По Луке 22 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Приближался праздник Опресноков, именуемый Пасхой.
2 Первосвященники и книжники искали случая расправиться с Иисусом, потому что боялись народа.
3 И вот Сатана вошел в Иуду Искариота, одного из Двенадцати.
4 Иуда пришёл к первосвященникам и начальникам храмовой стражи с предложением выдать Иисуса.
5 Те обрадовались и пообещали ему заплатить;
6 он согласился и стал искать случая выдать им Иисуса тайком от народа.
7 Настал день Опресноков, когда полагалось приносить в жертву пасхального агнца.
8 Иисус послал Петра и Иоанна, сказав им:
— Идите и приготовьте нам пасхальную трапезу.
9 Они спросили:
— Где Ты велишь приготовить её?
10 Он ответил:
— При входе в город вам встретится человек, несущий кувшин с водой. Идите в дом, куда он направится,
11 и скажите хозяину: «Учитель спрашивает, где Он со Своими учениками может вкусить пасхальную трапезу».
12 Хозяин покажет вам большую убранную комнату наверху. Там и готовьте.
13 Отправившись, они нашли все, о чем говорил им Иисус, и приготовили пасхального агнца.
14 Когда настал положенный час, Иисус возлег за стол, а вместе с Ним и апостолы.
15 Он сказал им:
— Я очень хотел разделить с вами эту пасхальную трапезу, прежде чем пострадаю,
16 ибо в следующий раз, говорю вам, Я буду вкушать её уже в Царстве Божьем.
17 Взяв чашу и произнеся благодарение, Он сказал:
— Примите и поделитесь между собой,
18 ибо не придется Мне больше пить от плода виноградной лозы до наступления Царства Божьего.
19 Взяв хлеб и произнеся благодарение, Иисус разломил его и отдал им со словами:
— Это тело Мое, за вас отдаваемое. Делайте так в воспоминание обо Мне.
20 То же самое сделал Он после ужина с чашей, сказав:
— Эта чаша есть новый Договор, скрепленный Моей кровью, за вас проливаемой.
21 Тот, кто предаст Меня, возлежит со мной за одним столом!
22 Сын Человеческий пройдет назначенный Ему путь, но горе тому, кто предаст Его.
23 Тогда они стали друг друга расспрашивать, недоумевая, кто из них собирается это сделать.
24 Затем между ними разгорелся спор о том, кто из них должен считаться старшим.
25 Иисус же сказал им:
— У иноверцев народами правят цари, и властители носят прозвище «Благодетель».
26 Иное дело вы: пусть старший из вас держится как самый младший, и господин пусть будет подобен слуге.
27 Кто главнее: тот, кто возлежит за столом, или тот, кто ему прислуживает? Разве не тот, кто возлежит за столом? Тем не менее Я здесь среди вас — как слуга.
28 Только вы Мне остались верны в Моих испытаниях.
29 И теперь Я хочу даровать вам Царство, как Мне даровал его Мой Отец,
30 чтобы вы пировали за Моим столом в Моем Царстве, став правителями и судьями двенадцати колен Израиля.
31 Симон, Симон! Сатана добивался позволения просеять вас, как пшеницу сквозь сито.
32 Но Я за тебя молился, чтобы вера тебя не оставила, а потом, когда ты вернешься, и ты в свою очередь поддержи своих братьев.
33 Тот возразил:
— Господин, я готов идти за Тобой и в тюрьму, и на смерть!
34 Иисус сказал:
— Петр, говорю тебе, не успеет прокричать и первый петух, как ты трижды от Меня отречёшься.
35 Иисус спросил их:
— Если Я отправлял вас в путь без денег, без сумы и без обуви, нуждались ли вы хоть в чём-нибудь?
