Откровение 13 глава

Откровение
Открытый перевод → Комментарии Давида Стерна

Открытый перевод

1 И увидел я из моря зверя поднимающегося, имеющего десять рогов и семь голов, и на рогах его десять диадем, и на головах его имена кощунственные.
2 И зверь, которого я увидел, был подобен леопарду, и ноги у него — как у медведя, и пасть его как пасть льва. И дал ему дракон силу свою, и престол свой, и власть большую.
3 И одна из голов его [была] как заколотая на смерть, и смертельная рана его была исцелена.

И дивилась вся земля зверю,

4 и поклонились дракону, потому что [он] дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: Кто подобен зверю и кто может вести войну с ним?
5 и даны ему уста, говорящие великое и кощунственное, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
6 И открыл [он] уста свои, чтобы злословить Бога, злословить имя Его и скинию Его, находящуюся на небесах.
7 И дано ему совершить войну со святыми и победить их, и дана ему власть над всяким племенем, и народом, и языком и расой.
8 И поклонятся ему все обитающие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от основания мира.
9 Если кто имеет ухо, пусть услышит.
10
Если кто [берет] в плен, тот сам в плен [пойдёт];
если кто мечом умерщвляет, тот от меча и погибнет.
Здесь стойкость и вера святых.
11 И увидел я другого зверя, восходящего от земли, и имел он два рога, подобные тем, что у агнца, и говорил он как дракон.
12 И властью первого зверя действует перед ним. И заставляет землю и обитающих на ней поклоняться первому зверю, у которого рана смерти была излечена.
13 И делает знамения великие, что и огонь заставляет с неба сходить на землю перед людьми.
14 И вводит в заблуждение обитающих на земле знамением, которое совершает перед зверем, говоря обитающим на земле сделать изображение зверя, который поучил удар мечом, но ожил.
15 И дано ему вложить дух в изображение зверя, чтобы и заговорило изображение зверя и сделает так, что те, кто не поклонятся изображению зверя, были убиты.
16 И делает всех, и малых и больших, и богатых и бедных, и свободных и рабов, чтобы сделали клеймо на правую руку свою или на лоб свой,
17 и чтобы никто не мог покупать или продавать, если не имеет клейма, с именем зверя или числом имени его.
18 Здесь мудрость; имеющий ум пусть подсчитает число зверя, ведь число это человеческое; и число его шестьсот шестьдесят шесть.

Комментарии Давида Стерна

1 и я увидел зверя, поднимающегося из моря, имевшего десять рогов и семь голов. На рогах его были десять царских корон, а на головах — богохульные имена. 2 3верь, которого я увидел, был похож на леопарда, лапы его — как у медведя, а пасть — как у льва. Ему отдал дракон свою силу, свой трон и великую власть. 3 Казалось, что одна из голов зверя была смертельно ранена, но его смертельная рана зажила, и вся земля в изумлении последовала за зверем. 4 Они поклонялись дракону, так как он передал свою власть зверю, и поклонялись зверю, говоря:"Кто подобен зверю? Кто может сразиться с ним?"

Кто подобен зверю? Эта литания, прославляющая зверя, является пародией на имя Михаэль (ивр: «Кто подобен Богу?»), который поразил дракона (12:7−9), и на песнь Моисея (см. 15:3 и ком.):

Кто подобен Тебе. Адонай, среди богов?
Кто подобен Тебе, великому в святости.

Вызывающему трепет в хвале, совершающему чудеса? (Исход 15:11)

Дракон передаёт свою власть зверю, но изначальный источник всякой власти — Бог (Исайя 45:6−7; Иов 1:12, 2:6).

Стихи 3−4. Вся земля в изумлении последовала за зверем. Они поклонялись ему, все, кроме верующих в Йешуа, чьи имена записаны в Книге Жизни (см. ком. к 20:12), принадлежащей Ягнёнку, Йешуа, закланному прежде сотворения мира (Бог запланировал его искупительную смерть до того, как создал мир; 5:6 и ком., Еф.1:3−12, Кол. 1:14−23).

5 Ему даны были уста, заносчиво произносящие богохульства, и дана была ему власть действовать сорок два месяца. 6 И он раскрыл уста для хулы на Бога, чтобы хулить Его имя и Его Шхину, и живущих на небесах;

И Его Шхину, и живущих на небесах, буквально "живущих в шатре на небе". См. ком. к 7:15.

7 ему было позволено вести войну со святым Божьим народом и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, племенем, языком и народом. 8 Все живущие на земле поклонятся ему, кроме тех, чьи имена записаны в Книге Жизни, принадлежащей Ягнёнку, закланному прежде сотворения мира.

Все живущие на земле. См. ком. к 3:10. В Книге Жизни. См. ком. к 20:12.

