2е Тимофею 3 глава

2е письмо Тимофею
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 Знай же, что в последние дни наступят ужасные времена,
2 Потому что люди будут эгоистами, любящими деньги, хвастунами, высокомерными, злыми на язык, непослушными родителям, неблагодарными, развратными,
3 Бесчувственными, не желающими примирения, клеветниками, несдержанными, грубыми, не любящими добра,
4 Предателями, наглыми, самонадеянными, любящими удовольствия больше чем Бога ,
5 С виду имеющими почтение к Богу , но на самом деле отрицающие его; таких людей избегай.
6 Среди них — те, которые тайно врываются в дома и обольщают глупых женщин, которые отягощены грехами и ведомы разнообразными страстями,
7 Всегда учатся и никогда не могут прийти к познанию истины.
8 Таким же образом Ианнис и Иамврис противостали Моисею [Исход 7:11-12], как и эти противостоят истине, люди испорченные умом, неспособные к вере.
9 Но они не продвинутся далеко, ведь их безрассудство станет очевидным для всех, как и тех стало.
10 А ты последовал за моим учением, образом жизни, целью, верой, долготерпением, любовью, стойкостью,
11 Преследованиями, страданиями, которые были со мной в Антиохии, Иконии, Листрах; такие преследования я перенёс и от всех спас меня Господь.
12 И все желающие жить богобоязненно в Помазаннике Иисусе будут преследуемы.
13 А злые люди и мошенники будут всё более иметь успех, вводя в заблуждение и заблуждаясь,
14 Ты же оставайся в том, чему научился и в чём убедился, зная, кто тебя научил.
15 И с младенчества ты знаешь Священные Писания, которые способны сделать тебя мудрым для спасения через веру в Помазанника Иисуса.
16 Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 Чтобы Божий человек был полностью подготовлен, снаряжён к любому доброму делу.

Комментарии Давида Стерна

1 Кроме того, постарайся понять вот что: в ахарит-гаямим наступят тяжкие времена. 2 Люди будут себялюбивыми, сребролюбивыми, гордыми, надменными, язвительными, непокорными родителям, неблагодарными, нечестивыми, 3 бессердечными, непримиримыми, клеветниками, невоздержанными, жестокими, ненавидящими добро, 4 вероломными, своевольными, напыщенными, больше любящими удовольствия, нежели Бога, 5 лишь внешне придерживающимися религии, но отвергающими её силу. Держись подальше от подобных людей!

Стихи 1−5. В ахарит-гаямим («в конце дней»; ср. 1 Тим. 4:1) наступят тяжкие времена, характерной чертой которых будет нравственный и духовный упадок. Всё это будет сопровождаться природными и социальными бедствиями, что ясно показал сам Мессия, описывая этот период (Матитьягу 24−25, Марк 13, Лук. 21:5−36), однако здесь особо подчёркивается разложение отдельных личностей.

В трудах раввинов можно найти сходные описания «родовых мук Мессии» (ср. Мат. 24:8 и ком.). Одно хорошо известное высказывание из Талмуда предлагает два одинаково возможных варианта:

'Раби Йоханан сказал: «Сын Давида не придёт, кроме как в поколении, которое будет либо всецело праведным, либо всецело виновным»' (Сангедрин 98а)

Однако в целом представление об этом времени склоняется к последнему варианту, как это показано в цитате из Мишны, описывающей то, что следует ожидать в период перед приходом Мессии:

'В конце периода, предшествующего приходу Мессии, умножится хуцпа [дерзость], и исчезнет уважение. Виноградная лоза принесёт плод, но вино будет дорогим. Правительство обратится в минут [ересь в целом или конкретно христианство], не получив предостережения, и дома учения станут продажными. Галиль будет разрушен, а Голаны [или: вожди] опустошены. Жители пограничных областей [или: вожди] будут просить подаяния, но никто не проявит к ним милости. Мудрость учителей Торы будет вырождаться, тех, кто боится греха, станут презирать, а истина исчезнет. Молодые постыдят лица стариков, а старики будут вставать в присутствии детей. «Сын позорит отца — дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его». (Михей 7:6) Лицо этого поколения подобно лицу собаки [бесстыдное] — сын не смутится даже в присутствии собственного отца. Итак, на кого же нам опереться? На Отца нашего, Который на Небесах.' (Сота 9:15)

Мидраш, составленный до 500 г. н.э., описывает это так:

'И когда Святой, да будет Он благословен, увидит, что нет праведника в поколении и богобоязненного в стране, и нет сострадания в руках человека... [тогда Он] вспомнит Своё сострадание, милосердие и милость и поможет Сам Своей Великой Рукой... длина которой подобна длине мира, от одного конца до другого... В тот же миг Израиль будет искуплен в среде своей, и Мессия станет видимым для них.' (Сефер Гехалот, в кн. А. Йеллинек, Бет ГаМидраш 5:189−190; процитировано из книги Рафаэля Патая «Мессианские тексты», с. 100−101)

С тех пор, как Шауль написал этот отрывок, толкователи и проповедники всегда относили его, наряду со стихом 13, к своему собственному времени. Однажды разлагающееся поколение, которое будет жить в тот момент, действительно станет тем самым, в чьи дни вернётся Мессия Йешуа. И кто может гарантировать, что в нашем поколении этого не случится?