Они сказали:
— Ни в чём!
36 Он сказал:
— А теперь пусть тот, у кого есть деньги, возьмет их, пусть захватит суму, и тот, у кого нет меча, пусть продаст плащ свой и купит меч.
37 Говорю вам, слова Писания «к преступникам был он причтен» должны исполниться на Мне. Написанное обо Мне исполнится уже скоро.
38 Ученики сказали:
— Господин, у нас есть два меча.
Он ответил:
— Довольно.
39 Затем Иисус отправился, как обычно, на Масличную гору, а ученики последовали за Ним.
40 Придя на место, Он им сказал:
— Молитесь, чтобы выдержать испытание.
41 А сам отошел на расстояние броска камня и, став на колени, взмолился:
42 — Отец, если можно, да минует Меня эта чаша! Но пусть не Моя, а Твоя воля свершится.
43 Тогда с неба явился ангел, чтобы ободрить Его.
44 А Он молился в смертельной тоске, и кровавый пот Его капал на землю.
45 Закончив молитву, Он подошел к ученикам и увидел, что они, устав от тягот, заснули.
46 Он сказал:
— Как вы можете спать? Вставайте, молитесь, чтобы выдержать испытание.
47 Не успел Иисус сказать это, как появилась толпа во главе с Иудой, одним из Двенадцати. Иуда подошел поближе, чтобы поцеловать Иисуса.
48 Тот сказал:
— Иуда, ты предаешь Сына Человеческого поцелуем?
49 Ученики, увидев, что происходит, воскликнули:
— Господин наш, позволь нам пустить в ход мечи!
50 И один из них, ударив мечом слугу первосвященника, отсёк ему правое ухо.
51 Но Иисус сказал: «Хватит!» — и, прикоснувшись к уху, исцелил того человека.
52 А первосвященникам, начальникам храмовой стражи и старейшинам, которые пришли за Ним, Иисус сказал:
— Разве разбойник Я, что вы вышли против Меня с мечами и дубинами?
53 Каждый день Я был с вами в Храме, и вы не решались Меня схватить, но теперь, когда властвует тьма, — ваше время.
54 Схватив Иисуса, они повели Его в дом первосвященника, а на расстоянии, следом за ними, шел Пётр.
55 Посреди двора был разведен костер, вокруг которого грелись люди, и Пётр подсел к ним.
56 Одна из служанок заметила его в свете костра и, присмотревшись, сказала:
— Вот этот был с Ним!
57 Пётр стал отнёкиваться:
— Я не знаю Его.
58 Чуть позже кто-то ещё увидел его и сказал:
— Ты один из них!
Пётр ответил:
— Да нет же.
59 Через час ещё один человек заявил:
— Наверняка он был с Ним, ведь и он галилеянин!
60 Пётр ответил:
— Не знаю, о чём ты говоришь.
Не успел Пётр сказать это, как прокричал петух.
61 Обернувшись, Господь взглянул на Петра, и тот вспомнил слова Господа: «Не успеет и первый петух прокричать, как ты трижды от Меня отречешься».
62 Петр вышел вон и горько заплакал.
63 Надзиратели, приставленные к Иисусу, глумились над Ним. Они избивали Его,
64 завязав Ему глаза, и спрашивали: «Угадай-ка, пророк, кто Тебя ударил?»
65 И всячески оскорбляли Его.
66 Утром старейшины, первосвященники и книжники собрались на общий совет и, велев привести Иисуса,
67 спросили Его:
— Скажи, Ты и в самом деле Помазанник?
Он ответил:
— Даже если скажу, вы не поверите,
68 а если Я буду вас спрашивать, не станете отвечать.
69 Но отныне Сын Человеческий будет восседать одесную Бога Всемогущего.
70 Все воскликнули:
— Значит, Ты Сын Божий?
Он ответил:
— Это вы про Меня так говорите.
71 Тогда они закричали:
— Какие ещё нужны доказательства? Мы сами всё слышали из Его уст!

