По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Однажды Иисус был приглашен в дом к видному фарисею на субботнюю трапезу, причём за Ним внимательно наблюдали.
2 Там был человек, страдавший водянкой.
3 Обратившись к фарисеям и книжникам, Иисус спросил:
— Можно ли исцелять в субботу?
4 Они промолчали. Тогда Он прикоснулся к больному и, исцелив, отпустил.
5 Затем Он спросил их:
— Если ваш сын или вол в субботу упадет в колодец, неужели вы не вытащите его сразу же?
6 И им нечего было сказать.
7 Видя, как гости спешат занять почетные места за столом, Иисус рассказал им притчу:
8 — Если тебя пригласили на свадебный пир, не занимай почетное ложе, потому что среди приглашенных может оказаться гость поважнее тебя.
9 Тогда хозяин, пригласивший вас обоих, подойдет и скажет тебе: «Уступи ему место». И придется тебе, к стыду своему, занять наименее почетное место.
10 Если тебя пригласили, старайся, наоборот, занять самое нижнее ложе. Тогда хозяин подойдет и скажет: «А ну-ка, друг, займи место повыше!» И этим тебе будет оказана честь в присутствии остальных приглашенных.
11 Каждый возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен.
12 Затем Он сказал хозяину дома:
— Устраивая званый обед или ужин, не приглашай друзей, братьев, родных, богатых соседей, имея в виду, что они, в свою очередь, пригласят тебя, воздадут тебе тем же.
13 Устраивая пир, приглашай, наоборот, неимущих, увечных, хромых, слепых.
14 И благословен ты будешь, потому что им отблагодарить тебя нечем, зато по воскресении праведных ты получишь награду.
15 На это один из возлежащих за столом сказал:
— Благословен тот, кто будет пировать в Царстве Божьем!
16 Иисус сказал ему:
— Один человек решил устроить большой пир и позвал много гостей.
17 И вот, когда настало время пира, он отправил слугу сказать приглашенным: «Приходите, уже все готово!»
18 Но все как один стали отказываться. Один сказал: «Я купил участок земли и должен пойти посмотреть на него. Извини меня».
19 Другой сказал: «Я купил пять упряжек волов и иду проверить их в работе. Извини меня».
20 Третий сказал: «Я недавно женился и поэтому никак не могу прийти».
21 Слуга вернулся и передал всё это господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге: «Пройди по улицам и закоулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых».
22 Вскоре слуга доложил: «Господин, твоё распоряжение выполнено, но место ещё осталось».
23 Тогда хозяин приказал ему: «Пройди по проселочным дорогам, по тропам, и зови всех подряд, чтобы дом мой был полон.
24 Говорю вам, никто из тех, приглашенных, моей трапезы не вкусит!»
25 Иисуса сопровождала большая толпа. Обернувшись, Он сказал этим людям:
26 — Кто приходит ко мне, не возненавидев отца и мать, жену и детей, братьев и сестёр, и даже саму свою жизнь, тот не станет учеником Моим.
27 Кто не несет свой крест и не идет за Мной, тот не станет учеником Моим.
28 Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает затраты, чтобы узнать, хватит ли на постройку средств.
29 Если он заложит фундамент, но не сможет довести стройку до конца, то все будут над ним смеяться
30 и говорить: «Вот, начал строить, а закончить не может!»
31 Какой царь, идя войной на другого царя, не сядет сначала, чтобы прикинуть, сможет ли он, имея десятитысячное войско, сразиться с войском двадцатитысячным.
32 Если нет, то ещё до встречи с противником он отправит к нему посольство с просьбой о мире.
33 Тот из вас, кто не откажется от всего, что имеет, не станет учеником Моим.
34 Соль — хорошая вещь, но если она станет пресной, то как вернуть ей солёность?
35 Ни в землю, ни в навозную кучу её уже не положишь. Остается только выбросить её. Имеющий уши да слышит!

