По Матфею 16 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 А фарисеи и саддукеи, чтобы испытать Его, пришли и попросили явить им знак с неба.
2 Но Он сказал им: Вечером вы говорите: «Небо багровое, это — к хорошей погоде»,
3 а утром говорите: «Небо хмурое и багровое, значит, днем будет пасмурно». Так приметы погоды вы знаете, а знаков времени распознать не можете? (Ср. Лк 54−56).52
4 «Поколение порочное и неверное хочет знаков, но не будет дано ему другого знака, кроме знака Ионы». И Он ушёл от них прочь.
5 Переправляясь на другой берег, ученики забыли взять с собой хлеб.
6 Иисус сказал им: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской!»
7 А они подумали: «Хлеба-то мы и не взяли!»
8 Иисус всё понял и сказал: «Маловеры! Вы думаете о том, что не взяли хлеба?
9 Неужели вы ещё ничего не поняли? Или вы забыли о пяти хлебах на пять тысяч человек и о том, сколько корзин с остатками вы тогда унесли?
10 Забыли о семи хлебах на четыре тысячи человек и о том, сколько корзин с остатками вы унесли?
11 Неужели не ясно, что Я говорю не о хлебе, а чтобы вы береглись фарисейской и саддукейской закваски!»
12 Тогда они поняли, что Он предостерегал их не от хлебной закваски, а от учения фарисеев и саддукеев.
13 Придя в область Кесарии Филипповой, Иисус спросил учеников: «Кем считают люди Сына Человеческого?»
14 Они ответили: «Одни — Иоанном Омывающим, другие — Илиёй, третьи — Иеремией или иным пророком».
15 Тогда Он спросил: «А вы сами кем Меня считаете?»
16 Шимон, он же Пётр, ответил: «Ты — Помазанник, Сын живого Бога!»
17 Иисус воскликнул:
«Счастлив ты, Шимон Бар-Иона,
ибо это тебе открыл
не человек из плоти и крови,
а Отец Мой небесный!
18
Я скажу тебе: ты — Скала,
и на ней Я построю Церковь Мою,
которую не одолеют и силы ада.
19
Я дам тебе ключи от Царства Небесного:
что ты свяжешь на земле, то будет связано и на небе,
а что развяжешь на земле, то будет развязано и на небе».
20 После этого Иисус велел ученикам никому не говорить, что Он — Помазанник.
21 С того времени Он начал открывать им, что должен идти в Иерусалим и вытерпеть много мук от старейшин, первосвященников и книжников, что Он будет казнён, но на третий день воскреснет.
22 Пётр, отведя Его в сторону, начал возражать: «Боже упаси, господин мой! Пусть не случится с Тобой такого!»
23 Но Иисус, взглянув на Петра, сказал: «Прочь от Меня, Сатана! Ты Мне помеха: не о Божьем ты помышляешь, а о человеческом!»
24 Потом Он сказал ученикам:
«Кто хочет идти за Мной,
пусть отвергнет себя
и поднимет свой крест —
и тогда пусть следует за Мной.
25
Кто хочет спасти свою жизнь — тот погибнет.
А кто погибнет ради Меня — обретёт жизнь.
26
Что пользы человеку,
если он приобрёл целый мир,
но потерял жизнь?
Чем может человек
выкупить свою жизнь?
27 Ибо придёт Сын Человеческий с ангелами в славе Отца Своего и воздаст каждому по заслугам53!
28 Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, пока не увидят, как придёт Сын Человеческий и царство Его».

Толкование Далласской семинарии

б. Второе столкновение и его результаты (16:1−12)

Мф 16:1−4 (Мк 8:11−13; Лк 12:54−56). Как только Иисус возвратился в Израиль, к Нему снова приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. В самой этой не впервые повторяемой просьбе таилось отвержение всех тех знамений и чудес, которые Он совершал на их глазах прежде (Мф 12:38).

