По Луке 23 глава

Евангелие по Луке
Открытый перевод → Толкование Далласской семинарии

Открытый перевод

1 Все участники совета встали и повели Иисуса к Пилату.
2 Они принялись обвинять Иисуса, говоря:
— Этот человек подрывает наши обычаи. Он против уплаты податей Цезарю и объявляет Себя Помазанником, то есть царем.
3 Пилат спросил Его:
— Ты действительно царь иудейский?
Иисус ответил:
— Это твои слова.
4 Пилат сказал первосвященникам и народу:
— Я не нахожу за этим человеком никакой вины.
5 Но они настаивали:
— Он сеет своей проповедью смуту по всей Иудее. Мало Ему Галилеи, теперь Он пришел и сюда!
6 Услышав это, Пилат спросил, действительно ли Иисус галилеянин.
7 И, узнав, что Он из владений Ирода, отослал Его к Ироду, который в те дни тоже был в Иерусалиме.
8 Увидя Иисуса, Ирод очень обрадовался, так как давно искал встречи с Ним и, будучи о Нём много наслышан, надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо.
9 Он долго расспрашивал Иисуса, но Тот молчал.
10 Между тем первосвященники и книжники, стоявшие рядом, яростно Его обвиняли.
11 Тогда Ирод со своими воинами стал издеваться над Иисусом и, смеха ради облачив Его в роскошный наряд, отослал Его обратно к Пилату.
12 С того дня Ирод и Пилат подружились, а раньше они враждовали.
13 Пилат, созвав первосвященников, старейшин и народ,
14 объявил им:
— Вы привели ко мне этого человека как виновного в подстрекательстве к мятежу. Я допросил Его в вашем присутствии и не нашел за Ним преступления, в котором вы Его обвиняете.
15 Не нашел за Ним вины и Ирод, а потому отослал Его к нам обратно. Итак, Его не за что приговаривать к смерти.
16 Я велю бичевать Его, а затем отпущу.
17 *
18 Тут все как один закричали:
— Смерть Ему! Отпусти нам лучше Бар-Аббу.
19 Бар-Абба этот был арестован за подстрекательство к беспорядкам в городе и за убийство.
20 Пилат, желая отпустить Иисуса, обратился к ним снова,
21 но они кричали:
— Распни, распни Его!
22 Пилат в третий раз сказал им:
— Ну что Он сделал плохого? У меня нет оснований Его казнить. Я велю бичевать Его, а затем отпущу.
23 Но они стояли на своем, с криками требуя, чтобы Иисуса распяли, и в конце концов они этого добились.
24 Пилат согласился исполнить их требование.
25 Он освободил арестованного за мятеж и убийство, а Иисуса отдал в их полную власть.
26 Когда солдаты вели Его на казнь, нести за Ним крест они заставили случайного прохожего, возвращавшегося с поля, некоего Симона из Кирены.
27 Вслед за Иисусом шла большая толпа, и женщины рыдали и плакали о Нём.
28 Иисус обернулся к ним и сказал:
— Не плачьте обо Мне, женщины Иерусалима, плачьте о себе и о детях своих.
29 Близится время, когда вы скажете: «Счастливы бездетные женщины, которые никогда не рожали и ни разу не кормили грудью!»
30 Тогда горам скажут «обвалитесь на нас!» и холмам скажут «обрушьтесь на нас!»
31 Если так поступают с зелёным деревом, то как же обойдутся с засохшим?
32 Вместе с Ним вели на казнь и двух преступников.
33 Придя на место, называемое Череп, они распяли там всех троих: Его посредине, а справа и слева — преступников.
34 Иисус говорил:
— Отец, прости их, они не понимают, что делают!
Бросая жребий, они делили одежды Его.
35 Народ, стоявший вокруг, смотрел, а старейшины, потешаясь над Иисусом, говорили:
— Он спасал других, так пусть спасет и себя, если Он избранник и Помазанник Божий!
36 Измывались над Ним и солдаты. Они предлагали Ему прокисшее вино
37 и спрашивали:
— Что же Ты не спасешь себя, царь иудейский?
38 Над Ним висела дощечка с надписью: «Это царь иудейский».
39 Один из распятых преступников осыпал Его бранью и говорил:
— Ты ведь Помазанник! Спаси же себя и нас!
40 Но другой преступник упрекнул его:
— Побойся Бога! Ты ведь сам на кресте.
41 Мы-то терпим казнь по заслугам, а за Ним нет никакой вины.
42 И ещё он сказал:
— Иисус, не забудь обо мне, когда придёшь в Царство Своё!
43 Иисус ответил:
— Обещаю тебе, сегодня же ты будешь со Мной в раю.
44 Уже близился полдень, как вдруг над землей сгустилась тьма. Так было до трех часов пополудни,
45 из-за затмения солнца. И завеса в Храме разорвалась пополам.
46 Иисус громко вскричал:
— Отец, Тебе Я вручаю дух Мой!
С этими словами Он скончался.
47 Центурион, видевший это, восславил Бога и сказал:
— Воистину, это был праведник.
48 Люди, пришедшие посмотреть на казнь, уходили, ударяя себя в грудь.
49 Те же, кто знал Иисуса, и женщины, сопровождавшие Его от Галилеи, глядели на это, стоя поодаль.
50 Был среди членов совета некто по имени Иосиф, человек добрый и праведный,
51 который не был согласен с их решением и деянием. Он происходил из иудейского города Ариматея и ждал наступления Царства Божьего.
52 Придя к Пилату и упросив отдать тело Иисуса,
53 он снял Его, спеленал льняным полотном и положил в скальную гробницу, ещё ни разу не использованную для погребения.
54 Это был день Приготовлений, и совсем немного оставалось до начала субботы.
55 Проследив за Иосифом, женщины, которые пришли из Галилеи вместе с Иисусом, запомнили, в какой гробнице Он был похоронен.
56 Возвратясь, они приготовили благовонное миро, а в субботу, как того требует заповедь, отдыхали.