В наши дни религия чаще всего выражается внешне, в словах и обрядах, но лишена силы. Противопоставьте этот стих 1 Кор. 2:4−5. Традиционный иудаизм также будет оставаться религией, проявляющейся лишь внешне и лишённой духовной силы, так необходимой людям, пока он будет отвергать того, кто является единственным путём к Отцу (Йн. 14:6) и Святому Духу (Рим. 8:9−10), источнику этой силы (1:7 выше).

6 Некоторые из них прокрадываются в дома и входят в доверие слабовольных женщин, погрязших в своих грехах и не контролирующих собственные желания, 7 постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте.

Стихи 6−7. Постоянно учащихся, но не могущих познать истину во всей её полноте (ср. 4:3, Йн. 18:38 начало). Меткое описание не только слабовольных женщин (я надеюсь, что, живя в современном обществе, он написал бы «слабовольных людей»), но и профессиональных скептиков и других людей, которые под маской «поиска истины» постоянно игнорируют её. Подлинная причина, по которой они так поступают, состоит в том, что они погрязли в своих грехах, от которых не хотят отказываться, и не контролируют собственные желания. См. 1 Кор. 2:6−16, что можно рассматривать как комментарий на эти два стиха; также ком. к 1 Тим. 4:1.

8 Подобно тому, как Йанний и Йамврий противились Моше, эти люди также противятся истине. Ум этих людей развращён, а вера их ничего не стоит.

Йанний н Йамврий в Танахе не упоминаются, но в Таргум Йонатан (Числа 22:22) говорится, что это были сыновья Валаама, которые состояли при дворе фараона в качестве колдунов и пытались помериться силами с Моисеем (описывается в Книге Исход 7:1−1-12; 8:3(7), 14−15(18−19); 9:11. В другом месте упоминается о том, что они находились среди «множества разноплемённых людей», которые последовали за израильтянами, покидавшими Египет (Исход 12:38), и что они были среди зачинщиков бунта (Исход 32:1). Они также появляются в Свитках Мёртвого моря, в работах языческих авторов Плиния и Апулея и в христианских апокрифах. См. Энциклопедия «Иудаика» 7:711, 9:1277; «Комментарий к Новому Завету из Талмуда и Мидрашей» Г. Страка и П. Билленбека, 3:660−664.

Издатель Джеймс Чарльзворт включил книгу Ианния и Иамврия, представляющую собой объединённые в единое целое фрагменты рукописей I-III веков, в книгу «Псевдоэпиграфы Ветхого Завета».

9 Teм не менее, они не успеют зайти далеко, так как их глупость станет очевидной для всех, как это было в случае с теми двумя. 10 Что касается тебя, то ты полностью следовал мне в учении, поведении, жизненной цели, в вере, стойкости, любви и терпении, 11 а также в гонениях и страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии и Листре. Каких только преследований мне не пришлось пережить! И всё же от всех Господь избавил меня. 12 На самом же деле, каждый, кто хочет вести благочестивую жизнь в союзе с Мессией Йешуа, подвергнется гонениям, 13 а злым людям и самозванцам, которые обманывают других и обманываются сами, станет всё хуже и хуже. 14 Ты же не оставляй того, чему научился и в чём удостоверился, помня о тех, кто научил тебя этому; 15 а также вспоминая, что с самого детства ты знал Священное Писание, способное наделить тебя мудростью, которая ведёт ко спасению через доверие Мессии Йешуа.

Тимофей с самого детства воспитывался в вере в Мессию Йешуа матерью Эвникой и бабушкой Лоис (1:5), которые были мессианскими еврейками. Какое благословение — так начинать свою жизнь! Как мало еврейских верующих сегодня имеют подобное преимущество. Большинство из нас уже будучи взрослыми раскрыли для себя тщательно скрываемую от нас тайну о том, что Священное Писание, то есть Танах, способно наделить мудростью, которая ведёт ко спасению через доверие Мессии Йешуа. Цель Еврейского Нового Завета — указать читателям Танаха на Мессию, что является целью и самого Танаха (Лук. 24:25−27, Рим. 10:4 и ком.).

16 Всё Писание богодухновенно и полезно для обучения истине, обличения греха, исправления и наставления в праведном поведении; 17 потому пусть всякий человек, принадлежащий Богу, будет снабжён всем необходимым для всякого доброго дела.

Стихи 16−17. Всё Писание богодухновенно. В других переводах можно прочитать: «Всё богодухновенное Писание полезно...» Из перевода, предложенного мной, видно, что весь Танах, каждый его стих (всё Писание), вдохновлён Богом. По этой причине Библия является наиболее авторитетным источником из всего того, что когда-либо было написано или произнесено. Мнения людей могут быть легковесными и меняться чрезвычайно быстро. Истину же о Боге и о человечестве можно найти только в Танахе и в Новом Завете.

Поскольку Библия богодухновенна, она полезна для перечисленных четырёх направлений деятельности пастора. Всякий человек, принадлежащий Богу и позволяющий Писанию руководить им в этих четырёх направлениях (при этом он также должен иметь общение с сообществом Божьего народа; см. Евр. 10:24−25), будет снабжён всем необходимым для всякого доброго дела.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.