Стихи 1−8. Данные стихи, а также 11:7 и 17:24 позволяют толковать эту главу в контексте Книги Даниила 7. Зверь, описанный здесь, объединяет в себе четырёх зверей Книги Даниила. Как и у дракона (12:3−4 и ком.), у него десять рогов и семь голов «четвёртого зверя» (ст. 1. Даниил 7:7). Однако, в отличие от дракона, этот зверь напоминает также льва, медведя и леопарда (ст. 2, Даниил 7:4−6). Он выходит из моря (ст. 1. Даниил 7:3), заносчиво произносит богохульства (ст. 5−6; Даниил 7:8, 20, 25), и у него есть власть действовать сорок два месяца (ст. 5. Даниил 7:25). Сам Даниил объясняет:

'Зверь четвёртый — четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трёх царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова. (Даниил 7:23−27)

Многие учёные полагают, что это пророчество Даниила исполнилось в 168−164 гг. до н.э., когда царь Селевкидов Антиох IV действительно отменил «времена и закон», велел приносить свиней в жертву идолам на месте ежедневных жертвоприношений, и это было «мерзостью запустения» в Храме (Даниил 9:27, 11:31, 12:11), продолжавшейся три с половиной года (в течение «времени, времён и полу времени»), пока Маккавеи не отвоевали и не перепосвятили Храм. Память об этом событии увековечена в празднике Ханука (см. ком. к Йн. 10:22). Тем не менее, поскольку Йешуа повторил это пророчество два века спустя, вероятно, что последует и повторное его исполнение. См. 17:8 и ком.

В Танахе «рог» часто означает «царь». Многие отождествляют «иного царя», восставшего после десяти, со вторым зверем (ст. 11−12 и ком.).

Четыре зверя Книги Даниила — это четыре царства. Большинство учёных считают, что это Вавилон, Персия, Греция и Рим. Поскольку все эти царства относятся к античной истории, футуристы (см. ком. к 1:1) ожидают, что зверь из ст 1−8 будет либо возрождённой римской империей, либо нацией, заселяющей ту же территорию, либо нацией, в которой найдёт выражение жестокий и развращённый дух римской империи. К.И. Скоуфилд, придерживавшийся теории диспенсационализма, полагает, что голова со смертельной раной (ст. 3) — это возрождённая римская империя, которая сейчас «мертва», но которая оживёт ко всеобщему изумлению. Несколько лет назад «газетные толкователи» (ком. к 1:1) увидели исполнение пророчества в появлении десяти членов Европейского Экономического Сообщества. Тот факт, что ЕЭС теперь включает в себя более десяти стран-участниц, необязательно опровергает сам подход футуристов.

Нефутуристы иногда считают, что зверь — это иносказательное описание всей сатанинской мощи, направленной против Божьего народа на земле, особенно что касается правительственной власти (в отличие от власти религиозной).

9 Имеющие уши да услышат!

См. комментарий в начале второй главы.

10 "Кто обречён на плен, идёт в плен!
Кто [обречён] на смерть от меча, будет поражён мечом!" Именно тогда святой народ Божий должен будет проявить стойкость и доверие! 11 Затем я увидел другого зверя, выходящего из земли. У него было два рога, подобные рогам ягнёнка, но говорил он, как дракон. 12 Он действует перед ним со всей властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, тому, чья смертельная рана зажила.

Стихи 11−12. Другого зверя. Этот второй зверь — «лжепророк» (16:13, 19:20, 20:10) и «Анти-Мессия» (1 Йн 2:18). Поскольку он — пародия на истинного Мессию, у него два рога, подобные рогам ягнёнка (5:6 и ком). Это тот самый «человек, отступающий от Торы» (2 Фес. 2:3−10 и ком). Он исполнит пророчество Йешуа о том, что мерзость, порождающая опустошение, о которой сказано у пророка Даниэля, однажды будет стоять на месте Святилища восстановленного храма (Мат. 24:15, цитата из Книги Даниила 9:27, 11:31, 12:11). Это также «иной царь», который восстанет после десяти (Даниил 7:23−27, процитировано в ком. к ст. 1). Нефутуристы считают, что этот зверь символизирует организованную религию, поощряющую поклонение первому зверю.

13 Он совершает великие чудеса, и даже заставляет огонь сходить с небес на землю на глазах у народа. 14 Он вводит в заблуждение людей, живущих на земле, при помощи чудес, которые ему позволено совершать перед зверем, и говорит им, чтобы они сделали образ, чтящий зверя, который был поражён мечом, но ожил.

Стихи 13−14. В связи с чудесами, возникают два вопроса:

1) Бывают ли они вообще?

2) Если да, являются ли они знамениями от Бога?

Есть чудеса или нет, зависит от того, какое определение вы даёте чуду. Не входя в тонкости, я бы определил чудо как событие, выходящее за рамки обыденного, подразумевающее сверхъестественное вмешательство. Хотя это всего лишь перемещает неопределённость в область того, что означает «сверхъестественное вмешательство». Библия, большинство религий и многие нерелигиозные источники признают, что чудеса, определяемые подобным образом, действительно случаются.