Они хотели более впечатляющего свидетельства, чем исцеление больных. «Яви нам его, и мы уверуем», — как бы говорили они. «Знамения с неба» они просили не случайно, так как среди иудеев существовало представление, что на земле чудеса могут творить и демоны, а вот на небе — только Бог. Однако Иисус и на этот раз отверг их домогательства, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (16:4 сравните с 12:39).

Он заметил им, что в знамениях на небе «метеорологического характера» они разбираются, а духовные знамения (знамения времен), неоднократно засвидетельствовавшие о Нем, не доходят до них. Однако являть им знамения, чтобы потешить их, Иисус не собирался. Снова повторяет Он, что другое знамение… кроме знамения Ионы пророка (сравните 12:38−42), не будет им дано. Господь знал, конечно, наперед, что и это знамение они не воспримут, пока не станет поздно…

Мф 16:5−12 (Мк 8:14−21). Отойдя от фарисеев и саддукеев, Иисус предупредил Своих учеников: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Ученики отнесли эти Его слова на тот счет, что они забыли взять с собою хлеб. Но Иисус объяснил им, что не это имел в виду. И напомнил, как уже дважды накормил Он малым количеством пищи великое множество людей — да так, что пища еще и осталась (Мф 14:13−21; Мф 15:29−38).

Итак, не о пище тревожился Иисус, потому что, если бы в ней возникла нужда, Он сумел бы удовлетворить ее. А учеников, все еще не осознавших этого до конца, Он назвал маловерными (16:8; трижды еще называет их так Господь в Евангелии от Матфея: 6:30; 8:26; 14:31). И снова, обращаясь к ним, повторил Он свое предостережение: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Только тогда поняли ученики, что Он имел в виду учение фарисейское и саддукейское, которое, проникая в народ, весь его развращало, подобно закваске, квасящей все тесто.

V. Воспитание и поощрение учеников Царя (16:13 — 20:34)

А. Откровение о предстоящем Царю отвержении (16:13 — 17:13)

I. ЛИЧНОСТЬ МЕССИИ (16:13−16) (Мк 8:27−30; Лк 9:18−21)

Мф 16:13−16. Иисус с учениками перешли в страны Кесарии Филипповой, располагавшиеся примерно на 45 км севернее Галилейского моря; это была область, которой правил родной брат Ирода Антипы — Ирод Филипп. Тут Иисус спросил учеников о том, за кого принимают Его люди. Ответ их прозвучал, казалось бы, лестно: Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. В самом деле, Его учение было схоже с тем, чему учил каждый из них. И все-таки ни один из этих ответов не был верным.

Тогда Господь спросил самих учеников: А вы за кого почитаете Меня? Отвечая от имени всех, Петр произнес слова, ставшие знаменитыми: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Как Христос Он был Мессиею. Греческая фраза «Хо кристос», употребляемое в Новом Завете, соответствует ветхозаветному «машиах» (Мессия), то есть «Помазанный». В Нем исполнились все обетования Бога Израилю.

И как это явствует из Ветхого Завета, Мессия — более чем человек. Он — Бог (Ис 9:6; Иер 23:5−6; Мих 5:2). Петр таким образом признал Божественность Иисуса как Сына Божиего. К этому заключению ученики пришли после того, как провели с Господом некоторое время, слушая Его слова и наблюдая Его чудеса.

2. ПЛАН МЕССИИ (16:17−26)

Мф 16:17−20. Господь с похвалою отнесся к словам Петра. Этот Его ученик пришел к правильному выводу относительно личности Учителя, что делало его блаженным, так как стало залогом особых для него благословений. Господь добавил, однако, что к высказанному им заключению Петр пришел не сам по себе, а потому, что Отец Небесный открыл ему это.

Петр прожил жизнь соответственно своему имени (которое означает «камень»), неоднократно являя в своем христианском служении достойные твердость и стойкость; он истинно был подобен камню, скале. Это имя, звучащее по арамейски как «Кифа», Иисус дал ему еще при первой их встрече (Ин 1:41−42).

