По Матфею 19 глава

Евангелие по Матфею
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Закончив эту беседу, Иисус покинул Галилею и пришёл в иудейские земли за Иорданом.
2 За ним ходили толпы людей, и Он исцелял их.
3 Тут подошли к Нему фарисеи и, испытывая Его, спросили: «По любой ли причине позволено мужу отвергать жену?»
4 Он ответил: «Неужели вы не читали в Писании, что в начале Творец создал их мужчиной и женщиной60
5 И добавил: «Поэтому пусть оставит человек отца и мать и соединится с женой, и пусть они станут одной плотью.
6 Так что их уже не двое, они — одно. Человек не должен разъединять то, что соединил Бог».
7 Они возразили: «Почему тогда Моисей установил, что муж может отвергнуть жену, дав ей свидетельство о разводе?»
8 Он ответил: «Из-за вашего жестокосердия разрешил вам Моисей отвергать жён, а в начале было не так.
9 Говорю вам, кто отвергнет жену по любой причине, кроме неверности, и женится на другой, тот виновен в измене62».
10 Ученики сказали Ему: «Если обязанности мужа перед женой таковы, то лучше совсем не жениться!»
11 Он ответил: «Этот путь — не для всех, а только для тех, кому дано.
12 Ибо есть те, кто родились евнухами, есть те, кого евнухами сделали люди, и есть те, кто стали евнухами ради Царства Небесного. Кто может это принять, пусть примет!»
13 Привели к Нему детей, чтобы Он с молитвой возложил на них руки, но ученики не пускали их.
14 Иисус сказал: «Пусть дети идут ко Мне. Не удерживайте их, ибо Царство Небесное — для таких как они».
15 И, возложив руки на детей, Он ушёл оттуда.
16 И вот, к Нему подошёл человек и спросил: «Учитель, какое мне сделать благо, чтобы обрести вечную жизнь?»
17 Иисус сказал: «Почему ты спрашиваешь Меня о благе? Есть лишь Один, Кто благ. Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди».
18 Тот спросил: «Какие?» Иисус ответил: Не убивай, не сожительствуй с чужою женой, не кради, не лжесвидетельствуй,
19 чти отца и мать63 и люби ближнего, как самого себя64.
20 Юноша сказал: «Всё это я соблюдаю. Чего ещё мне не достаёт?»
21 Иисус ответил: «Если хочешь достичь совершенства, продай имущество и деньги раздай бедным — и получишь сокровище на небе. А затем приходи и следуй за Мной!»
22 Услышав это, юноша ушёл в печали, потому что он был очень богат.
23 А Иисус сказал ученикам: «Говорю вам истину: трудно богачу войти в Царство Небесное.
24 И ещё скажу: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в Царство Божье».
25 Ученики сильно удивились и спросили: «Кто же может спастись?»
26 Взглянув на них, Иисус ответил: «Для людей это невозможно, но для Бога возможно всё».
27 Пётр спросил: «А вот мы всё бросили и пошли за Тобой — что нам за это будет?»
28 Иисус ответил: «Говорю вам истину: при возрождении мира, когда Сын Человеческий воцарится со славой, тогда и вы, каждый из двенадцати Моих учеников, воцаритесь как правители и судьи двенадцати колен Израилевых.
29 И всякий, кто ради имени Моего оставил дом, братьев или сестёр, отца или мать, детей или пашню, тот получит во сто крат больше и обретёт вечную жизнь.
30 Ведь и многие из первых станут последними, а многие из последних — первыми.

Толкование Далласской семинарии

8. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВОДОВ (19:1−12) (Мк 10:1−12)

Мф 19:1−12. В последний раз Иисус… вышел из Галилеи и направился в Иерусалим через пределы иудейские, переправившись на восточный берег Иордана. Эта область называлась Пиреа. Как это часто бывало и раньше, за Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И вот тогда приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, спросили: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? По этому вопросу в Израиле существовал глубокий раскол.

Последователи Гиллеля считали, что разводиться можно практически по любой причине, а последователи Шеммаи учили, что развод допустим только в случае прелюбодеяния. Не вдаваясь в детали этого спора, Иисус лишь напомнил фарисеям о первоначальной Божией цели при учреждении Им брачных уз. Первых людей Бог сотворил как мужчину и женщину (стих 4; Быт 1:27).

Но затем соединил их неразрывным брачным союзом. По смыслу своему и назначению брачные узы — больше чем узы, связывающие детей и родителей, поскольку сказано: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт 2:24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, подчеркнул Иисус.

