По Луке 17 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Иисус сказал ученикам:
— Человеку выпадают случаи оступиться, но горе тому, кто толкает человека на это!
2 Лучше быть ему брошенным в море с камнем на шее, чем склонить одного из этих меньших к греху.
3 Так что остерегайтесь!

Если брат твой грешит, упрекни его, и если он раскается, его надо простить.

4 Даже если он обидит тебя семь раз за день и семь раз вернётся со словами «прости меня», — прости ему.
5 Апостолы попросили Господа:
— Прибавь нам веры!
6 Он ответил:
— Будь у вас веры с горчичное зернышко, вы могли бы приказать этой шелковице прямо с корнями перенестись в море и она бы исполнила ваш приказ.
7 Кто из вас, имея раба, который пашет или пасет овец, скажет ему, когда тот вернется с поля: «Скорее садись есть!»
8 Наоборот, хозяин скажет ему: «Приготовь мне поесть, подпояшься и прислуживай мне, а после можешь поесть сам».
9 Едва ли хозяин будет благодарить раба за то, что тот выполнил его приказ.
10 Так и вы, исполнив то, что вам было приказано, скажите: «Мы недостойные рабы. Мы лишь выполнили то, что были обязаны выполнить».
11 Направляясь в Иерусалим, Он проходил по Самарии и Галилее.
12 В какой-то деревне встретились ему десять прокаженных. Стоя на должном расстоянии,
13 они закричали:
— Иисус, учитель, смилуйся над нами!
14 Взглянув на них, Он сказал:
— Идите, пусть вас осмотрят священники.
И по дороге они вдруг очистились от проказы.
15 Один из них, увидев, что исцелён, пошел обратно, громко вознося хвалу Богу.
16 Со словами благодарности он пал в ноги Иисусу; это был самаритянин.
17 Иисус спросил:
— Разве не все десять больных исцелились? Где же остальные девять?
18 Неужели кроме этого инородца никто не вернулся, чтобы воздать хвалу Богу?
19 А самаритянину Он сказал:
— Вставай и иди. Вера спасла тебя.
20 На вопрос фарисеев, когда придет Царство Божье, Он ответил:
— Царство Божье придёт незаметно.
21 Про него не скажут «оно здесь» или «оно там». Царство Божье — внутри вас.
22 Он сказал ученикам:
— Придет время, когда вы захотите увидеть хотя бы один из дней Сына Человеческого, но не увидите.
23 Вам будут говорить «Он там» или «Он здесь», но не спешите туда бежать.
24 Ибо как молния, что, сверкнув, озаряет все небо от края до края, таким будет Сын Человеческий в день Его прихода.
25 Но сначала Ему предстоит много страдать и быть отвергнутым этим поколением.
26 Что было при Ное, то будет и при Сыне Человеческом.
27 Тогда все ели, пили, женились и выходили замуж, пока Ной не вошел в ковчег и не настал потоп, их всех истребивший.
28 Так было и при Лоте: люди ели и пили, покупали и продавали, сажали и строили,
29 но когда Лот покинул Содом, их истребил огонь с серой, излившийся с неба.
30 Так будет и в день, когда явится Сын Человеческий.
31 В тот день находящийся на крыше своего дома пусть не спускается вниз за вещами, находящийся в поле пусть не возвращается назад.
32 Помните о жене Лота!
33 Кто хочет сохранить свою жизнь, тот потеряет её, а кто потеряет её, тот будет жив.
34 Говорю вам, в ту ночь из двоих, спящих в одной постели, один будет взят, а другой оставлен.
35 Из двух женщин, вместе мелющих зерно, одну возьмут, а другую оставят.
36 *
37 Ученики спросили:
— Где это будет, Господин наш?
Он ответил:
— Где труп, там и стервятники соберутся.

Толкование Далласской семинарии

е. Учение Иисуса об ответственности перед людьми и перед Богом (17:1−10)

Лк 17:1−4. Иисус говорил ученикам Своим об ответственности человека перед другими людьми (стихи 1−4) и перед Богом (стихи 6−10). Из Его слов Наблюдайте за собою (стих 3) следует, что особенно Он предостерегал учеников не подавать соблазна (т. е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Вовсе избежать соблазнов в земной жизни невозможно, подчеркивал Он, но горе тому, чрез кого они приходят.