Признание Мессии учениками повлекло за собой провозглашение Им Его «программы действий». В греческом тексте решающие в этом смысле слова Иисуса приведены следующим образом: Ты — Петр (Петрос, муж. род), и на сем камне (петра, жен. род) Я создам Церковь Мою… По причине видоизменения упомянутого греческого слова многие богословы консервативного направления держатся мнения, что Иисус созидает Церковь на Самом Себе. Но другие считают, что Церковь была создана на Петре и других апостолах — как на камнях, образовавших ее «фундамент» (Еф 2:20; Откр 21:14).

Существует и такое представление, что Церковь возникла «на Петре» в том смысле, что она строилась на свидетельстве Петра. Думается, что правильнее всего читать это место так: Иисус, похвалив Петра за безоговорочное признание Его как Мессии, заявил о предстоящем созидании Церкви на Самом Себе как на основании ее (1Кор 3:11).

Итак, созидание Церкви предстояло Иисусу Христу в будущем: тогда процесс этот не был еще начат Им. Он сказал: Я создам (будущее время) Церковь Мою, потому что прежде чем начать осуществление «новой программы» нужно было окончить дело, начатое по отношению к Израилю и в связи с ним. Может быть, этим объясняются слова Иисуса, которыми кончается фраза: И врата ада не одолеют ее (в значении «не помешают исполнению второй программы»).

Дело в том, что в сознании иудеев «врата ада» связывались с понятием физической гибели, и Господь давал таким образом понять ученикам, что Его физическая смерть не помешает созиданию Церкви. Позже (Мф 16:21) Он прямо скажет о предстоящей Ему смерти. Он хорошо знал как о неизбежности ее, так и о Своей победе над ней через воскресение.

Тогда, после смерти Его и воскресения, и предстояло зародиться Его Церкви, а именно в день Пятидесятницы; Петру же и вместе с ним другим апостолам предстояло сыграть в этом событии важную роль. И дам тебе ключи Царства Небесного (подразумевая Церковь), провозгласил Иисус, обращаясь к Петру. «Ключи» — это символ власти, поскольку «домоправитель», пользовавшийся доверием своего господина, всегда имел при себе ключи от его владений и до известной степени распоряжался в них (сообразно с волей господина). (сравните с выражениями «ключи ада и смерти» в Откр 1:18 и «ключ Давидов» в Откр 3:7, где речь идет о «ключах», данных Иисусу.)

Петру же Иисус сказал, что, владея «ключами», которые Он даст ему, тот будет в состоянии «связывать и разрешать» (в значении определять в ту или иную сторону) судьбы людские на земле (на основании духовного состояния людей), и это скажется на состоянии их в жизни будущей. (Господь мог иметь в виду, что самое признание Его Петром как Сына Бога Живого есть тот «ключ», с которым он станет допускать людей в Его царство — в противоположность книжникам и фарисеям, которые «запирали» двери его перед желавшими туда войти — от ред.)

Но всякое «решение и разрешение» относительно судеб человеческих сначала принимается на небе, так что Петру предстояло «пользоваться» данной ему привилегией под руководством свыше. Примеры этому в его жизни — многочисленны. Скажем, происшедшее в день Пятидесятницы, когда именно Петр возвестил народу Евангелие и заявил, что всякому, кто примет его с верою, будут прощены грехи его (Деян 2). То же сделал он и в доме Корнилия (Деян 10−11; сравните Деян 15:19−20). Надо, однако, сказать, что такая же привилегия дана была всем ученикам Иисуса (Ин 20:22−23).

Объявив о предстоящем строительстве Церкви, Иисус запретил Своим ученикам, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос, т. е. Мессия.

Господь знал, что для Израиля прошло время принять Его предложение, и что дни последнего Его отвержения приближаются. В свете этого ученикам просто не было смысла убеждать иудеев, которые фактически уже отвернулись от своего Мессии.

Мф 16:21−26 (Мк 8:31−38; Лк 9:22−25). С того времени Иисус начал говорить… ученикам о приближении Своей смерти. Ему необходимо было идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников… Его убьют в Иерусалиме, говорил Он, но на третий день Он воскреснет из мертвых. Здесь содержится первое у Матфея предсказание о смерти Христа. Другие в Мф 17:22−23 и Мф 20:18−19.