Толкование Далласской семинарии

в. Иисус перед Пилатом (23:1−7) (Мф 27:1−2, 11−14; Мк 15:1−5; Ин 18:28−38)

Лк 23:1−7. Возможно, в полном своем составе синедрион повел Христа к Пилату, римскому правителю Иудеи (3:1 и 13:1). Обвинение, которое они выдвинули в его присутствии, было ложным. Они заявили, будто Иисус внушает народу не платить подать кесарю, тогда как Иисус как раз говорил обратное (20:25). Да и то, что сами они рассматривали как богохульство со стороны Христа, Пилату было представлено как речи политически мятежные: Он, мол, называет Себя Христом Царем (23:2). Пилат, однако, не нашел никакой вины в этом Человеке (стих 4), о чем и заявил иудеям. Но поскольку те настаивали на виновности Иисуса, римский губернатор, узнав, что Иисус — Галилеянин, послал Его к Ироду, правившему тогда Галилеею (3:1), который в эти дни был также в Иерусалиме.

г. Иисус перед Иродом (23:8−12)

Лк 23:8−12. Однако Ироду на многие его вопросы Иисус не стал отвечать — ведь все, что тот хотел от Него, это демонстрации какого-нибудь чуда. И тогда Ирод и его воины присоединились к мучителям Христа. Насмеявшись над Ним, тетрарх Галилеи приказал облачить Его в маскарадные царские одежды и отослал Его обратно к Пилату, так и не высказав своего суждения о Нем, но и осуждения не выразив тоже (стих 15).

д. Снова перед Пилатом (23:13−25) (Мф 27:15−26; Мк 15:6−15; Ин 18:39 — 19:16)

Лк 23:13−17. Пилат же сказал им: вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу. По мнению Пилата, Иисус не сделал ничего достойного смерти. (Стих 17 во многих древних манускриптах отсутствует.)

Лк 23:18−25. Несмотря на то, что римский наместник не нашел за Иисусом никакой вины, которая заслуживала бы смертной казни, иудеи предпочли, чтоб им отпустили известного мятежника и убийцу Варавву, а не Христа. Пилат еще раз попытался сохранить жизнь Иисусу и в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Итак, наказав Его, отпущу. Но в конце-концов он вынужден был уступить требованию иудеев и предал Мессию в их волю.