Лучше такому человеку быть утопленным в море с мельничным жерновом на шее, чем нанести духовный ущерб (здесь буквально «подтолкнуть к греху») кому-либо из малых сих (т. е. людям, которые, подобно маленьким детям, беспомощны в очах Божиих — Лк 10:21). Представляется, что здесь под «грехом» или «согрешением» (вследствие «соблазна») Иисус подразумевал недостаточность или утрату веры в Мессию.

Ведь книжникам и фарисеям Он прямо сказал, что они не только сами отказываются войти в Царство Божие, но и желающим войти препятствуют (Лк 11:52). Верующим же в Него следовало не только не подавать другим повода к согрешению, но и нейтрализовывать грех, прощая их вину другим (17:3−4). Если… брат твой виновен перед тобою, выговори ему, и если покается, прости ему. Прощать следует вновь и вновь. Семь раз в день здесь образ полноты (т. е. прощать надо постоянно).

Лк 17:5−10. Здесь Иисус говорит об ответственности верующих перед Богом. Первой их обязанностью перед Ним является вера. Когда ученики попросили умножить их веру, Он дал им понять, что они нуждаются не в большем количестве веры, а, так сказать, в качественности ее. Даже вера с зерно горчичное (самое маленькое из семян; сравните 13:19) может творить великие чудеса, например, вырвать из земли смоковницу без применения физической силы (стих 6).

Вторая обязанность верующего — смиренное служение Богу (стихи 7−10). Последователям Христа, делающим то, что они обязаны делать, не надо ожидать за это особой похвалы. Как не ожидает ее раб, исполняющий положенную ему работу. Подобно этому и ученикам необходимо сознавать себя перед Богом «рабами, ничего не стоющими».

4. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ЦАРСТВЕ И ОБ ОТНОШЕНИИ ВЕРУЮЩИХ К НЕМУ (17:11 — 19:27)

В этом разделе Лука повествует о целом ряде событий, случившихся на пути Христа в Иерусалим. На примере их Он учит апостолов правильному отношению к Царству Божиему.

а. Благодарный прокаженный (17:11−19)

Лк 17:11−14. Иисус проходил между Самариею и Галилеею. По просьбе десяти прокаженных Он исцелил их, не приближаясь к ним. В Евангелии от Луки это второй случай, когда прокаженные были исцелены Иисусом (5:12−16). Как и в первый раз, Он повелел прокаженным пойти показаться священникам. И когда они пошли, то по дороге очистились от проказы, т. е. стали ритуально чистыми.

Лк 17:15−19. Но лишь один из исцеленных, иноплеменник, Самарянин, возвратился, чтобы возблагодарить Иисуса. Только он осмыслил значение того, что сделал для него Иисус. Прославляя Бога, он пал ниц к ногам Христа, может быть, поверив, что Он и есть Бог. Однако Лука не говорит, уразумел ли он, что Иисус — Мессия.

В том, что девять других не возвратились поблагодарить Христа, видится символика отвержения Его израильским народом, который шел к Нему за исцелениями и охотно принимал пищу из Его рук, но признать в Нем Мессию не пожелал. Напротив, не принадлежавшие к еврейскому народу (их представляет прокаженный самарянин — существо дважды презренное в глазах евреев), благодаря, «падали ниц» перед Христом.

б. «Царство Божие — среди вас» (17:20−37) (Мф 24:23−28, 37−41)

Лк 17:20−21. Один из фарисеев спросил Иисуса, когда придет Царствие Божие. Вопрос этот был логичным, поскольку Иисус постоянно повторял, что Царство приблизилось. Ответ Христа как бы распадается на две части. Вначале Он говорит фарисеям, что Царство не придет явно, приметным для них образом. Но затем произносит: вот, Царствие Божие внутрь вас есть. «Внутрь вас» часто понимают неверно. Как о явлении духовном Христос не мог говорить фарисеям, отвергавшим Его, что Царство Божие «есть в их душах» (распространенное, в неверное (в данном случае) толкование).