Толкование Далласской семинарии

б. Иисус — о том, что многие язычники и отверженные войдут в Царство (14:1−24)

В этом разделе продолжается мысль, выраженная в 13:22−35, однако, — под другим углом зрения. Здесь внимание привлекается не к тем, кто не войдут в Царство, а к тем, кто войдут в него. Вопреки мнению Своих слушателей, Иисус прямо говорит, что многие из презираемых евреями, а также язычники составят значительную часть обитателей Царства Божиего.

Лк 14:1−6. Случалось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских и вкусить хлеба… и вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью, т. е. водянкой. Возможно, этого человека специально пригласили в дом фарисея, чтобы посмотреть, что станет делать при виде его Иисус. И Он тотчас же взял инициативу в свои руки и спросил у находившихся в доме: позволительно ли врачевать в субботу? Хозяин дома и его гости молчали. Тогда Иисус исцелил больного и отпустил его.

А затем снова обратился к присутствовавшим с вопросом: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тот час ли вытащит его и в субботу? Конечно, и от фарисеев не приходилось ждать на этот вопрос отрицательного ответа, но, хотя они молчали, вывод напрашивался сам собой: помочь страждущему человеку в субботу никак не возбраняется. Чудом, которое совершил, и словами, которые сказал при этом, Христос подготовил почву для обсуждения вопроса о том, могут ли люди церемониально нечистые наследовать Царство Божие.

Лк 14:7−11. Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу. Чем ближе к хозяину пира занимал место гость, тем почетнее считалось оно. И, видимо, гости, входившие в дом, куда пригласили и Христа, старались сесть поближе к хозяину, возлежавшему во главе стола. Своею притчею Иисус хотел побудить их задуматься над духовными реалиями в свете Его проповеди о Царстве Божием.

Главная мысль этой притчи сформулирована в 11 стихе: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Это перекликается со сказанным Иисусом ранее: «Последние будут первыми, и первые будут последними» (13:30). Фарисеи, рассчитывавшие занять важное положение в Царстве, будут унижены, отстраненные другими (14:9). Но если бы они смирили себя, то, возможно, были бы возвышены Богом (стих 10).

Лк 14:12−14. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых… зови нищих, увечных, хромых, слепых, не могущих воздать тебе на земле. Поступающий так служит людям не корысти ради, но во славу Господу (сравните Мф 6:1−18; Иак 1:26−27).

Такой человек приобретает себе сокровища на небе (Мф 6:20), он — «в Бога богатеет» (Лк 12:21). В форму притчи Господь облекает здесь ту мысль, что дорожащие признанием на земле лишаются права на обретение небесной награды, которая есть истинное воздаяние; приходит же оно не в этой временной жизни, но в воскресение праведных.

Лк 14:15−24. (Мф 22:1−10). В ответ на слова одного из гостей: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (сказавший это подразумевал, что и сам он и прочие, приглашенные фарисеем, непременно «возлягут на пиру» в Царстве) — Иисус привел притчу о «большом ужине». И в ней Он дал им понять, что многие из народа израильского не войдут в Царство Божие, и что, вместо них, туда будут позваны люди, презираемые ими, включая и язычников.

Один человек сделал большой ужин и звал многих… Однако званные стали под разными предлогами отказываться от приглашения. Надо заметить, что, рассуждая по человечески, причины, которые они приводили, были уважительными: одному нужно было осмотреть во-время только что купленную землю (возможно, близилось время сева), другому — опробовать новых волов, третий предпочитал остаться дома с молодой женой…

Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых… В этом стихе (стих 21) Иисусом перечислены те, кто считались церемониально нечистыми, подобно человеку, только что исцеленному Им от водянки (стихи 2−4).

Когда же выяснилось, что на пиру еще есть место, хозяин повелел привести, как сказали бы теперь, людей с большой дороги и ночующих под заборами (стих 23). Это может быть символом как людей, наиболее презираемых обществом, так и язычников (последние как бы жили «вне города», т. е. вне израильского общества завета). Хозяин пира заявляет затем, что никто из званных первоначально не вкусит его ужина.

