вырастила детей, всегда была гостеприимна, омывала ноги святым, помогала людям в несчастье, иными словами, творила всякого рода добрые дела.
11 Вдов же более молодого возраста за вдов не считай, потому что со временем они начинают больше думать о замужестве, нежели о Помазаннике,
12 и оказываются тогда повинными в нарушении обета, данного Ему прежде.
13 Кроме того, живя праздно, они привыкают слоняться из дома в дом. Они не только праздны — они болтливы и любопытны: несут всякий неподобающий вздор.
14 Поэтому я хочу, чтобы молодые вдовы выходили замуж, рожали детей, вели хозяйство, не оставляя никакой зацепки для нареканий недоброжелателя.
15 Ведь иные уже оказались в лагере сатаны!
16 Если какая-нибудь благочестивая женщина имеет на своем попечении вдов, пусть заботится о них, не обременяя Церковь, чтобы последняя могла заботиться об истинных вдовах.
17 Старейшины, хорошо руководящие жизнью общины, заслуживают двойной платы, и прежде всего — те, кто все силы отдают проповеди учения.
18 Ибо Писание гласит: не надевай намордник волу во время молотьбы и: работающий достоин платы за свою работу.
19 Обвинение против старейшины рассматривай только в том случае, если его подтверждают два или три свидетеля.
20 Провинившихся призывай к ответу перед лицом всех — в назидание остальным.
21 Я заклинаю тебя перед лицом Бога и Помазанника Иисуса и избранных ангелов: исполняй это без предвзятости, ничего не делай из предубеждения.
22 Не возлагай ни на кого руки поспешно — не бери на себя чужую вину, храни себя незапятнанным.
23 Впредь не пей одну только воду, употребляй немного и вина — это полезно для желудка и поможет тебе в твоих частых недомоганиях.
24 Грехи одних всем видны и идут в суд впереди грешников, грехи же других людей следуют за ними.
25 То же и с добрыми делами — они видны всем, а если это и не так, все равно они не могут не открыться.

Комментарии Давида Стерна

1 Старшего не укоряй, но взывай к нему так, как ты обращался бы к отцу; к юношам относись как к братьям,

«Вставай перед сединой и уважай старого. Я Адонай, Бог твой» (Левит 19:32).

2 к пожилым женщинам — как к матерям, а к молодым — как к сестрам, с абсолютной чистотой. 3 Относись с уважением к тем вдовам, которые действительно нуждаются.

К тем вдовам, которые действительно нуждаются, буквально «которые настоящие вдовы».

4 Если же у вдовы есть дети или внуки, пусть они прежде всего научатся исполнять возложенную на них верою обязанность по отношению к собственной семье, тем самым воздавая должное родителям, так как это угодно Богу. 5 Вдова, которая действительно в нужде, одинокая, возлагает все свои надежды на Бога, и день и ночь возносит мольбы и молитвы.

«И вдовы твои пусть полагаются на Меня» (Иеремия 49:11).

6 Та же, которая потакает собственным прихотям, хотя и живёт, уже мертва. 7 Так вразумляй их, чтобы они не вызывали нарекания. 8 Более того, всякий человек, который не заботится о близких, особенно о собственной семье, отрёкся от веры и хуже неверующего.

Благотворительность начинается дома. Кроме того, если верующие должны оказывать материальную поддержку вдовам, то тем более (ком. к Мат. 6:30) они должны обеспечивать и самих себя (2 Фес. 3:6−12, Еф.4:28).

9 Вдову вноси в список вдов, только если ей уже за шестьдесят, если она была верна своему мужу, 10 и известна своими добрыми делами — хорошо воспитала детей, была гостеприимна, омывала ноги святым, приходила на помощь в беде и участвовала во всяком добром деле.

Стихи 9−10. В список. «Настоящие вдовы» (ст. 3 и ком.) — это своего рода должность, подобная должности шамаша; как и шамашим, вдовы должны отвечать определённым требованиям, чтобы претендовать на помощь.

Была верна своему мужу, или: «была замужем только один раз» (см. ком. к 3:2).