Скорее, Он говорил, подразумевая Себя, что «вот, Царство Божие посреди вас», а вы и не замечаете его. Между тем, Он, олицетворяющий новую жизнь и новое миропонимание, которые «обозначает» как Царствие Божие, стоит среди них, и все, что от них требуется, — это признать Его Мессией, с Которым Царство Его, и тогда оно придет.

Лк 17:22−25. Затем, обращаясь уже к ученикам (возможно, оставшись наедине с ними), Иисус дает им несколько пояснений относительно Царства Божия. Он говорит, что наступает время, когда они захотят хотя на один день увидеть Сына Человеческого, но не увидят (стих 22). Потом Он сообщает ученикам, что в назначенный для этого момент Царство придет зримо для всех (стихи 23−24).

Оно уже не будет неким скрытым явлением (т. е. только духовным, внутренним). Господь сравнивает Свое появление (или что то же самое — появление видимого всем Царства Божиего) с молнией, перерезающей небо от края… до края (стих 24; сравните Мф 24:27, 30). Наконец, Иисус говорит ученикам, что прежде, чем это произойдет Ему надлежит пострадать (стих 25).

Лк 17:26−27. Продолжая эту тему, Иисус сравнил наступление Царствия Божиего с внезапностью потопа во дни Ноя и суда над Содомом и Гоморрою (стих 29). Обращаясь к этим двум событиям, Он показывает ученикам Царство в его «карающем аспекте». Когда Он придет, чтобы установить Царство Свое, люди сначала подвергнутся суду, в процессе которого выяснится, кто может, а кто не может войти в него. В этом разделе (стихи 26−36) Иисус говорит не о восхищении Церкви, но о суде перед «допуском» в Царство Божие.

Он напоминает ученикам, что во дни Ноя люди не ожидали катастрофического наводнения, и потому потоп… погубил всех (Быт 6 гл.). То же произойдет и перед внезапным явлением Царства — люди не будут к этому готовы.

Лк 17:28−33. Так же, как не были готовы к суду жившие во дни Лота; безразличные ко всему, что не было связано с их материальным благополучием, они ели, пили, покупали, продавали, садили, строили… (Быт 19 гл.). Они жили во грехах и позабыли о Боге. Почему и были истреблены. Иисус заявил своим последователям, что если будут чрезмерно привязаны к своему земному богатству в пору наступления Царствия Божия, то уподобятся жене Лотовой, т. е. подвергнутся такому же, как она, «осуждению». Где бы ни находились люди в тот день, — в поле ли на работе, или на кровле своего дома (возможно, отдыхая на плоских крышах своих домов), им не следует бросаться в дома, чтобы спасти свое имущество. Ибо любая задержка может стать роковой.

Предупреждение Христа в стихе 33 «сберегающим душу свою, которые погубят ее», здесь, видимо, подразумевает их желание сберечь, спасти свое земное богатство; отсюда сравнение с «женой Лотовой», которая обернулась назад, к своему дому, горюя об оставленном имуществе, и, как известно, погибла.

Лк 17:34−36. Тут речь о «взятии» людей на суд. В одной части света это случится ночью, когда люди будут спать (будут двое на одной постели), а в другой — днем (две будут молоть вместе… Двое будут на поле, когда они будут заниматься своими повседневными делами. Слово возьмется не означает восхищения Церкви, но именно — «взятие на суд». «Оставшиеся» же войдут в Мессианское Царство Христа. (Любопытно, что сказанное в стихе 36 имеется лишь в некоторых древних манускриптах. Возможно, эти слова были в какой-то момент добавлены — для согласованности с Мф 24:40.)

Лк 17:37. Вопрос учеников, обращенный к Иисусу, очевидно, подразумевает: где будет происходить это отделение одних от других? Загадочный Его ответ толкуют по-разному. Но представляется, что смысл его в следующем: везде, где будут жить люди, будут те, что подлежат суду, и те, что войдут в Царство. Злых, обреченных на суд, Он уподобляет «трупу», привлекающему к себе птиц, питающихся падалью (надо думать, что орлы символизируют в данном случае именно таких хищных птиц, а те, в свою очередь, — суд; сравните Мф 24:28; Откр 19:17−19).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.