По Матфею 11 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Дав двенадцати ученикам такое наставление, Иисус отправился учить и провозглашать Весть в близлежащих городах.
2 А Иоанн, услышав в тюрьме о делах Помазанника, послал к Нему своих учеников с вопросом:
3 «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ждать другого?»
4 Иисус ответил: «Идите и расскажите Иоанну то, что слышите и видите:
5
слепые прозревают,
хромые ходят,
прокажённые очищаются,
глухие слышат35,
мёртвые воскресают36,
и к бедным приходит Добрая Весть.
6 Счастлив тот, кто не отвергнет Меня!»
7 А когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне: «На что вы ходили смотреть в пустыню? Не на тростник же, колеблемый ветром!
8 Тогда что вы хотели увидеть? Человека в тонко-тканой одежде? Но людей в такой одежде, надо искать во дворцах.
9 Так кого же вы хотели увидеть? Пророка? Да, и это не просто пророк!
10 Он тот, о ком в Писании сказано:
Посылаю перед Тобой вестника:
он проложит Тебе путь37.
11 Говорю вам истину: ещё не родился на земле человек, больший, чем Иоанн Омывающий, но даже наименьший в Царстве Небесном — превосходит его.
12 Со дней Иоанна Омывающего и поныне Царство Небесное терпит насилие, и его захватывают силой!
13 Все пророки и Закон ещё до Иоанна предсказали это.
14 Если хотите знать, он и есть Илия, который должен прийти.
15 Пусть имеющий уши услышит!
16 С кем сравнить это поколение? Оно — словно дети на площади, которые говорят другим детям:
17
“Мы играли на флейте, а вы не плясали!
Мы пели печальное, а вы не скорбели!”
18 Пришёл Иоанн, который не ест и не пьёт вина, и говорят: “В нём демон”.
19 Пришёл Сын Человеческий, который ест и пьёт, — и говорят: “Это обжора и пьяница, приятель откупщиков и грешников”. Но правота Мудрости доказана её делами».
20 И Он стал стыдить города, где совершил больше всего чудес, за то что они не раскаялись:
21
«Горе тебе, Коразин!
Горе тебе, Бет-Цайда!
Если бы чудеса, свершённые у вас,
были явлены в Сидоне и Тире,
те раскаялись бы давно —
в рубищах, посыпавшись пеплом!
22
Знайте же, в Судный День
вам будет даже хуже,
чем Сидону и Тиру.
23
А ты, о Кфар-Нахум!
Хотел вознестись на небо?
Ты низвергнешься в ад!
Если бы чудеса,
свершённые у тебя,
были явлены некогда в Содоме,
поныне стоял бы Содом.
24
Знай же, что в Судный День
тебе будет хуже, чем Содому».
25 Тогда же Иисус сказал: «Хвала Тебе, Отец, Владыка земли и неба, ибо Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл малым детям.
26 Да, Отец, такова была твоя воля.
27
Отец вверил Мне всё,
и Сына знает лишь Отец,
а Отца — только Сын и тот,
кому Сын пожелает открыть.
28
Идите ко Мне все,
кто изнемог под тяжкой ношей,
и Я дам вам отдых.
29
Наденьте Моё ярмо
и научитесь у Меня,
ибо Я кроток и смирен,
и вы обретёте покой38.
30
Моё ярмо — не тяжелое,
и Моя ноша легка».

Толкование Далласской семинарии

IV. Вызов, брошенный власти Царя (11:2 — 16:12)

А. Выразившийся в противопоставлении Ему Иоанна Крестителя (11:2−19) (Лк 7:18−35)

1. ВОПРОС ИОАННА (11:2−3)

Мф 11:2−3. У Матфея написано (4:12), что Иоанн Креститель был заключен в темницу. О причине этого евангелист пишет позднее (14:3−4). А здесь мы читаем: Иоанн… услышав… о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Слова «Который должен придти» соответствуют титулу Мессии (основанием этого «титула» послужили Пс 39:8 и Пс 117:26; сравните с Мк 11:9; Лк 13:35). Иоанн наверное спрашивал себя: «Если я являюсь предтечею Мессии, а Иисус — Мессия, то почему я нахожусь в тюрьме?» Крестителю нужна была ясность в этом вопросе — ведь он ожидал, что Мессия победит беззаконие, осудит грех и установит Свое царство.