Эта притча об ужине, рассказанная во время трапезы, устроенной фарисеем, созвучна словам Христа об оставлении Им Иерусалима (13:34−35). Люди, которым первым было предложено Царствие Божие, отказались от него, и теперь весть о нем будет обращена к другим, включая и язычников. Ибо сколь убедительно ни звучали бы причины отказа «придти на пир» в ушах самих отказавшихся, отвержение Мессии и Царства Его ничем оправдано быть не может. Нет ничего важнее принятия «Божиего приглашения» — ведь от того, примет его человек или отвергнет, зависит его судьба в вечности.

в. Иисус — о приоритете и необходимости выбора, сопряженных с ученичеством (14:25−35)

Лк 14:25−27. Далее «картина повествования» перемещается в совершенно иные рамки: Иисус продолжает Свой путь в Иерусалим, и Его сопровождает множество народа. Впереди у Него — муки и смерть на кресте, и Ему важно, чтобы «идущие за Ним» до конца осознали, действительно ли хотят быть Его последователями. Как известно, первого страшного испытания не выдержали и самые близкие Его ученики: в тот момент, когда Учителя схватили в Гефсиманском саду, чтобы вести на суд, все они разбежались.

Желая подчеркнуть, перед каким нелегким выбором ставит людей принадлежность к Его ученикам, Христос прибегает к весьма сильным словам: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. В буквальном смысле это нельзя понимать хотя бы потому, что ненависть к ближним явилась бы нарушением закона.

А поскольку Иисус Сам обличал тех, кто нарушают закон, Он не мог проповедовать действительную ненависть. Речь тут идет о приоритете любви и верности (сравните Мф 10:37). Вставшие на путь ученичества в первую очередь должны любить Иисуса и Ему блюсти верность. По сравнению с этим, любовь к ближним и даже к собственной жизни должна отодвинуться «на второй план». (В «житейском контексте» вполне однако можно себе представить, что те, кто следуют за Христом, вопреки желанию своих близких, в их представлении «ненавидят» их.)

Относительно «несения креста своего» (14:27; сравните 9:23) может быть сказано следующее. Присужденных к распятию преступников или пленных римляне принуждали нести кресты их какую-то часть пути к месту казни. Несущий свой крест по городу как бы молчаливо признавал правоту римских властей, приговоривших его к смерти, и собственную неправоту. К образу несения креста учениками Иисус мог прибегнуть здесь и в смысле добровольной и публичной демонстрации ими, несущими крест страданий за Него, правоты и истинности Его учения.

Лк 14:28−33. На двух примерах Иисус показывает, что Его ученики должны хорошо обдумать силы свои и возможности и свою способность идти на жертвы — прежде чем последовать за Ним. Подобно человеку, задумавшему построить башню (стих 28:30), им следует, прежде чем «приступать к строительству», подсчитать имеющиеся у них «ресурсы», т. е. убедиться, что они готовы и смогут уплатить за ученичество ту цену, которая потребуется от них.

Второй пример касается царя, идущего на войну. Лучше ему заранее пожертвовать желанной победой, если чувствует, что не в состоянии одержать ее. Как ни трудно отказаться от того, к чему лежит сердце, именно этот принцип жертвенности является основополагающим в ученичестве. Известно, что многие из последователей Христа в Израиле приносили в жертву свое имущество и положение, сознавая, что нет на земле ничего ценнее, чем Его благовестие.

Лк 14:34−35. Свое поучение об ученичестве Господь завершает краткой притчей о соли, которая имеет свою ценность, пока сохраняет свои свойства. Но, потеряв силу, т. е. «соленость», она делается ни к чему непригодной. Это верно и по отношению к тем, кто следуют за Иисусом. Утратив обязательные свойства Его учеников, в частности, желание и способность страдать за Него, они уподобятся соли, переставшей быть соленой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.