По Луке 15 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Откупщики и грешники постоянно теснились вокруг Него, желая Его послушать.
2 Но фарисеи и книжники роптали: «Он общается с грешниками и даже ест с ними вместе».
3 Иисус рассказал им такую притчу:
4 — Кто из вас, потеряв из сотни овец одну, не бросит девяносто девять остальных в пустыне, чтобы искать пропавшую, пока не отыщет ее?
5 Отыскав, он обрадуется, взвалит ее на плечи,
6 вернётся домой и, созвав друзей и соседей, скажет им: «Разделите со мною радость, ибо я отыскал заблудившуюся овечку!»
7 Так и на небе, говорю вам, будут больше рады одному раскаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которым нет нужды в покаянии.
8 Какая хозяйка, потеряв из десяти драхм одну, не зажжет светильник и не станет, подметая пол, тщательно искать ее, пока не отыщет?
9 Отыскав, она созовет подруг и соседок и скажет им: «Разделите со мною радость, ибо я нашла пропавшую драхму!»
10 Так и у ангелов Божьих, говорю вам, бывает радость и об одном раскаявшемся грешнике.
11 А ещё Он сказал:
— У одного человека было двое сыновей.
12 Младший однажды попросил: «Отец, выдели мне мою долю наследства». И тот поделил состояние между ними.
13 Вскоре младший сын, собрав пожитки, отправился в дальние края и там промотал наследство, живя беспутно.
14 А когда он всё прокутил, случился в той местности сильный голод, и тогда он узнал нужду.
15 Он нанялся батраком к одному местному жителю, и тот послал его пасти свиней.
16 И он был бы рад вволю наесться хотя бы стручков, которые шли на корм свиньям, но ему не давали ничего.
17 Наконец, опомнившись, он сказал себе: «Сколько батраков в доме отца моего едят досыта, а я здесь умираю от голода.
18 Вот встану, пойду к отцу и скажу: «Отец, виноват я пред Небом и пред тобою
19 и больше недостоин зваться твоим сыном. Возьми меня к себе в батраки».
20 И, встав, он пошел к своему отцу. ещё издали отец увидел его и, охваченный жалостью, побежал навстречу, бросился ему на шею и расцеловал его.
21 И сын сказал ему, «Отец, виноват я пред Небом и пред тобою, и больше недостоин зваться твоим сыном».
22 А отец сказал слугам: «Живо несите самую лучшую одежду и оденьте его, наденьте ему перстень и обувь.
23 Зарежьте откормленного теленка, устроим праздник,
24 ибо сын мой был мертв, но вернулся к жизни, пропал, но теперь нашелся». И начался пир.
25 А старший сын работал в поле. Возвращаясь домой, он услышал музыку с пением
26 и, подозвав слугу, спросил, что это значит.
27 Тот ответил: «Твой брат вернулся, и отец заколол откормленного теленка, радуясь, что сын жив и невредим».
28 Разгневался старший брат и отказался войти в дом. Тогда отец вышел и стал упрашивать его.
29 Но он ответил отцу: «Уже столько лет я служу тебе, как раб, и ни разу не ослушался твоего приказа, но ты ни разу не дал мне даже козленка для пирушки с друзьями.
30 А когда вернулся этот твой сын, спустивши все деньги на непотребных девок, ты зарезал для него откормленного теленка!»
31 Отец сказал: «Сынок, ты ведь всегда со мной, и все моё принадлежит тебе.
32 А без веселья и пира как обойтись теперь? Ведь брат твой был мертв, а теперь снова жив, пропал, а сейчас нашелся».

Толкование Далласской семинарии

г. Иисус говорит о «потерянных» и грешниках, которые войдут в Царство (глава 15)

Вопреки учению книжников и фарисеев, Иисус снова подчеркивает, что в Царство Божие войдут многие «потерянные» и грешные люди. Здесь приведены, пожалуй, наиболее известные из Христовых притч: о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Все три говорят об одном: Бог горячо заинтересован в покаянии грешников. Однако третья притча содержит в себе и нечто такое, чего нет в первых двух. В ней Иисус иносказательно говорит и о Самом Себе, Которого приняли «отверженные», но отвергли духовные вожди Израиля.

Лк 15:1−2. К великому негодованию книжников и фарисеев Иисус был близок к тем, кого они считали неисправимыми грешниками. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Отвечая им, Христос рассказывает три притчи. Все три говорят о том, что пропавшее может быть найдено, и что в этом случае естественно радоваться.

Некоторые видят в этих притчах учение о том, что верующий, утративший общение с Богом, может восстановить его. Они говорят, что, поскольку нельзя потерять того, что не имел, то первые две притчи — о тех, кто ранее уже принадлежали Богу. Так же и сын, будучи таковым, не может перестать им быть, и поэтому третья притча опять-таки учит о восстановлении утраченных отношений с Богом.

Иначе понимают эти притчи те, кто видят в «потерянных» — неверующих, которые могут прийти ко Христу. Такое понимание «потерянных» кажется более верным по двум соображениям: 1) Иисус говорил эти притчи книжникам и фарисеям, которые отвергали Его весть о Царстве Божием. Их возмущало, что к Иисусу идут грешники, которые, слушая, верят Ему. Между тем, если бы в третьей притче речь шла только о восстановлении отношений с Богом («заблудившихся» верующих), то две эти группы — законоучители и простой «грешный» люд — не могли бы быть одновременно представлены в ней. 2) Из стиха 22 следует, что возвратившийся сын получил новое положение в доме отца, которого прежде не имел.

Евреи были «детьми» Бога в том смысле, что состояли с Ним в особых взаимоотношениях, скрепленных заветом. При этом, однако, подразумевалось, что каждый из них должен был верить в Бога. На каждом, следовательно, лежала ответственность принять благовестие Иисуса и уверовать в то, что Он — Мессия, предлагавший народу обещанное Царство.