Толкование Далласской семинарии

1. ИУДА ВЫРАЗИЛ ГОТОВНОСТЬ ПРЕДАТЬ ХРИСТА (22:1−6) (Мф 26:1−5, 14−16; Мк 14:1−2, 10−11: Ин 11:45−53)

Лк 22:1−6. Лука записал, что Христос был распят на Пасху — ежегодное празднество в память заклания агнцев в Египте, откуда Бог некогда вывел евреев, освободив их из рабства и наказав их угнетателей египтян (Исх 12:1−28). О связи праздника опресноков с Пасхою в комментарии на Лк 22:7 и Ин 19:14.

Хотя религиозные вожди боялись народа (Лк 19:47−48; 20:19), они все же решили погубить Иисуса. С инициативой предательства выступил Иуда. В него вошел сатана (сравните Ин 13:27) и соблазнил его деньгами, которые были Иуде обещаны за предательство. Но соучастие сатаны в убийстве Иисуса Христа предопределило его собственное поражение, ибо через смерть Сына Божиего одержана была победа над диаволом и смертью как таковой (Кол 2:15; Евр 2:14).

2. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИИСУСА К СМЕРТИ (22:7−46)

В повествовании Луки приготовление Иисуса к смерти включает Его последнее служение ближайшим Его ученикам в часы пасхальной вечери (стихи 7−38) и Его последнюю уединенную молитву в Гефсиманском саду (стихи 39−46).

а. Пасхальная вечеря (22:7−38) (Мф 26:17−35; Мк 14:12−31; Ин 13:1−38)

Все синоптические Евангелия отмечают, что Иисус совершил со своими учениками пасхальную вечерю. Однако в Евангелии от Иоанна (Ин 19:14) говорится, что Иисус умер на кресте в пятницу перед Пасхою (при более точном переводе — «в пятницу пасхи»; другими словами, евангелистом подчеркивается, что заклание Божьего Агнца, Его «приготовление», подобно было приготовлению (закланию) пасхальных агнцев. — от ред.). Кажущаяся «неувязка» между Ин 19:14 и Лк 22:7 может быть объяснена двояко.

Праздник опресноков, длившийся семь дней и предшествовавший дню Пасхи, иногда тоже называли «пасхою» (Лк 2:41; Лк 22:1; Деян 12:3−4), либо всю эту неделю называли «пасхальною неделей».

В первом столетии нашей эры иудеи следовали при праздновании Пасхи двум календарным системам. Так что Иисус и Его ученики могли совершить пасху по одному календарю, тогда как большинство народа, в том числе и фарисеи, совершали ее по другому календарю, на день позже, и тогда своих пасхальных агнцев они закалали в тот самый день, когда Иисус умер на кресте (Ин 19:14).

1. Ученики готовят пасхальную трапезу (22:7−13).

Лк 22:7−13. Даже и в эти последние часы Своей земной жизни Иисус продолжал совершать чудеса. Так, Он сказал Петру и Иоанну, как и что произойдет на их пути, когда они пойдут, чтобы приготовить им пасху. Его предсказания, естественно, сбылись. Узнать «человека, несущего кувшин воды», было нетрудно, поскольку обычно воду носили женщины, а не мужчины.

Ученикам надо было сказать этому человеку, войдя за ним в дом: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? По всей вероятности, хозяин дома был одним из веровавших в Иисуса Христа, потому что он сразу же предоставил ученикам горницу в своем доме, подготовленную для праздничного ужина.

2. Поучение Иисуса на пасхальной вечере (22:14−38).

Лк 22:14−20. Иисус ясно дал понять близким Ему людям, что смерть Его ознаменуется вступлением в силу Нового Завета. Для этого необходимы были тело и кровь Его, что передано в символике хлеба и плода виноградного и «приобщения» к ним последователей Христа.

На пасхальной вечере Иисус в последний раз учил о Царстве Божием. Это был праздничный ужин, а празднество, пиршество — всегда символ у евангелиста Луки. Иисус и Его ученики, названные тут Апостолами (сравните 6:13; 9:10; 17:5; 24:10), возлежали во время этого поучения за столом.

Господь радовался общению с этими людьми, которые поверили Его благовестию о Царстве. Они последовали за Ним, они познали, что Он действительно Мессия. И ради того, чтобы стать Его учениками, они отказались от всего, с чем свыклись, что было им дорого. Ученичество, к которому призвал их Он, ломало и привычные для них представления.