2. ОТВЕТ ИИСУСА (11:4−6)

Мф 11:4−6. Прямо «да» или «нет» Иисус на вопрос Иоанна не ответил. Но сказал его ученикам: Пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите. А служение Иисуса сопровождалось поразительными вещами, которые спрашивавшие «слышали» и «видели»: слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие обретали слух, мертвые воскресали, и нищие благовествовали (в англ. переводе Библии сказано: «нищим проповедовалась благая весть»). Все это, конечно, свидетельствовало о том, что Иисус действительно обещанный Мессия (Ис 35:5−6; Ис 61:1). И поистине блаженны были те, кто сумели распознать эту истину.

Тогда еще не настало для Мессии время осудить этот мир за его греховность. Отвержение Его Израилем отодвигало и сроки установления Царства Его на земле. Но все (включая Иоанна Крестителя), кто принимали и принимают Иисуса Христа как Личность и участвуют в делах Его, благословляются Богом.

3. ИИСУС ГОВОРИТ К НАРОДУ (11:7−19)

Мф 11:7−15. Вопрос Иоанна побудил Иисуса обратиться к народу с речью. Ведь этот вопрос мог вызвать у некоторых сомнение: а связан ли Иоанн с Мессией? Вот почему слова Иисуса вначале звучат «в защиту» Иоанна: нет, он не был тростью, ветром колеблемой. Как не был и человеком, одетым в мягкие одежды, ибо место таковых в царских дворцах (Иоанн и в самом деле отнюдь не в мягкие одежды одевался; 3:4). А был он истинным пророком, возвещавшим необходимось покаяния, так как это — требование Бога ко всем людям.

Даже больше пророка был Креститель, по словам Иисуса, ибо это он, во исполнение сказанного в Мал 3:1, явился как предтеча Мессии (в русском тексте Библии «Ангел… пред лицем» Его). Евангелист Марк объединил в параллельном месте пророчество Малахии (3:1) с пророчеством Исаии (40:3) — говоря о том, кто должен «приготовить путь Господу» (Мк 1:2−3).

Иисус добавляет, что из всех людей, живших на земле, не было большего, чем Иоанн Креститель. Но и меньший в Царстве Небесном больше его, подчеркивает Он, выражая ту мысль, что привилегии, которые получат ученики Христа в Его Царстве, превзойдут все то, что дано кому бы то ни было из людей испытать здесь на земле. (Возможно, по смыслу стих 13 ближе к стих 11, чем к стих 12, так как в нем «величина» Крестителя определяется еще и тем, что все, соответствовавшее Божиему замыслу, пророки и закон прорекли до Иоанна, а он пришел во исполнение «прореченного», с последним возвещением о Мессии и непосредственно перед Ним. — От ред.)

В стихе 12 мог быть вложен неоднозначный смысл. С одной стороны, Царство, которое надлежит установить Иисусу, силою берется в том отношении, что нечестивые люди пытаются «похитить» его; т. е. подразумевается, что религиозные вожди иудеев, современники Иоанна и Иисуса, противостоявшие им, хотели бы «установить» такое царство «на свой лад». Однако здесь может содержаться и та мысль Спасителя, что слушателям Его необходимо усилие, чтобы поверить в Него и тем самым обрести доступ в истинное Царство Его.

Проповедь Иоанна народу верна, и, если бы иудеи пожелали принять ее и соответственно принять Иисуса, то по праву могли бы уподобить Крестителя Илии, которому должно придти (согласно верованиям иудеев, Илия явится перед пришествием Мессии; Мал 4:5−6; не ветхозаветного пророка Илию в буквальном смысле подразумевал здесь Иисус, но, говоря об Иоанне, уподоблял его Илии в духовном смысле).