Лк 15:3−7. В притче о потерянной овце прямо говорится о той радости, которая бывает на небе, когда кается грешник. Иисус не говорит, что остальные девяносто девять овец не представляют ценности. Но подчеркивает значение той одной, которая отбилась от стада. Она-то и соответствует «грешникам», с которыми «ел» Иисус (стихи 1−2). Что касается девяносто девяти, то Христос уже и овцами их не называет (стих 7), но прямо — праведниками (каковыми они считали себя), не имеющими нужды в покаянии. Не ясно ли, что Он говорил о фарисеях!

Лк 15:8−10. Притча о потерянной драхме свидетельствует о радости Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Идея в ней совершенно та же, что и в первой притче, но особо подчеркнуто, сколь тщательно ведется поиск потерянного: …какая женщина… не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет потерянной драхмы (серебряная греческая монета, примерно соответствовавшая дневной «зарплате» труженика; в Новом Завете о «драхме» упоминается только здесь). Вывод из этой притчи был ясен слушателям Иисуса: грешники, которые «приближались к Нему», были весьма ценны в глазах Божиих.

Третьей притчей (о блудном сыне и его старшем брате) Иисус давал понять, что Бог всех людей зовет в Свое Царство.

Лк 15:11. У некоторого человека было два сына. По ходу притчи подчеркивается глубокое различие между этими сыновьями.

Лк 15:12−20а. В этой части притчи говорится о поведении младшего сына. Требование, с которым он обратился к отцу, было совершенно необычным: Отче! дай мне следующую мне часть имения. «Имения», как правило, не делились на Востоке между детьми, пока отец в состоянии был управляться с хозяйством. Однако этот отец согласился и отдал сыну его часть наследства.

По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (водя компанию с блудницами, как следует из слов старшего сына, стих 30). Слушатели, очевидно, уловили тут намек на Самого Иисуса, Которого обвиняли в общении с блудницами и грешниками, ведшими разгульную жизнь, далекую от Бога. В отличие от младшего сына, старший все это время оставался с отцом и как будто бы не выходил из повиновения ему.

Когда же младший сын расточил все свое наследство, настал великий голод… в стране, где он жил, и пришлось ему наняться пасти свиней (занятие в глазах евреев особенно унизительное). Возможно, под «дальней стороной» (стих 13) Иисус подразумевал территорию, лежавшую на восток от Галилейского озера, где жили язычники, занимавшиеся разведением свиней (8:26−37). И он (блудный сын) рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (речь, возможно, идет о плодах так называемого «рожкового дерева», но никто не давал ему. Пасть ниже, чем упал младший сын, было нельзя.

И тогда он одумался (стих 17) и решил возвратиться к отцу. В любом случае лучше было бы ему работать на отца, чем на чужого человека. Он надеялся, что отец примет его — пусть не как сына, а как работника.

Лк 15:20б−24. Далее описана реакция отца на возвращение сына. Ясно, он не переставал ждать его все время, пока его не было с ним, и потому, когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и побежав, пал ему на шею и целовал его. Отец не стал даже выслушивать всего, что говорил ему каявшийся сын.

Но приказал слугам своим поскорее приготовить хорошее угощение, чтобы отметить возвращение юноши; а еще — в знак того нового положения, которое отныне этот сын займет в его доме, — отец велел дать ему лучшую одежду и… перстень на руку его и обувь на ноги. Представляется, что Иисус намеренно снова вводит тут тему «пира».

Ведь пиршественное веселье и до этого неоднократно служило Ему символом грядущего Царства (13:29 сравните 14:15−24). Так что «угадать» значение этого «пира» слушателям Христа было нетрудно. Грешники (представленные в образе блудного сына) входят в Царство Божие, потому что «приближаются» к Христу, и Отец Небесный видит их, когда они «еще далеко». Сознающие свою потребность в Боге, они будут прощены Им.

Лк 15:25−32. Заключительная часть притчи говорит об отношении к происшедшему старшего сына, под которым подразумевались фарисеи и законоучители. К грешникам они относились точно так, как этот сын отнесся к возвратившемуся брату. Придя с работы в поле, старший сын, узнав о том, что произошло, осердился.

Не схоже ли это с «негодованием» книжников и фарисеев, которым проповеди Христа не нравились уже потому, что в них говорилось о «чужаках» (язычниках) и презираемых грешниках из их народа, которые будто бы войдут в Царство Божие. Подобно тому, как старший сын отказался принять участие в пире, устроенном отцом, и они отказывались войти в Царство, которое Иисус предлагал всем людям.

Интересно отметить, что Отец… вышед звал старшего сына на пир (стих 28). Так же и Христос не уклонялся от совместной трапезы с книжниками и фарисеями. Он не хотел закрыть им доступ в Царствие Божие. Ибо пришел, чтобы звать в него каждого желающего войти.

Старший сын рассердился и потому, что ни разу не удостоился такой чести, как младший сын, хотя, по его словам, столько лет служил отцу и никогда не преступал приказания его (стих 29). Из этого упрека следует, что свои отношения с отцом он строил на «деловой основе». Старший сын работал на отца не из любви к нему, а в расчете на награду.

Отец ответил ему, что в его распоряжении всегда имелось то, что было в доме, и теперь ему следовало бы радоваться вместе с отцом возвращению брата. Слова ты всегда со Мною, и все Мое твое отражают привилегированное положение религиозных вождей в среде избранного Богом народа. Им был дан закон, и они призваны были стоять на страже его (Рим 3:1−2; Рим 9:4). Вместо того, чтобы «роптать», они должны были приветствовать присоединение и других людей к Царству Божиему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.