Иисус объявил им, что это последняя пасха, которую Он вкушает с ними, — до той поры, пока не совершится (она) в Царствии Божием (22:16 сравните со стихом 18). (В англ. тексте Библии соответствующая строка в стихе 16 передана в следующем смысле: «пока все, что она (пасха) означает, не исполнится в Царстве Божием».) Многие вещи в Ветхом Завете, включая и Пасху, указывали на служение Иисуса Христа и предвозвещали Царство, которое Он установит. И когда это произойдет, осуществится смысл Пасхи, ибо ничто уже не будет препятствовать общению Бога с Его народом, который Он введет в свой вечный покой.

Хлеб и вино были атрибутами повседневной жизни — не только пасхальных церемоний. Но здесь, повторяем, они символизировали Его тело, которое приносилось в жертву за весь Израиль, и Его кровь. Он был жертвенным Агнцем, Которому предстояло взять на Себя грех Израиля и всего мира (Ин 1:29). Новый Завет, многократно упоминаемый в ветхозаветных Писаниях и совершенно недвусмысленно — в Иер 31:31−34, являлся необходимой предпосылкой Века Царства, и вот Иисус Христос — через принесение в жертву Себя — учредил этот Завет (Лк 22:20). Им открывался Израилю путь к возрождению и вселению Духа Святого в отдельных представителей народа. Причастниками тех же духовных благословений (возрождения свыше через вселение Святого Духа) являются и верующие Века Церкви (1Кор 11:25−26; 2Кор 3:6; Евр 8:6−7).

Лк 22:21−23. Иисус дал понять ученикам, что один из них, участвующих в этой пасхальной трапезе, предаст Его. Решение, принятое Богом относительно смерти Иисуса, и решение Иуды предать Его «совместились» (стих 22). Христос должен был умереть, потому что только так могло совершиться спасение всего человечества, только Его смертью можно было «лишить силы» проклятие греха. И, тем не менее, это не снимало ответственности с предателя за то, что он совершил. Видимо, остальные ученики полностью доверяли Иуде, судя по недоуменным вопросам, с которыми они обращались друг к другу: кто бы из нас был, который это сделает? (стих 23).

Лк 22:24−30. Как ни странно, но после предупреждения Христа о том, что один из них предаст Его, ученики стали спорить о том, кто из них должен почитаться большим. Цари господствуют над народами (подразумевая, над язычниками), заметил им на это Господь. Но последователи Мессии не могут в своих мыслях исходить из этого. Среди них стремящийся быть больше да будет как меньший… как служащий.

Ибо Он Сам, Иисус Христос, — в роли служащего меж ними (стих 27). Ученикам же должно подражать своему Учителю. В конце-концов они удостоятся в Царстве Его почетных мест потому что пребыли с Ним в напастях Его. Последователи Христа станут соучастниками «трапезы Его в Царстве», они сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых (сравните Мф 19:28).

Лк 22:31−34. Господь предупреждает Петра, что он трижды отречется от Него в эту ночь, прежде нежели пропоет петух. Он говорит это в ответ на заверения Петра, что он готов за Ним и в темницу и на смерть идти. Слова Христа, что сатана хотел бы сеять их как пшеницу, означают, что он просил у Бога разрешения проводить учеников Христовых через трудные и мучительные обстоятельства для испытания их веры (это сравнимо с ситуацией Иова).

Иисус прибегает здесь к образу пшеницы, просеиваемой (так в англ. тексте Библии) через решето на предмет отделения ее от плевел. Произносит Господь и слова утешения: Но Я молился о тебе (в греческом тексте — множ. число, так что правильнее, видимо, читать как «о вас»), чтобы не оскудела вера твоя (ваша). Непосредственно же Петру Он дает понять, что после отречения от Него тот возвратится на путь веры (и ты некогда, обратившись) и станет укреплять в вере братьев своих.

Лк 22:35−38. Иисус напомнил ученикам, что они не испытывали недостатка ни в чем, пока Он был с ними и посылал их на служение от имени Своего (9:3). Но вот теперь, когда Он будет взят от них, им придется самим позаботиться обо всем необходимом для своего служения: о мешке… о суме и о мече. Чтобы защищать себя. Потому что Ему не только предстоит умереть, но «и к злодеям быть причислену» (цитата из Ис 53:12).