Петр, услышав это, отозвал Его и начал прекословить… Ученик, только что получивший от Учителя великое благословение, все-таки не мог полностью вместить Его плана. В его сознании не укладывалось, что, будучи Мессией, Иисус может погибнуть от рук религиозных вождей. Петр был, по-видимому, настолько поражен вестью о неизбежности смерти Учителя, что не расслышал Его дальнейших слов — о воскресении Его. Господь строго выговорил Петру за его поведение — ведь в этой ситуации им воспользовался как своим орудием сатана. Потому Иисус и обратился прямо к злому духу, который говорил к Нему устами Его ученика, и повторил то, что однажды уже приказал ему — чтобы отошел от Него (4:10).

Петр хотел уговорить Иисуса, чтобы не шел на смерть, но ведь ради этого Он и явился на землю. Попытка избежать распятия, что сатана фактически предлагал Ему и ранее (4:8−10), соответствовала бы его желанию, а не Божию.

В данном случае Петр хотел, чтобы Иисус последовал его плану ради облегчения собственных Его обстоятельств, но, отвечая ему, Господь дает понять, что и самим ученикам приверженность к Нему обойдется в определенную цену. Ибо Он отнюдь не сулит им немедленного увенчания славой, но тот, кто хочет идти за Ним, должен отказаться от себя, от многих своих желаний и амбиций. Последователю Христа надо взять крест свой и следовать за Ним (сравните 10:38).

По существовавшему в Римской империи обычаю осужденный на крестную смерть сам должен был нести крест к месту своей казни, как бы заявляя этим публично, что в конечном счете покоряется закону Рима, которому прежде противился. Подобно этому, и ученики Иисуса должны были «заявить» о своей покорности Богу, против Которого когда-то бунтовали.

Путь, который предстоял как Иисусу, так и Его последователям, был путем печали и страданий. Но потерявший на нем жизнь обретет жизнь лучшую. Подобные слова были уже сказаны Иисусом прежде — в связи с естественными чувствами человека к его близким (10:38−39). Здесь же (16:24−25) Он повторяет их по причине заблуждения Петра и желая объяснить ему и другим «цену» их ученичества.

Если бы человеку возможно было «приобрести весь мир» и долго жить, наслаждаясь богатством и властью, однако тем повредить душе своей, какая была бы ему польза в том? Смысл сказанного Иисусом тут и далее: истинный ученик Его ищет Его воли и исполняет ее, каким бы путем ни повела она его.

3. КАРТИНА ЦАРСТВА МЕССИИ (16:27 — 17:13)

Мф 16:27−28 (Мк 9:1; Лк 9:26−27). Продолжая наставлять учеников, Иисус пророчески заявил о Своем втором пришествии: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими… (сравните Мф 24:30−31; 2Фес 1:7). Будучи «Сыном Бога Живого» (Мф 16:16), Он обладал Божественной природой, но как «Сын Человеческий» — одновременно обладал и природой человеческой (толкование на 8:20).

Придя во второй раз, Господь наградит Своих слуг за проявленную ими верность — соответственно тому, как выразится она в их делах.

Говоря о Своем втором пришествии, Иисус заявил, что некоторым из Его учеников (стоящих здесь) славу грядущего Царства будет позволено увидеть прежде нежели окончится их земное существование. Эти слова Спасителя многие не понимают в том их значении, в каком они были сказаны. Между тем, объяснение их кроется в событии, которому вскоре предстояло совершиться, а именно — в преображении Господа.

Примечания:

 
Открытый перевод
[52] Часть рукописной традиции добавляет: Вечером вы говорите: «Небо багровое, это — к хорошей погоде», 3 а утром говорите: «Небо хмурое и багровое, значит, днем будет пасмурно». Так приметы погоды вы знаете, а знаков времени распознать не можете? (Ср. Лк 54—56).
[53] Пс 61:13; Прит 24:12.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.