5. РАСПЯТИЕ ХРИСТА (23:26−49) (Мф 27:32−56; Мк 15:21−41; Ин 19:17−30)

Распятие было в Римской империи одним из распространенных видов смертной казни. К нему приговаривали злостных преступников, которые не являлись римскими гражданами. Эти не могли быть казнены через распятие. Казнь на кресте была, вероятно, самой жестокой и мучительной из практиковавшихся тогда, ибо процесс умирания казнимого был медленным и долгим. Христос, однако, умер на удивление быстро.

Лк 23:26−31. Человека по имени Симон из города Кирина в Северной Африке заставили нести крест Иисуса к месту распятия. По пути на Голгофу Иисус предупреждал народ о приближающихся Божиих судах (Ос 10:8; Откр 6:15−17). Под зеленеющим деревом Он мог подразумевать Себя; «сухому» — уподобить состояние народа в Свое отсутствие (со всеми вытекающими из этого последствиями).

Лк 23:32−43. Лука, в отличие от Матфея и Иоанна, не говорит об исполнении ветхозаветных пророчеств в смерти Христа. Лука преследовал иную цель: показать, что и в предсмертных мучениях Иисус оставался прощающим Мессией. На кресте Он просил Отца Небесного простить тех, которые обрекли Его на эти муки, и Сам простил одного из разбойников, распятых вместе с Ним (стих 34 и 43). Даже умирая, Он продолжал совершать дело, ради которого приходил на землю, — дело примирения людей с Богом. И тем не менее, и народ и его начальники насмехались над Христом (стих 35), а воины ругались над Ним (стихи 36−37), и один из распятых злодеев злословил Его (стих 39).

Лк 23:44−49. Четыре момента выделены Лукой в сцене умирания Иисуса. Во-первых, он пишет о двух символических событиях, сопутствовавших завершению казни. Тьма опустилась на землю и покрывала ее на протяжении трех часов (с полудня до трех часов дня). Это событие «созвучно» словам, сказанным Христом при Его аресте: «но теперь ваше время и власть тьмы» (22:53). Тьма воцарилась по причине Его распятия. Другое символическое явление имело место в храме: завеса в храме раздралась по средине. Эта завеса отделяла народ приходивший в святилище, от места Божиего присутствия.

И происшедшее теперь символизировало, тот факт, что через смерть Иисуса Христа люди обрели возможность свободного доступа к Богу; с этого момента система жертвоприношений не будет более стоять между Ним и ими (Рим 5:2; Рим 2:18; Рим 3:12). Ибо Христос стал той единственной Жертвой, Которая обуславливает угодные Богу взаимоотношения с людьми.

Во-вторых, Иисус добровольно отдал Свою жизнь (Ин 10:15, 17−18). Он Сам предал Свой дух Богу (Лк 23:46).

В-третьих, Лука, как и два других синоптика, пишет о римском сотнике, который пришел к убеждению, что истинно Человек Этот был праведник (т. е. ни в чем не был виновен; 23:47). И сотник… прославил за Него Бога.

В-четвертых, Лука свидетельствует о горестном раскаянии народа, который возвращался с места казни, бия себя в грудь (стихи 48−49).

6. ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА (23:50−56) (Мф 27:57−61; Мк 15:42−47; Ин 19:38−42)

Лк 23:50−56. Все четыре евангелиста подробно описывают погребение Иисуса Христа — с тем, чтобы показать, что Он действительно умер на кресте. Все эти приготовления к погребению лишены были бы смысла, если бы Он не умер. Смерть Мессии была необходима, ибо без нее не совершилось бы Его воскресение.

Очевидно, и в синедрионе были люди, сочувствовавшие Иисусу и принимавшие Его благовестие. Так, один из членов синедриона — Иосиф… из Аримафеи… ожидавший… Царствия Божия, верил, что Иисус есть Мессия. Он был тайным Его учеником (Мф 27:57; Ин 19:38). Не участвовавший в совете и в деле синедриона, осудившего Христа на смерть, он после снятия Спасителя с креста похоронил Его в своем гробе.

Итак, Иисус умер в пятницу, и наступала суббота, пишет Лука.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.