Когда ученики сказали, что у них есть два меча, Иисус откликнулся: довольно. На этот Его «ответ» имеется не менее четырех толкований: 1) Господь не захотел более продолжать разговора на эту тему. 2) И двух мечей было «довольно», чтобы продемонстрировать неспособность людей воспрепятствовать осуществлению Божиего плана, которым предусмотрена была смерть Христа.

Мечами этому не помешать. 3) Иисус просто имел в виду, что и двух мечей достаточно для защиты одиннадцати человек. 4) Ответ Христа надо рассматривать в связи с вышеупомянутыми словами пророка Исаии, т. е. Христос подразумевал, что Его учеников, и двумя мечами вооруженных, люди «причтут к злодеям», так же, как Его Самого. Четвертая точка зрения представляется более близкой к истине.

б. Иисус на Елеонской горе (22:39−46) (Мф 26:36−46; Мк 14:32−42)

О молении Иисуса Христа в Гефсиманском саду записано в трех синоптических Евангелиях, у Иоанна же сказано лишь, что Иисус «вышел с учениками своими за поток Кедрон, где был сад… знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин 18:1−2). Тот факт, что в свои последние земные часы Христос боролся с искушением именно в саду, может быть символичным (Лк 22:46). В саду человек впал в грех через искушение (Быт 3 гл). И теперь освобождение человечества от греха совершалось опять-таки в саду — через преодоление искушения. Ибо Иисус, «последний Адам» (1Кор 15:45), не поддался ему, но исполнил волю Божию, чего не сумел сделать первый Адам.

Лк 22:39−44. Лука говорит, что Иисус и ученики пошли на гору Елеонскую. Матфей и Марк называют это место «Гефсиманией» (что значит «пресс для выжимания оливок»). «Гефсиманский сад» представлял собой рощу оливковых деревьев, раскинувшуюся на склоне Елеонской или Оливковой горы (Ин 18:1).

Там, отойдя от учеников на расстояние брошенного камня (на вержение камня), Иисус стал горячо молиться. В какой-то момент сильное искушение просить Отца об избавлении Его от грядущего испытания охватило Его. Это значило бы отказаться от плана спасения человечества, предусмотренного Богом, согласно которому Сын должен был взять на Себя грех мира и умереть за него.

Из молитвы Христа видно, что Он уже в следующее мгновение преодолел искушение и выразил готовность исполнить волю Отца (Лк 22:42). Только Лукой записано, что явился Ангел с небес и укреплял Его (стих 43). Душевные муки Христа и напряжение всех Его сил были столь велики в эти часы, что с лица Его падал на землю кровавый пот.

Лк 22:45−46. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и нашел их спящими… Они уснули, сломленные печалью. Мысль о неотвратимости смерти Учителя повергла их в эту печаль. Им самим тоже грозила опасность — не только физическая, надвигавшаяся на них, но и духовная, ибо сама атмосфера сада была, словно грозовыми разрядами, «насыщена искушениями». Вот почему Иисус дважды призывал их молиться, чтобы не впасть в искушение (стихи 40, 46).

3. ПРЕДАТЕЛЬСТВО (22:47−53) (Мф 26:47−56; Мк 14:43−50; Ин 18:3−11)

Лк 22:47−53. Три момента выделяет Лука в сцене предательства и ареста Иисуса Христа. Первое. Иисус знал, что Иуда предаст Его (стихи 47−48). Он привел за собою толпу народа, в которой были и религиозные «начальники» (стих 52) и римские воины (Ин 18:12). Оговоренным знаком для тех, кто пришли взять Иисуса, должен был послужить поцелуй Иуды. Из слов Христа, обращенных к Иуде (стих 48), ясно, что Он наперед знал и о предстоявшем предательстве и о тайном знаке поцелуя.

Второе. Сострадание Иисуса к людям не изменило Ему и в момент ареста (стихи 49−51). Когда Петр, воспользовавшись одним из двух имевшихся у них мечей, отсек ухо первосвященникову рабу (по имени Малх; Ин 18:10), Господь исцелил его.