Библия действительно рассматривает некоторые чудеса как знамения от Бога, но есть и такие, за которыми стоит демоническая сила. Таким образом, второй зверь вводит в заблуждение людей, живущих на земле, подобно тому, как придворные колдуны фараона обманом заставили его усомниться в силе Бога Израиля (Исход 7:11, 22; 8:7; в Новом Завете сравните Деят. 13:66−9, 16:16−18, 19:13−16). Тем не менее, Бог ограничивает Сатана и его бесов в их способности совершать чудеса (Иов 1:12, 2:6; Мат. 24:24), как и во дни Моисея (Исход 8:18−19, 9:11; см. также Второзаконие 18:9 и далее).

Огонь... с небес. Это подражание чуду, сотворённому Илией (4 Царств 1:10−13); сравните Лук. 9:54. Слово «огонь» появляется в Книге Откровения более двадцати раз, и почти всегда означает суд. Таким образом, зверь пародирует даже Божий суд.

15 Ему было позволено вложить дыхание в образ зверя, так, чтобы образ зверя мог говорить; он мог также велеть предавать смерти всякого, кто отказывался поклоняться образу зверя. 16 Кроме того, он силой принуждает всех — малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов — принимать знак на правую руку или на лоб, 17 так чтобы никто не мог покупать или продавать что-либо, если у него не было этого знака, то есть имени зверя или числа его имени.

Стихи 16−17. Знак на правую руку или на лоб. Сравните 20:4, где говорится «и», а не «или»: «тех, кто не поклонился зверю или его образу и не принял знак на лоб и на руку». Это выглядит как пародия на тфилин (см. ком. к Мат.23:5), который ортодоксальные и консервативные евреи надевают на руку и на лоб во время синагогального служения в послушание заповеди Книги Второзакония 6:8: «И навяжи их [Божьи мицвот] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими».

Этот «знак зверя» (16:2, 19:20; также 14:9−11) также пародирует печать на лбах у ста сорока четырёх тысяч (7:2−3 и ком). Некоторые предполагают, что «знак» имеет отношение к компьютеризированной системе кредитных карточек или к опознавательным передатчикам, которые будут имплантированы в руку или лоб человека, или же к какому-нибудь другому изобретению эпохи высоких технологий. Независимо от того, истинны подобные предположения или относятся к области фантастики, знак этот указывает на время, когда религиозные элементы будут полностью контролировать экономическую сферу.

18 3десь и нужна мудрость; тот, кто понимает, должен сосчитать число зверя, ибо это число человека, и число это — 666.

Стихи 17−18. Число его имени. Как в иврите, так и в греческом языке каждая буква алфавита имеет числовое значение. Первые девять букв соответствуют цифрам от 1 до 9, следующие девять — десяткам, последние несколько букв — сотням. Число слова или имени является суммой числовых значений его букв.

В еврейской традиции гематрия (слово на иврите, образованное от греческого геометрия) — это система извлечения сод («скрытого смысла»; см. ком. к Мат. 2:15) из текста путём установления возможной связи между словами с одинаковыми числовыми значениями или словами, связанными друг с другом арифметически. Пример: в раввинской литературе Бог иногда называется словом «Место» (Маком). Почему это так, не ясно, поэтому гематрия объясняет это следующим образом: буквы имени ЙГВГ- йуд, гей, вав и гей — эквивалентны числам 10, 5, 6 и 5. Сумма квадратов этих четырех чисел равна 186. Она идентична числовому значению слова Маком — мем, куф, вав, нем (40+100+6+40).

Тот, кто понимает, должен сосчитать число зверя, ибо это число человека» и число это — 666. Эта фраза тревожила умы толкователей ещё больше, чем знак зверя. Кто этот зверь? Имя римского императора Нерона в некоторых своих формах имеет такое числовое значение; более того, в культе первого века ожидалось, что он воскреснет после смерти в 68 году н.э. Наполеон и другие исторические личности также выдвигались как кандидаты. Кроме того, если использовать другие языки и манипулировать числовыми соответствиями, тогда, как пишет Дж.Э. Лэдд: «С этими цифрами можно делать всё что угодно... Если А = 100, В = 101, С = 102, и т.д., имя Гитлер равно 666». Потому и нужна мудрость, чтобы оставаться бдительными, но не быть введёнными в заблуждение.

Число может быть символическим. Имя Мессии, по-гречески — Иесус, равно 888; 7 считается числом совершенства; тройное повторение символизирует абсолют (как в Книге Исайи 6:3: «Свят, свят, свят Адонай воинств»). Следовательно, 888 означает, что Йешуа абсолютно превосходит совершенство, а 666 означает, что зверь во всех аспектах ниже совершенства и потому является абсолютным воплощением несовершенства и зла.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.