Тогда фарисеи, думая смутить Его, спросили, почему же Моисей допускал в свое время развод (Мф 19:7). Господь ответил, что Моисей вынужден был пойти на это по жестокосердию народа (Втор 24:1−4). Однако в первоначальные намерения Бога развод не входил. Ибо Богу угодно, чтобы муж и жена всю жизнь жили вместе. Развод допустим, заявил Иисус, лишь в случае прелюбодеяния (Мф 5:32).

Относительно этой «оговорки», приведенной лишь в Евангелии от Матфея, богословы расходятся во мнениях. Прежде всего «прелюбодеянию» в греческом тексте соответствует слово порнейа, значение которого шире, чем собственно «прелюбодеяния» как супружеской неверности (греческое слово «моичейа»). Итак:

1) Некоторые исследователи Библии считают, что Иисус имел в виду именно супружескую измену (моичейа) одной из сторон — как единственное основание для развода. Среди тех, кто придерживаются такого понимания, нет единства по поводу того, могут ли разведенные вступать в повторный брак.

2) По мнению других, порнейа в устах Иисуса означала неверность в период обручения, т. е. в тот период времени, когда иудей и иудеянка, считаясь супругами, в фактический брак еще не вступали. Если в это время обнаруживалось, что невеста беременна (как это произошло с Марией — Мф 1:18−19), то договор о браке мог быть расторгнут.

3) Третьи полагают, что под порнейа понимался брак между кровными родственниками, который законом был запрещен (Лев 18:6−18). Если муж обнаруживал, что его жена — близкая его родственница, то такой брак — как кровосмесительный — подлежал расторжению. Некоторые думают, что именно в этом значении употреблено слово порнейа в Деян 15:20, 29 (сравните 1Кор 5:1).

4) Точка зрения четвертых на упомянутое греческое слово та, что оно подразумевает супружескую неверность как образ жизни, т. е. постоянные измены со стороны одного из супругов. Основанием для развода является таким образом чуждое раскаянию поведение мужа или жены, каковым брачный союз разрывается фактически.

Но какой бы точки зрения на «оговорку» Иисуса ни придерживаться, ясно, что Он утверждал нерасторжимость брака. Фарисеям слова Его настолько не понравились, что они заявили: лучше в таком случае вовсе не жениться. Однако брак был установлен Богом для блага людей (Быт 2:18). И одна из его функций — удерживать их от греха похоти (1Кор 7:2).

Ибо лишь очень немногие в мире свободны от него, будучи скопцами в буквальном смысле слова (от рождения или подвергшись кастрации), либо «скопцами» по собственной воле (для Царства Небесного); в последнем случае речь идет о людях, способных обуздывать свои природные инстинкты ради осуществления Божиего дела на земле (стих 12; сравните 1Кор 7:7−8, 26). Но, конечно, не все могут оставаться одинокими (Мф 19:11). Немало людей, однако, и будучи женаты, с честью служат Господу в этом мире.

9. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕТЕЙ (19:13−15) (Мк 10:13−16; Лк 8:15−17)

Мф 19:13−15. Многие родители приводили детей к Иисусу, чтобы Он возложил на них руки и помолился о них. Ученики же возбраняли родителям, видимо, считая, что те лишь отнимают у Иисуса время. Возможно, они успели забыть, что недавно говорил им Учитель о детях — о том, как они ценны для Него, и какой это серьезный грех «соблазнить одного из малых сих» (18:1−14).

Иисус, наверное, напомнил им об этом и сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне… Ибо Царство Небесное предназначено не только для взрослых, которые кому-то могут казаться более ценными, чем дети. Но всякий, кто приходит к Господу с верою, ценен для Царствия Его. В знак этого Иисус не ушел из того места, пока не благословил всех детей, приведенных к Нему (19:15).

10. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО БОГАТЫХ (9:16−26) (Мк 10:17−31; Лк 18:18−30)

Мф 19:16−22. Молодой человек (стих 20), богатый (стих 22) и занимавший высокое положение (Лк 18:18), возможно, член синедриона, подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Заметьте, он не спросил, как заслужить ему спасение, но как гарантировать себе доступ в Царство Мессии.

Он хотел знать, каким добрым делом мог бы засвидетельствовать о своей праведности и, значит, «годности» для Царства. Ответив ему, что «благ» лишь Бог, Иисус, возможно, ожидал, что юноша подтвердит свою веру в Него как в «Благого» на том основании, что Он одно со Своим Небесным Отцом, но тот промолчал.

Тогда Иисус сказал ему, что для того, чтобы войти в жизнь вечную (т. е. стать «причастником» жизни в Царстве Божием), необходимо соблюдать заповеди, подразумевая Моисеев закон, который был официальным «показателем» праведности. Юноша сразу же пожелал уточнить, какие именно. Ведь религиозные вожди добавили к закону Моисееву множество собственных заповедей.