Наконец, третье. Своих врагов Христос горько укорил в лицемерии (стихи 52−53). Они не взяли Его открыто, днем, когда Он учил в храме, но …будто на разбойника вышли на Него с мечами и кольями, чтобы схватить Его тайно (19:48; 20:19; 22:2). Исполнены значения Его слова: но теперь — ваше время и власть тьмы. Ибо они не только явились под покровом «тьмы», но и действовали как силы тьмы духовной, жаждущие смерти Мессии.

Происходившее в Гефсиманском саду должно было завершиться не позднее 2 часов 30 минут пополуночи, поскольку к утру закончились все шесть «судебных разбирательств» над Иисусом, и в 9 часов утра Он уже был распят.

Арест Его в Гефсимании, хоть и был совершен с санкции синедриона, не был законным в том смысле, что произведен был тайно, по доносу оплаченного предателя.

4. СУД НАД ИИСУСОМ (22:54 — 23:25)

Итак, по делу Иисуса состоялось шесть судебных разбирательств — три проведены были иудейскими духовными властями, и три — представителями римской администрации (соответствующую Таблицу в Мф 26:57−58). Лука пишет только о двух разбирательствах из проведенных иудеями.

а. В доме первосвященника (22:54−65) (Мф 26:57−75: Мк 14:53−54, 65−72; Ин 18:12−18, 25−27)

Лк 22:54. Взявши Его, повели, и привели в дом первосвященника (Каиафы) — Мф 26:57; Ин 18:13, а также комментарии на Лк 3:2 и Таблицу семейства Анны, данную в комментарии на Деян 4:5−6. Вначале, однако, как следует из Евангелия от Иоанна (Ин 18:13), Иисуса повели в дом Анны, влиятельного тестя Каиафы. Можно сказать, что апостол Петр до определенного момента оставался верным своему слову (Лк 22:33), так как, хоть и издали, но следовал за Христом, несмотря на то, что это было для Него сопряжено со смертельным риском.

Лк 22:55−62. На протяжении нескольких часов Петр, как и предсказал Иисус, трижды отрекся от Него (стих 34). Причем с каждым разом делал это все горячее (сравните стихи 57−58, 60). И вдруг пропел петух… и Господь, обратившись, взглянул на Петра… Стечение обстоятельств и этот взгляд Иисуса заставили Петра вспомнить слова, сказанные ему Христом в начале ночи, и Петр осознал все значение происшедшего. Вышед вон он горько заплакал.

Лк 22:63−65. В доме первосвященника люди, взявшие Иисуса под стражу, издевались над Ним и били Его. Они, в частности, насмехались над Его пророческим даром (стих 64).

б. В синедрионе (22:66−71) (Мф 26:59−66; Мк 14:55−64; Ин 18:19−24)

Лк 22:66−67а. Синедрион был высшей юридической инстанцией у иудеев. Решения, принимавшиеся им, являлись окончательными. Если бы синедрион нашел за Иисусом вину, это означало бы, что весь Израиль признал Его виновным. Собираться синедрион мог только с наступлением дня; этого и ожидали судьи. Они хотели выяснить один вопрос — Христос ли Он? То есть, действительно ли Иисус представлял Себя как Мессию.

Все другие обвинения отошли поначалу на второй план. Задавая этот вопрос, ответ на который они знали, ибо знали, что Он представлял Себя как Мессию, члены синедриона, может быть, давали Ему шанс отречься от своих притязаний. А, может быть, они таким образом думали «устыдить» Его перед Его последователями.

Лк 22:67б−70. Иисус Христос подтвердил, что является Мессией, Который после смерти Своей, воскресения и вознесения воссядет одесную силы Божией (Пс 109:1; Деян 2:33; Деян 5:31; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). Перед лицом синедриона Он открыто заявил и о том, что является Сыном Божиим.

Лк 22:71. С точки зрения «старейшин народных, первосвященников и книжников», доказательство вины Иисуса, которое они искали, было получено. Ибо, по их мнению, Иисус совершил богохульство. Теперь они сочли себя вправе выдать Его римским властям. Дело в том, что исполнить смертный приговор могли только они, синедрион такого права не имел и мог лишь объявить человека виновным.

Итак, несмотря на все чудеса, совершенные Христом, на истинно мессианские знамения, данные Им, вожди народа отказались Ему поверить. Действуя от имени всего Израиля, они отвергли Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.