Хорошо воспитала детей, или: «хорошо смотрит за детьми». Первый вариант передаёт буквальный смысл греческого текнотрофейн, но противоречит ст. 4.

11 При этом более молодым вдовам отказывай, так как они, следуя внутренним побуждениям, которые отчуждают их от Мессии, стремятся выйти замуж. 12 Отвергнув веру, которую они имели вначале, они навлекают на себя осуждение. 13 Ведь они приучаются к праздности, ходят по домам; и не только ведут праздную жизнь, но и разносят сплетни, будучи назойливы и говоря то, чего не следует. 14 Поэтому, с моей точки зрения, молодым вдовам следовало бы выйти замуж, иметь детей и заниматься домом, чтобы не подавать нашим недоброжелателям повода для обвинений в наш адрес. 15 Ибо некоторые уже сбились с истинного пути и последовали за Противником. 16 Если у верующей женщины есть родственницы вдовы, она должна оказывать им помощь — не следует обременять собрание, чтобы оно могло помогать тем вдовам, которые действительно испытывают нужду.

Стихи 3−16. Данные стихи являются противовесом Деят. 2:44−46, 4:32−35, где говорится, как верующие делились своим имуществом с теми, кто был в нужде. В первую очередь нуждающиеся должны обращаться за помощью к своим семьям, а не к собранию; и наоборот, те, у кого есть бедные родственники, должны позаботиться о них (ст. 4, 8, 16).

17 Руководители, хорошо исполняющие свой труд, вдвойне достойны почтительного отношения, особенно те, которые усердно трудятся в проповеди Слова и в учении, 18 поскольку в Танахе сказано: "Не надевай намордник быку, когда он молотит зерно", другими словами: "Трудящийся заслуживает награды".

Ср. 1 Кор. 9:7−9, Мат. 10:10.

19 Не слушай обвинения против руководителя, если оно не подтверждено словами двух или трёх свидетелей.

Хотя Шауль напоминает здесь Тимофею принцип судопроизводства, сформулированный в Торе, тем не менее, некоторые христианские теологи полагают, что Новый Договор упразднил «гражданский закон» Торы.

20 Тем руководителям, которые продолжают грешить, сделай выговор перед всем собранием, чтобы это послужило предупреждением для остальных.

В наш век, когда люди стали непослушны всякого рода власти, в церкви практически не используют выговор, а общий уровень общинной дисциплины весьма низок. Публичный выговор, когда его применяют должным образом, является формой Божьей любви, но многие ли из нас рассматривают его именно таким образом? Тема изучается подробнее в Евр. 12:5−13.

21 Перед Богом, Мессией Йешуа и избранными ангелами, я возлагаю на тебя ответственность соблюдать все эти предписания без предвзятости и пристрастия.

Перед избранными ангелами, которые примут участие в окончательном суде (Мат. 25:31, Map. 8:38, Лук. 9:26, Отк. 14:10). Тимофей должен производить суд так, чтобы это было достойно избранных ангелов, ведь они будут участвовать в суде над ним (ср. Лук. 6:37−38).

22 Никому не делай смиху поспешно и не участвуй в чужих грехах — храни себя в чистоте. 23 Не пей воду, лучше употребляй немного вина для [улучшения] пищеварения, а также по причине твоих частых болезней.

Воду. Вода, в отличие от вина, часто была нечистой, источником всякого рода болезней. Вино часто подавалось разбавленным водою, пропорция колебалась от одного к трём до одного к шести. Медицинское и церемониальное использование вина подкрепляется Писанием; пьянство противоречит ему. Обычное употребление вина за трапезой также находит поддержку в Писании, кроме того во время некоторых праздников разрешено употреблять более крепкие напитки. Вино использовалось для облегчения предсмертных мук и для утешения во времена скорби. Вероятно, эти общие принципы всё же не применимы к человеку, имеющему проблемы с алкоголем.

24 Грехи некоторых очевидны и прямо ведут к осуждению, а грехи других открываются впоследствии. 25 Подобно этому, и добрые дела очевидны, а если нет, их всё равно невозможно утаить.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.