И юноша как бы спрашивал у Христа: «Должен ли я исполнять все заповеди, приписываемые фарисеями?» В ответ Иисус перечислил несколько заповедей, начертанных на второй скрижали Завета, начиная с 5 по 9: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать (Исх 20:12−16). Он не упомянул десятой заповеди (Исх 20:17), запрещающей желать того, что принадлежит не тебе, а другому, но итог сказанному подвел в словах: люби ближнего твоего, как самого себя (Лев 19:18; Мф 22:39; Рим 13:9; Гал 5:14; Иак 2:8).

Все это я исполнял от своей юности, ответил молодой человек, возможно, испытывая при этом чувство, что чего-то ему все-таки недостает (19:20). Только Бог знает, действительно ли исполнял он заповеди, упомянутые Иисусом. Он, по крайней мере, так считал… И тогда Господь прямо указал ему на его «проблему», сказав: …пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах.

Если бы юноша был праведен той внутренней праведностью, которая дается по вере в Иисуса как в Бога, то явил бы истинное милосердие, раздав свое богатство «нищим», и последовал бы за Господом, как Тот предложил ему. Но слова Господа лишь опечалили юношу, и он отошел от Него. Нежелание его расстаться со своим богатством свидетельствовало, что не любил он своих ближних, как самого себя, а, значит, не все заповеди исполнял, и спасение таким образом не наследовал. Больше об этом юноше ничего не сказано; возможно, он так никогда и не последовал за Христом. Ибо деньги свои любил больше, чем Бога, и тем нарушал даже первую заповедь (Исх 20:3).

Мф 19:23−26. Случай с богатым юношей побудил Иисуса высказать ученикам короткое поучение. Трудно богатому войти в Царство Небесное, заметил Он, и, подчеркивая Свою мысль, продолжал: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. И это по той причине, что состоятельные люди больше полагаются на свое богатство, чем на Господа, между тем как не богатство спасает, а Господь.

Удивленные ученики спросили: Так кто же может спастись? Этот их вопрос выдал привычные для них мысли, почерпнутые у фарисеев. Те ведь учили, что Бог дает богатство тем, кого любит. Но если и богатый не может войти в Царство Его, так кто же может! Ответ Иисуса прозвучал вполне определенно: самому человеку спасение «стяжать» невозможно, оно дается только Богом, для Которого ничего невозможного нет.

11. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СЛУЖЕНИЯ И НАГРАДЫ ЗА НЕГО (19:27 — 20:16)

Мф 19:27−30. Только что Иисус предложил богатому юноше все продать и последовать за Ним. Ученики именно так и поступили, пожертвовав всем ради Иисуса, как выразил это Петр: Вот мы оставили все и последовали за Тобою: что же будет нам? Тогда как богатый юноша не нашел в себе сил оставить все, что имел (стих 22), Петр и другие ученики оставили дома свои, дела и близких и пошли за Господом (4:18−20; 9:9 сравните с 16:25). Петр рассуждал логично: их, которые не полагались на то, что имели, Бог должен вознаградить!

И тогда Господь сказал им, что при обновлении всего сущего (соответствует пакибытию в русском тексте) последовавшие за Ним получат заслуженную ими награду. Хотя теперь Израиль отвергает предложенное ему Царство, оно наступит и приведет к громадным переменам в духовной области (Ис 2:3; Ис 4:2−4; Ис 11:96) и в области политической (Ис 2:4; Ис 11:1−5, 10−11; Ис 32:16−18), а также к переменам географического и физического порядка (Ис 2:2; Ис 4:5−6; Ис 11:6−9; Ис 35:1−2). Тогда-то и воссядет Христос на престоле славы Своей (Мф 25:31; Откр 22:1).

В Царстве Его ученики займут особое место, сев на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Откр 21:12−14). (Заметим, что «судить» древние иудеи понимали и в смысле «властвовать». — Ред.) Все те, кто оставили свои дома и близких ради Господа, получат намного больше того, что потеряли (Мф 19:29). И это в дополнение к жизни вечной, которую они обретут в Его Царстве.

Хотя может показаться, что в земной своей жизни они, все утратившие, заняли Последнее место, в вечности они все получат сторицей и станут там первыми. Те же, кто, подобно богатому юноше, сейчас имеют все (являются «первыми»), обнаружат в тот день, что все потеряли (многие же будут первые последними; сравните 20:16).

Примечания:

 
Открытый перевод
[60] Быт 1:27; 5:2 греч.
[62] В некоторых рукописях: тот толкает ее на измену. Часть рукописной традиции добавляет: а кто женится на разведенной, тот сожительствует с чужою женой.
[63] Исх 20:12—16; Втор 5:16—20.
[64] Лев 19:18 греч.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.