Мф 11:16−19. Иисус сравнивал род сей (поколение современных Ему иудеев) с малыми детьми, которые сидят на улице; их ничем не удается занять, и все — не по ним. Подобно тому, как эти капризные дети не желают играть ни в веселую игру (не хотят плясать под игру на свирели), ни в печальную (не хотят плакать под грустные песни; возможно, подразумевались игры в свадьбу и в похороны), так и народ не желает принять ни Иоанна, ни Иисуса.

Иоанн не нравился им потому, что не ел и не пил, а Иисус — потому, что ел и пил не с теми, по их мнению, с кем следовало. Про Иоанна они заявляли, что «в нем бес», а Иисуса отвергали как человека, который любит есть и пить вино, как друга мытарям и грешникам. И хотя «роду сему» нельзя было угодить ничем, премудрость (или мудрость), проповеданная Иоанном и Иисусом, будет оправдана по результатам ее (чадами ее), т. е. тем, что многие благодаря этой проповеди войдут в Царство Небесное.

Б. Вызов, брошенный Царю, — как виден он из осуждения Им городов (11:20−30); (Лк 10:13−15, 21−22)

Мф 11:20−24. Хотя в первое пришествие Иисуса на землю возвещение суда не было Его главной задачей, грех Он все же осудил. В данном случае — через осуждение Им тех городов, в которых совершил наиболее значительные чудеса: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум (все они были расположены близ северо-западного побережья Галилейского моря).

Если бы в языческих городах Тире и Сидоне, расположенных приблизительно в 55 и 90 км соответственно вглубь от Галилейского моря, и в Содоме (стоявшем южнее него примерно на 160 км) были явлены такие чудеса, говорил Господь, то их жители покаялись бы. Но зато и суд, которому подвергнутся они, хоть и страшный, будет не столь беспощадным, как суд над упомянутыми иудейскими городами. (В настоящее время все эти три города, отвергнувшие Мессию, полностью разрушены.) И хотя Иисус жил некоторое время в Капернауме, город этот, до неба вознесшийся (как полагают, вследствие того, что Иисус удостоил его Своим пребыванием), до ада низвергнется — со всеми, кто жил в нем в дни Христа.

Мф 11:25−30. Тональность речи Иисуса здесь резко меняется; обращаясь к Небесному Отцу, Он славит Его за тех, кто с верою обратились к Сыну. Ранее осудивший современное Ему поколение иудеев за их ребяческие мысли и поведение (стихи 16−19), тут Он говорит как о детях (младенцах) о доверившихся Ему (подразумевая их простоту и чистоту).

Открыть таковым тайны мудрых дел Своих (а не тем, кто почитают мудрыми себя) было благоволением Отца. Только Сын и Отец, соединенные узами Святой Троицы, в совершенстве знают друг друга (11:27). (Пять раз повторяется слово «Отец» в стихах 25−27.) Что же касается людей, то лишь тем из них, кто в состоянии познать Отца и дела Его, хочет открыть их Сын (сравните Ин 6:37).

Далее следует призыв Иисуса ко всем труждающимся и обремененным, чтобы шли к Нему. Все человеческие «затруднения» в конечном счете происходят от того, что люди несут на себе бремя греха и его последствий. И если они хотят освободиться от этого «груза», им нужно прийти к Иисусу и, вместо своего греховного бремени, взять на себя Его иго и научиться от Него кротости и смирению: только тогда смогут они найти покой своим душам. Взять на себя «иго» Христа значит стать Его учениками и соучастниками в провозглашении Божиих целей для людей. Подпасть под это «иго», отдать себя Иисусу, Который кроток и смирен сердцем, — благо, потому и бремя Его легко.

Примечания:

 
Открытый перевод
[35] Ис 2:18; 35:5; 42:18.
[36] Ис 26:19.
[37] Исх 23:20; Мал 3:1.
[38] Иер 6:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.